ПОНЯТНО
Шесть вопросов к производству трэш-анимации: «Пол-литровая мышь» vs 2x2

Шесть вопросов к производству трэш-анимации: «Пол-литровая мышь» vs 2x2

Чем вдохновляться, чтобы написать совершенно отбитый сценарий? Сколько платят художникам за работу над ним? Кто вообще пустил это на телек? Отвечаем на главные вопросы о трэш-анимации на примере «Пол-литровой мыши» и большого жизненного опыта 2х2.

  • 471
  • 0
  • 31 Июля 2020


Сначала мы хотели написать занудный, но поучительный пост о том, как появляется и что несет миру другая анимация. Но пришло озарение: создатели «Пол-литровой мыши» — наши давно потерянные братья-близнецы и мы на личном опыте знаем, о чем их спрашивают в интервью. Поэтому выпустить этот материал без комментариев наших экспертов по трэш-продакшну мы просто не могли. В общем, в этот раз умных слов про этапы развития культуры и декаданс анимации снова не ждите.

Но для начала все же немного теории. «Пол-литровая мышь» добралась до телевидения в середине нулевых — в век всепоглощающей вседозволенности. Шутить можно было почти про все (и никто не обижался), старые форматы всех утомили, эксперименты приветствовались, а анимация упивалась возможностью делать юмор не только бескомпромиссным, но и наглядным.

В 2001-м в США на отдельной частоте заработал [adult swim], в 2007-м в России — 2х2, и вот между этими знаковыми событиями затесался авторский проект Мэтта Майелларо под странным названием «Пол-литровая мышь» и с не менее странным рисунком. Мультфильм купался в любви аудитории два сезона, и неожиданно тихо заглох после первого же эпизода третьего. Затем было еще несколько спецвыпусков, один веб-эпизод, и вот теперь, спустя 15 лет, миру явилось свежайшее полноценное продолжение «Пол-литровой мыши».

Кстати, в русском переводе «Мышь» стала «пол-литровой» просто потому, что у нас не привыкли мерить алкоголь унциями (дословный перевод — «12-унциевая мышь», что равно стандартной пивной таре в США). Название «Мышь 0.33», видимо, показалось Гоблину, переводившему оба сезона, незначительным количеством, и предпочтение было отдано «народной» мере — пол-литре.

Сама по себе «Пол-литровая мышь» — это один большой протест и миллион ироничных отсылок к поп-культуре разной степени серьезности. Вся атмосфера искрится безумием, как книги Бориса Виана. Это когда ты смотришь и понимаешь, что кукуха уже купила билет, чтобы отъехать, но ее поезд пока задерживается. Поэтому впечатление, что ты вот-вот все поймешь, не угасает.

Ползающие по стене Часы, вставки с танцами красного зонта на ножках как прямые анимационные потомки «Малхолланд Драйв», архетипические персонажи вроде Квадратного бизнесмена (у него нет рук, но разве это проблема для могущественного человека?). Герои даже сами про себя понимают, что они чертовски символичны, означают что-то большее и нарисованы для высокой цели. Выглядит это все экспериментальной театральной постановкой (и по сути ей и является).

Однако вечными вопросами к «Мыши» остается не тайна образа Муженщины или хронотоп мышиной симуляции. Реальные вопросы проще и ближе нормальному человеку без постфилологического синдрома.

ЗАЧЕМ ТАКОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТВ?

Это главный вопрос, возникающий в голове наших бабушек и просто людей, далеких от анимации! Для начала напомним, что Мэтт Майелларо вообще-то мастер трэш-анимации с богатым бэкграундом и внутренним миром. Он сделал ATHF, «МорЛаб 2021», «Идеальная прическа навсегда» и «Осьминогов» — самые странные и максимально нестандартные сериалы, мы писали о них раньше. Когда он принес руководству [adult swim] идею «Пол-литровой мыши», они уже понимали, что парень гений и фигни не предложит.

Ну и не будем забывать, что телеканал [adult swim] — это ночная версия анимационного канала Cartoon Network. Его цель — нести анимацию тем, кто включает телек, когда дети засыпают. Поэтому все возможные эскперименты с сюжетом, рисунком и глубиной сатиры 70-го уровня — это маст-хэв.

Впрочем, по словам самого Мэтта Майелларо, решающей для «Пол-литровой мыши» фразой стала: «Это шоу будет стоить около пяти долларов за серию и потребует для своей реализации всего-навсего немного бумаги для принтера».

АННА МОРЯКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР 2Х2 и ГЕНДИРЕКТОР СТУДИИ АНИМАЦИИ 2Х2:

— Безусловно, мы бы тоже взяли подобное шоу на 2x2! Нам приносят огромное количество сценариев, но главная составляющая, которая заставляет нас остановиться на одном из них, это «У — уникальность». Затем мы отвечаем для себя на вопрос отвечает ли данный контент «ДНК бренда»: то есть, соответствует ли концепции, идее и нашему внутреннему миру. Если ответ «да», двигаемся дальше!

