ПОНЯТНО
Как работают экшен-сцены в комиксах? На примере «Росомахи Джейсона Аарона»

Как работают экшен-сцены в комиксах? На примере «Росомахи Джейсона Аарона»

Издательство «Комильфо» выпустило на русском языке массивную книгу «Росомаха Джейсона Аарона. Омнибус» — толстенный сборник в твердом переплете, в котором 688 страниц историй о самом своенравном мутанте. В них он постоянно с кем-то сражается — то с путешественниками во времени, то с Мистик, то с наемниками, усиленными тем же металлом, что в костях Росомахи. Словом, весь сборник — ода экшену и канадской харизме Логана, поэтому я решил рассмотреть эти комиксы в контексте динамики и ее изображения в сборнике.

  • 2168
  • 0
  • 6 марта 2020

Издательство «Комильфо» выпустило на русском языке массивную книгу «Росомаха Джейсона Аарона. Омнибус» — толстенный сборник в твердом переплете, в котором 688 страниц историй о самом своенравном мутанте. В них он постоянно с кем-то сражается — то с путешественниками во времени, то с Мистик, то с наемниками, усиленными тем же металлом, что в костях Росомахи. Словом, весь сборник — ода экшену и канадской харизме Логана, поэтому я решил рассмотреть эти комиксы в контексте динамики и ее изображения в сборнике.

На русском языке немного статей, разбирающих комиксы в подобном ключе. В материале я частично буду опираться на логику Игоря Кислицына, рассматривавшего эту тему в своих материалах о комиксах. А иногда художники сами рассказывают в интервью, как создаются экшен-сцены.  

К 2020 году даже неискушенные зрители кино и сериалов стали отличать хороший монтаж экшена от рваного. Нетрудно заметить, когда съемочная группа экономит на сценах боя, устраивая склейки или снимая драки в темном помещении, где легко скрыть все погрешности из-за освещения. Вы наверняка встречали такое в кино и точно видели в сериалах — там почти никогда не хватает денег на хороший экшен. Зачастую к уловкам прибегают, когда в сюжете необходим динамичный эпизод, но сцена в целом выбивается из истории, сосредоточенной больше на комедии или драме. Это сложно назвать недостатком; если конкретная сцена выделяется из почерка режиссера — он может просто не обладать должными навыками для постановки экшена.

Подобное бывает и в комиксах. Далеко не каждый художник умеет рисовать экшен-сцены. Более того, если рассматривать мейнстримные комиксы Marvel и DC, то там диалогов все же больше, чем непосредственно действия, потому часто можно встретить максимально статичные эпизоды, в которых персонажи даже позы принимают неестественные.

В комиксах есть свои мастера экшен-сцен, которым сценаристы могут оставить пометки в скрипте в духе «Бэтмен ударил Джокера по лицу», а художник уже сам продумывает драку и ее постановку. 

Если в экшен-эпизоде фильма или сериала важно, чтобы зритель без лишних склеек и уловок смог увидеть и осознать, как происходит взаимодействие персонажей, то в комиксе система чуть сложнее. Комиксы статичны, следовательно, художник должен выстроить кадры таким образом, чтобы линия взгляда читателя передавала динамику происходящего, чтобы экшен-сцена возникала при чтении от скорости движения глаз по страницам и при попытке осмыслить изображенное.

В чтении комикса традиционно выделяют два пути — линия взгляда и линия движения. Первое — это то, как движется взгляд читателя по страницам комикса — от одной панели к другой. При взгляде читатель обращает внимание не только на персонажей и их взаимодействие, но и на позы, которые герои принимают, на предметы, которые рядом расположены, на фон, куда персонажи перемещаются в ходе экшен-сцены. То есть, для создания эффекта динамики важны все элементы на странице — даже очередность панелей.

Линии движения и взгляда отличаются. Читатель может не следовать по странице согласно логике истории, а двигаться взглядом следом за яркими маркерами, притягивающими внимание (скажем, за пулями или когтями Росомахи). Изначально статичные объекты (вроде персонажей) начинают двигаться в голове человека, когда он воспринимает хорошо продуманный кадр комикса. Достигается это разными способами. Например, с помощью панелей — их увеличения, чередования, уменьшения.

Часто на страницах комиксов возникает взаимодействие линий движения и взгляда. Если кадр хорошо продуман, то они будут направлены в одну сторону. Вместе с отсутствием помех это даст движение по странице комикса, которое создаст правильное ощущение динамики. Например, ниже на левой картинке движение совпадает, из-за чего нет проблем с восприятием. На правой же неясно, как Логан в конце улетел в стену, потому что момент столкновения художник опустил.

При неправильной постановке кадра сложно понять, что происходит, куда движутся персонажи дальше и что вообще происходит (все как в жизни). Персонаж словно телепортируется, из-за чего линии взгляда и движения обрываются, разрушая динамику.

Иногда подобный эффект создается умышленно, когда сценарист и художник хотят вести читателя не последовательно от верхних панелей к нижним, от левых к правым, а стремятся разрушить ожидания, заставив бегать взглядом по странице комикса.

Когда у читателя возникает дискомфорт из-за отсутствия продуманных линий взгляда и движения, он вынужден перечитывать эпизод снова, что тормозит восприятие конкретной сцены и истории в целом. Динамика теряется. Если такое продолжается, читателю проще бросить комикс, чем пытаться читать дальше.

Тут важно подчеркнуть мысль: художник может жертвовать фоном страницы и панельной структурой в угоду движению. Это распространенное явление в комиксах, и оно часто продиктовано именно желанием создать динамику.

«Росомаха Джейсона Аарона. Омнибус» наполнен экшеном. В комиксе канадский мутант постоянно вступает в схватки, а художники — каждый по-своему — стараются передать не только умело поставленные рукопашные схватки, но и характер Логана: его нетерпеливость, решительность и гнев.

Читая комиксы, уделяйте больше внимания рисунку.
Ваш образовательный Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО