18+

10 всё ещё стильных советских мультфильмов

Поп-арт, космические робокоты, очень взрослые шутки и прадедушка пикапа Tesla. Советские мультики как всегда держат марку!

  • 2218
  • 0
  • 26 Ноября 2019

Есть мнение, что стиля — как и секса — в Советском союзе не было. Глупо, конечно, так говорить о стране, которая породила Валерия Леонтьева, сандалии с перфорацией и игровой автомат «Морской бой». И тем не менее.

Про ситуацию в целом утверждать не готовы, точно знаем одно: в анимации стиль точно был! Причем такой, что большинству современных смешариков и не снилось.

Сделали подборку советских мультфильмов, анимация которых выглядит круто даже спустя 30+ лет. Постарались не банальничать! («Ёжик в тумане» вне конкуренции, но сколько можно).

1. РАССЕЯННЫЙ ДЖОВАННИ (1969)

Мульт, на который создателей вдохновило нетленное «а голову ты дома не забыл?!» и немного рассказ Джанни Родари про рассеянного мальчика.

Официально референсом к мульту послужила мозаика Фернана Леже. Но цветовая гамма в целом отсылает ко всему художественному абстракционизму в целом (это когда плевать на тени, бери цвет поярче и заливай кусками). Вспомнить решетки Мондриана хотя бы. 

Автор «Джованни» режиссер Анатолий Петров скромно считал свою работу поп-артом, а вот в министерстве культуры ГОСКИНО заподозрили его в пропаганде абстракционизма и смотрели на картину с большим подозрением.

2. ПОДРУЖКА (1989)

Весь мульт сделан как «Бёрдмэн» — одним длинным кадром. Благодаря этому, а также бесконечно движущимся карандашным штрихам, «Подружка» засасывает полностью, заставляя смотреть историю взросления рыбы под крылом старика от младенчества и до утопления (спойлер!).

Драматизма происходящему добавляют детские черты рыбьего лица и повадок. Депрессивная рыбка Поньо, которая не стала человеком, но и рыбой быть перестала.

3. ПЕРЕВАЛ (1988)

Художником-постановщиком «Перевала» стал Анатолий Фоменко, также известный своей Новой хронологией. Согласно этой теории, человеческая история начинается примерно в Х веке, а все остальное — обман и провокация, чтобы набрать классы. К сожалению, научное сообщество не отнеслось к такой замечательной идее с должным интересом, назвав ее псевдонаучной.

Кстати, художником его назначил непосредственно режиссер картины Владимир Тарасов: «Мне в руки попался написанный им учебник математики с иллюстрациями автора - некими графическими изображениями математических формул. Такая графика выглядела очень любопытно, и я подумал, что для воссоздания жуткого мира, в котором живут герои Кира Булычёва, рисунки Фоменко подходят идеально».

Естественно, все это добавляет мультфильму очков. Хотя стихи Саши Черного, песни Александра Градского и книга Кира Булычева в основе всего — это и без того, как минимум, интересно.

Самому Булычеву мультфильм, кстати, не понравился. Но кого интересует мнение автора, когда экранизация получилась настолько авангардной.

4. КОНТРАКТ (1985)

«Контракт» тоже был создан Тарасовым и уже попадался в одну из наших подборок раньше. Но устоять невозможно: даже музыка в нем так хороша, что включать мульт можно фоном в соседней вкладке.

Если в прошлый раз мы говорили про содержание мультфильма, сейчас сосредоточимся на картинке. Потому что это советский стимпанк с роботами и проработанной вселенной, напоминающей «Бегущего по лезвию». Еще там есть мегакорпорации, пожирающие людей, общество потребления и вот это всё. Присутствует даже карающая сфера, почти как в аниме «Ганц».

5. ФАНТАДРОМ (с 1984 года)

Советский союз — это удобно. Потому что мультфильм частично латышский, но все равно как бы полностью наш…

Это 11-серийный мультсериал, в своих сюжетах и рисовке объединивший «Межгалактическое телевидение» из «Рика и Морти» и «Время приключений».

Например, робокот-трансформер Индрикис XIII сражается с инопланетянами, зашедшими за солью. А межпланетная мышь вызывает по внеземному таксофону пожарную котопомощь. Для ликвидации пожара приходится расстегнуть брюхо отъевшейся облаками туче (потому что вскрыть ее ножницами не получилось). Норм.

Кстати, в начале и конце каждой серии чихает котэ. Задолго до того, как подобные видео стали мейнстримом! Каждый чих не похож на предыдущий. 

6. СЕРЫЙ ВОЛК & КРАСНАЯ ШАПОЧКА (1990)

Поиграем в декаданс… Этот мультфильм — shift+delete всему позитиву советской культуры. Шапка, шагающая во Францию по искореженным рельсам, Гена и Чебурашка, собирающие милостыню, не самые позитивные стихи на мотивы старых детских песен…

Символом чего выступает волк, пожирающий все доброе и светлое, типа динеевских гномов и Айболита (к тому же вставивший стальную челюсть вместо демонтированной по решению суда оригинальной) — думайте сами. Кстати, озвучил его Армен Джигарханян.

Мы же хотим отметить, что стилистических\исторических\культурных отсылок там не меньше, чем в каких-нибудь «Гриффинах». Достаточно сравнить маму Шапочки с советскими плакатами, например.

А вот декольте этой могучей женщины заслуживает отдельного упоминания, и пусть в нем не будет никаких смыслов, оно чарующе само по себе.

Заканчивается мультфильм, к слову, парадом поющих людей с символикой пацифики на плакатах.

7. ПОЛИГОН (1977)

Для начала скажем, что мы, кажется, нашли, чем вдохновлялся Илон Маск, создавая свой пикап Tesla.

Но это не единственное достоинство мульта, иначе он бы сюда не попал. «Полигон» сделан «фотографикой», что задает атмосферу и заставляет наше подсознание дорабатывать образы, опираясь на свой опыт. А это в свою очередь воздействует на нашу тонкую психическую организацию, и сочувствие к персонажам вырастает на 300 очков.

Фотографика — техника анимации, когда на каждого персонажа приходится по два слоя целлулоида с разными слоями раскраски, причем один из слоев снимается не в фокусе. Получается такой вот модный блюр, как в режиме потрет на айфоне. На этом фоне особенно бросаются в глаза четко отрисованные лица персонажей. Позаимствованные, кстати, у модных в то время заграничных актеров.

Сюжет опять фантастический, хотя финал достоен какого-нибудь сериала, типа «Остаться в живых» (жаль, создатели последнего не воспользовались подсказкой).

8. УРОК (1987)

Абсолютно сюрреалистичная картина Роберта Саакянца, большая часть эпизодов которой достойна стать отдельным арт-объектом.

Черно-белые персонажи, рекурсивные цветные детали, капитан космического корабля за штурвалом и на фоне гигантского радио. Не говоря уже о прорисованных мелочах в обстановке космического корабля, бластерах-удочках и женскому персонажу, способному составить конкуренцию белой маечке Сигурни Уивер в «Чужом». Да что там: в одном эпизоде можно увидеть обнаженную женскую грудь в чб (и не только), а некоторые шуточки настолько взрослые, что мы покраснели в два слоя (ох уж этот гусь). 

Отдельно стоит отметить прорисовку метаморфоз животных и, конечно, финальную сцену, где много маленьких космонавтиков ведут корабль.

9. КЕЛЕ

Короткометражка по мотивам чукотской сказки про двух девочек, которые решили сыграть не на той дудке, и чудовище, которое слишком много пьет.

Благодаря национальной музыке и анимации, напоминающей бихромные рисунки на шаманских бубнах, повествование выглядит реально мистическим и погружает в легкий транс. Кстати, предложение выпить озеро периодически получают представители разных религий: например, похожий трюк проделывал один из индуистских богов. Правда, из лучших побуждений и в итоге не лопнул, а только посинел.

10. ПРЯМОЕ ПОПАДАНИЕ

Мультфильм о зарождении гейм-зависимости, созданный скорее в стиле разноцветных клипов того времени. Яркие цвета, поп-арт рисовка, быстрый переход от одного кадра к другому, мигание цветов. Как-будто смотришь гонщика Спиди, а не советский мультфильм.


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ:

«Когда-то все наши фильмы назывались мультипликационными, от слова "мульти" - то есть "много". А потом вошло в обиход понятие, принятое на Западе, "анимация" — от слова "душа". Я-то как раз считаю, что мультипликацией можно, скорее, называть современную западную ширпотребную рисованную продукцию — там много трюков, эффектов... А наши рисованные картины я бы называл анимацией, потому что художник в каждый кадр вкладывает свою душу и при этом старается раскрыть душу зрителя», —режиссер Владимир Тарасов.


Всегда на стиле.

Ваш Дважды два. 

Загрузка...