В целом для проекта, который метит на 2x2, важна целостность, актуальность и, как мы любим говорить, всратость (литературно это можно описать как насыщенность неожиданными поворотами без объяснения причин).

ЧТО ПО ДЕНЬГАМ?

Создатель сериала в интервью проговорился, что внешне «Мышь» получилась именно такой банально потому, что создавать персонажей самостоятельно было дешевле. В итоге часть героев была нарисована им самим прямо на распечатках сценариев тех серий, где им предстояло появиться. А Часы (не последнего по значимости персонажа, надо сказать) Майелларо вообще забыл нарисовать. Этот пробел по-быстрому восполнил напарник автора по ATHF и продюсер «Пол-литровой мыши» Джон Брестан.

Проверить, байка это или нет, сложно. Впрочем, пять баксов за серию тоже звучит не очень правдоподобно, даже если осуществлять постпродакшн силами младшего брата и на калькуляторе. Поэтому не стоит исключать тот факт, что это все часть симуляции легенды. Что совершенно не меняет сути.

Доподлинно известно одно: делать титры с реальными пиротехническими эффектами было намного сложнее, чем всех персонажей «Мыши». Для их создания был воссоздан реальный картонный город из 340 зданий и с улицами шириной 15 см — чтобы было место для проезда камеры. Снаряды для взрывов расставлял специально обученный пиротехник, так что при съемках никто не пострадал. Никто, кроме нервных клеток Мэтта Майелларо, которому самостоятельно пришлось вырезать дверцы и окошечки.

ГАЛИНА ШУЛЕПОВА, РЕЖИССЕР МОНТАЖА И ЭКСПЕРТ ПО «БУМАЖНЫМ ПРОМО» 2Х2:

— Для меня такие задачи — это часть жизни. Сейчас я как раз думаю над роликом, где нужно объединить русскую народную деревянную игрушку с американским шоу рестлеров. И пытаюсь решить, съездить и купить в магазине недостающие элементы, сохранив стилистику, но убив при этом трэш, или убить три дня жизни на создание картонных заготовок и их покраску. И этот процесс забивает все остальные операции моего мозга: я, например, даже не думаю, стоит ли сегодня ужинать.

А вообще за последние четыре года мы делали все из всего. Это не всегда просто: иногда идея приходит сразу, и ты мгновенно понимаешь, как и из чего сделать декорации. А иногда приходится прошерстить кучу информации, вплоть до того, как, например, охотиться на червяков. Узнать все их повадки, потом пойти в парк и накопать там себе актеров для съемки. Практически жить их жизнью, чтобы выловить, снять, а еще дать им всем имена и разнести по домам живыми и сытыми.

У нас в офисе вообще бывало всякое: и черепахи-танчики, и крыс с картонным автоматом, — причем это был самый дорогой актер за всю историю 2х2. Особенно если пересчитать оплаты в рублях на килограмм веса! Самой крысе даже не пришлось ничего делать, просто посидеть в кадре. Но получилось атмосферно.

Мы тоже строили целые города, например, для пересъемок «Терминатора». Строили пляжи и острова для кроликов, шили мух, покрывали золотом капусту и шпроты. Это все очень увлекательно и, на мой взгляд, вот эта головоломка — самое интересное в моей работе.

Я в последние лет 10 вообще смотрю на вещи иначе, как на живые. Смотрю на шкаф и думаю, с какой стороны его можно преобразить и приспособить к съемкам? Вот такой элемент профдеформации, но лично мне это точно приносит удовольствие. Иначе какой смысл вообще этим заниматься?

ЗАЧЕМ ТАК НЕКРАСИВО РИСОВАТЬ?

Мэтт Майелларо говорит коротко и доступно: дело в том, что «Пол-литровая мышь» не про анимацию. Но мы, как специалисты в ответах на этот вопрос, можем кое-что добавить.

Во-первых, примитивные карандашные начертания добавляют безумия происходящему. Зрителю кажется, что мультфильм создавался на коленке, в азартном угаре. А значит, тут запрещенка, самиздат и мама бы ни за что не одобрила. В общем, надо брать.

Во-вторых, чем меньше художники трудятся над прорисовкой персонажей, тем больше простора остается вашему мозгу для (не)культурной деятельности. Встроенный в голову зрителя процессор дорабатывает все, что не додал мультфильм, собирая в каждой отдельно взятой черепушке свой образ Мыши. Индивидуальный подход!

Ну и третье и самое простое: вы же запомнили Мышь с первого раза, мм?

АННА МОРЯКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР 2Х2 И ГЕНДИРЕКТОР СТУДИИ АНИМАЦИИ 2Х2:

— А кто определяет эти нормы красоты? Взрослая анимация тем и прекрасна, что в ней не действуют привычные для детской нормы: ярко и округло. Самое главное, что взрослый мозг, пресыщенный яркими картинками и потоками приукрашенной информации, отдыхает здесь душой и телом.

«Клубника и Морж», Студия анимации 2х2

КАК ТАКОЕ ВООБЩЕ ПРИДУМЫВАЕТ?

Поклонники сериала отмечают, что «Пол-литровая мышь» — это как минимум Дэвид Линч в 2D. Нелинейный сюжет, полный сюр происходящего, странные образы и общая иррациональность на экране: все слагаемые успеха в одной бутылке. Опционально люди находят в «Мыши» также отголоски работ братьев Коэнов, сериала «Остаться в живых» (ну а что, 2005 год, «Тьму» еще даже не начали придумывать!) и не только.

Загадочная коробочка из «Малхолланд Драйв»

Сам Мэтт Майелларо утверждает, что телевизор он почти не смотрит, так что сериалы здесь ни при чем. А вот работы Линча, любимого режиссера Майелларо, наверняка оставили свой след. Однако это далеко не единственное, что повлияло на создание мультфильма. «Все вещи, которые заставляют меня удивляться, дают импульс к действию, безусловно, находят отражение в моем творчестве», — отмечает автор. То есть, совсем все: случайные диалоги, фильмы, музыка, прохожие на улице, запахи.

ДЕНИС ВСЕСВЯТСКИЙ, ДЕНДИРЕКТОР И ГЛАВНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬ КРЕАТИВОВ 2Х2:

— Я по долгу службы много общаюсь с творческими людьми из самых разных сфер и вижу, что нет универсального рецепта для вдохновения — у каждого свой подход и свой портал в креатив. У меня лично предельно прагматический подход к воображению и вдохновению: считаю, что это как мышцы, которые нужно прокачивать, если хотите быть в форме.

Ожившие дома Дениса Всесвятского

Мозг и тело ужасно ленивые, если их не тренировать, но для этого необязательно ходить в скучный тренажерный или текстовый зал и монотонно там качаться, круче превратить это в хобби или игру. Я, например, обожаю изучать слова и придумывать каламбуры, поэтому могу запросто придумать любой копирайт или название. Но в творчестве также важно понимать, какой конечный продукт вы хотите получить и планировать процесс.

Так, я долго пытался написать мультсериал, но никак не мог начать и заставить себя взяться за дело, пока не создал с креативной группой структуру сезона и план производства! А личный опыт, все, что вас волнует, будоражит и окружает, помогут сделать продукт уникальным, человечным и таким же неповторимым как «Пол-литровая мышь».

КТО ГОВОРИТ?

В России все персонажи «Пол-литровой мыши» говорят голосом Гоблина. А вот в оригинале решение по озвучке было дваждыдвашно гениальным.

Бюджеты «Мыши» не очень-то большие (читай: минимальные). Поэтому Мэтт просто заманивал на озвучку всех, кто снует вокруг его офиса. После экспресс-кастинга он присваивал человеку персонажа. Так, например, высокомерный голос Курта Соколича отлично лег на Квадратного бизнесмена, интеллигентный актер Мэтт Харриган стал Ликером, менеджер студии — Муженщиной. В общем, непрофессионализм актеров озвучки вдохнул в персонажей еще больше жизни, добавив кому-то флоридского акцента, кому-то занудства.

«Если первая серия ATHF требовала для своего озвучивания целый день работы, то над „Пол-литровой Мышью“ мы справлялись за час. Бессвязность и отрывистость диалогов тоже сыграла свою роль, поскольку актеры не читали свои реплики до записи. Они просто становились перед микрофоном и делали свое дело. Большинство фраз было записано прямо с первой-второй попытки».

АНДРЕЙ ОСИПОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА АДАПТАЦИИ ЭФИРНОГО КОНТЕНТА ИЛИ ПРОСТО ГЛАВНЫЙ ПО ГОЛОСАМ В ГОЛОВЕ:

— Пару лет назад мы заполучили по-детски наивный, но совершенно упоротый сериал «Рассол и Арахис». Сначала мы хотели дублировать главных героев голосами наших звезд, большинство из которых впоследствии побывали у Дудя. Пока делали пробы и выбирали персонажей, я в шутку попробовал записать себя на роль Рассола, и понеслось.

Многие из нас не любят слушать свой голос, интонацию, акцент, манеру подачи. Но опытные люди убедили пойти именно в этом направлении. Я показал свою запись Дендиректору и убедил его попробоваться на роль Арахиса, второго главного героя. И проба получилась отличной. Денис загорелся проектом и начал придумывать главным героям свой сленг, который сделал персонажей еще более уникальными.

Я предложил Арахиса Дену не потому, что он у нас главный. Мне показалось, они с персонажем похожи: именно так разговаривал бы Арахис, если бы жил на районе и говорил по-русски. Но если серьезно, мы просто поняли, что звучим аутентичнее матерых актеров и «верим» именно нашим персонажам.

Дальше пришлось довериться интуиции. С маленькой долей сомнения, но с большим энтузиазмом, я сидел со с списком персонажей, пересматривал эпизоды и прокручивал в голове голоса всех своих коллег! В 95% случаев мы не ошиблись и в итоге добились максимальной схожести и «трушности». В работу пошли такие голоса, которые, наверно, ни один классический режиссер не утвердил бы.

Но в нашем случае процесс точно не получился проще и быстрее!

На самом деле, когда работают непрофессионалы, все сложнее и дольше раз в пять. Например, в дубляже, помимо прочего креатива, есть важное понятие: попадание в липсинг (в губы). Вроде бы нашли интересный голос, но его нужно режиссировать, заставить выговаривать каждую букву, записывать больше дублей. Например, первую серию «Рассола и Арахиса» мы позже полностью переписывали заново, поскольку почувствовали в себе силу опыта и вернулись к исправлению своих же косяков.

Но что касается создания контента с нуля, то очевидно, что Мэтт записал понравившихся ему ребят гораздо быстрее: он сразу нашел в них то, что хотел слышать! С одной стороны, сэкономил на кастинге, с другой, получил именно ту «Мышь», которую мы полюбили. И, кстати, такой сериал мы просто не имеем права дублировать, иначе многое бы потеряли. Поэтому одноголосая закадровая озвучка от Гоблина пришлась как нельзя кстати, параллельно сохранив оригинальные голоса за кадром.

А СЦЕНАРИЙ У НИХ ЕСТЬ?

История «Пол-литровой мыши» выросла из театральных набросков Майелларро для очередной пьесы. Есть Мышь, которая живет в своем мире, есть другие персонажи, которых создателям захотелось сделать тоже объемными, но совсем не похожими на мышь (даже принадлежностью к схожему виду).

Самое привлекательное, что большинство персонажей встречаются нам каждый день, хоть и выглядят чаще всего немного иначе. Например, каждый третий таксист в Москве — Квадратный бизнесмен, решающий любые вопросики (и таксующий просто для души). А диалоги персонажей настолько философски просты, что достойны одновременно и отдельной книги в твердом переплете, и места на вашей кухне на рассвете после вечеринки.

«Что это? Что за формулы? Бумаги… Бумаги сводят с ума. Сводят с ума и манят в ночь».

По словам Мэтта, секрет успеха в полном отсутствии плана: «Вместо того, чтобы в очередной раз ломать голову над осточертевшими шутками, как все остальные, мы работали абсолютно спонтанно, постепенно строя из отдельных диалогов и действий собственную вселенную. Получилось что-то грандиозное».

Вселенная Фитцджеральда и карта взаимодействия персонажей сложилась в голове автора только к третьей серии. А чем все закончится, он не знал до самого конца — пока они вместе с командой не закончили 20-ю серию.

То есть, никакого плана развития сюжета, заранее прописанных персонажей и прочего научного подхода, все от чистого сердца. Однако связь между сериями всегда есть, даже если ее не сразу видно, а все вводимые персонажи постепенно получают свое место в сценарии, раскрывающее их глубокий внутренний мир и тайну появления на экране.

ЕВГЕНИЙ ТОЛСТИКОВА, ГЛАВНАЯ ПО СЦЕНАРИЯМ СТУДИИ АНИМАЦИИ 2Х2: 

— Как порядочный монстр контроля, я считаю, что сценарий всегда впереди! Это скелет, без него история может посыпаться в любой момент. Идея может начать расти из отрывочных сцен и диалогов. У меня, например, есть знакомый сценарист, который вообще мыслит музыкальными сценами.

«Осторожно, Земляне!», Студия анимации 2х2

Но этап структурирования истории должен быть. Я всегда обращаю внимание сценаристов Студии анимации, когда они ради любимой сцены ломают ход повествования, подгоняют под нее персонажей… это бросается в глаза.

Тот факт, что существуют авторы, способные не потеряться в дебрях сюжетных линий и персонажей — это прекрасно! Но рецептом хита я бы это не назвала. Порыв души и искреннее веселье, спонтанность и свобода вовсе не должны гибнуть в процессе планирования. План для того и разрабатывается, чтобы постепенно переписываться и приходить к факту. По мне, план сезона должен дышать, но должен быть!


Мэтт Майелларо обещает, что новый сезон будет более целостным и связным, так что в этот раз план, видимо, все же есть. Как бы там ни было, очевидно, что «Мышь» остается такой же уместной и спустя 15 лет. И, видимо, Майелларо все еще есть, что сказать.

Вы сами-то не мышь?

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО