ПОНЯТНО
Сказки для взрослых: от братьев Гримм до [adult swim]

Сказки для взрослых: от братьев Гримм до [adult swim]

Анастасия Шабловская разбирается, как взрослая анимация иронизирует над сказками нашего детства (и не только) и почему всем это нравится.

  • 2527
  • 0
  • 12 Мая 2020

10 мая [adult swim] запустил сериал про волшебные сказки — «JJ Villard’s Fairy Tales» с рейтингом 18+. Томясь в ожидании премьеры, поковырялись в истории сказок в анимации. Оказалось, всю дорогу их мотает от восторженных принцесс до детальной расчлененки, но нам это неизменно нравится.

ГРИММ И НЕ ТОЛЬКО

В литературе был целый период, когда сказки писали все подряд, и никого это не смущало. Более того, никто бы не посмел назвать того же Гофмана с его психологическими триллерами — детским писателем. Но при слове «сказка» в первую очередь в голову пробираются братья Вачовски XIX века — Вильгельм и Якоб Гримм.

Сложно сказать, чем именно обусловлена частота упоминания именно этих ребят в сценариях взрослой анимации. Возможно, за годы активного творчества они банально успели окучить и смягчить большую часть страшилок, которыми европейцы пугали детей. Но даже несмотря на старания по адаптации этих историй, сестры Золушки, отрубающие себе пальцы и пятки, — так себе история для психики современного ребенка, защищенного от угрожающей его психике информации.

Важно сразу расставить все по местам: жестокость сказок Гримм — это не отражение психических заболеваний и нереализованных фантазий братьев. Они адаптировали свои истории из откровенного трэша народных сказаний до рейтинга хотя бы 16+. То есть со сценами кровавого насилия, но без детальных анатомических подробностей. Например, эти чуткие братья-лингвисты пожалели своих современников, и в сказке о «Гензель и Гретель» заменили дьявола на злобную старушку ( можно поспорить, что хуже). А окончательную расправу над злом оставили через кремирование в печи, а не постепенное четвертование, как предписывала одна из народных вариаций повествования. 

Как бы там ни было, теперь их сказки интегрированы чуть ли не в каждый сериал длиннее четырех сезонов. Например, в 10 серию 12 сезона «Гриффинов», где Питер укладывает спать Стьюи. Как и следовало ожидать от команды Сета Макфарлейна, получилось зашкаливающе жестоко и с элементами погранично-черного юмора. То есть, полностью в стиле «Гриффинов».

По сказкам братьев Гримм путешествуют и Симпсоны (куда уж без них) в хэллоуинском спецвыпуске 12 сезона. Но тут, естественно, все намного мягче и лояльнее к неустойчивой психике. Как минимум потому, что пряничный домик физически не может представлять опасности для Гомера. А Златовласке просто не повезло.

Естественно, Гримм — не единственные сказочники в своем роде. Второе место по влиятельности в сказочном Forbes разделили бы Ганс Христиан Андерсон и Шарль Перо. Их аниматоры тоже не обделяют вниманием.

Но на правах человека с неустойчивой четверкой по теории литературы в дипломе, хотелось бы отметить, что ситуация со сказками во многом напоминает историю с анимацией. В том плане, что обеих сначала использовали для серьезных сюжетов или стеба над каким-нибудь строем, как у Владислава Старевича в его «Прекрасной Люканиде» (пародия не столько на рыцарский роман, сколько на засилье в кинематографе эффектных псевдоисторических сюжетов из жизни аристократов). Но потом и анимацию, и сказки прибрали к рукам дети — и о бравом прошлом теперь мало кто помнит.

Мертвые жуки Владислава Старевича, первого аниматора в России
Сам Владислав Старевич

Так что справедливости ради стоит отметить, что идею добавить сказкам взрослого контекста придумали задолго до [adult swim]. Персонажи, которых позже выведут из народа в книжки с картинками, замечены за беспределом, например, в «Монти Пайтоне» XVI века — романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Но это вам не детские сказочки, а глубокий сатирический роман в пяти книгах, открыто высмеивающий и папство, и некоторые отборные слои общества.

МИФЫ И РАГНАРЕК

А если копнуть еще глубже, то корни всего сказочного пантеона уходят в мифы, которые по понятным причинам нельзя считать сказками. Правда, понятными только профессиональным искусствоведам.

Если самоизоляция достигнет апогея, тотально рекомендуем почитать что-то вроде «Старшей Эдды» из скандинавского эпоса, взрастившего на себе в том числе и вселенную Marvel с Крисом Хемсвортом, Локи и всей остальной божественной братией. Вот где ребята реально не стесняются в метафорах! Раны, в которых птицы вьют гнезда, восьминогий ездовой волк, божественные глаза как валюта в обмен на мудрость. Это вам не Камни Бесконечности по вселенной искать.

И да не устроит нам Один окончательный Рагнарек за то, что мы посмели сравнить скандинавскую мифологию со сказками!

Если вспоминать более «попсовые» древнегреческие мифы, то тут огромная неприкрытая аллюзия прямо в центре главного анимационного сериала современности. Есть, правда, мнение, что Гомер Симпсон, в отличие от Гомера, пересказавшего «Одиссею» и «Иллиаду», воспевает не зарождение цивилизации, а ее разрушение. И даже если предположить, что мы тут занимаемся поиском сакральных смыслов там, где история простого спрингфилдского парня, отсылки есть и в самом сериале.  

Например, в эпизоде «Истории из общественного достояния» рассказывается фрагмент «Одиссеи» с Гомером в главной роли. Есть также целая серия под названием «Одиссея Гомера»: в ней главный герой сражается со множеством опасностей, царящих в Спрингфилде с помощью митингов и установки дорожных знаков. Все по закону, как мы любим, и никаких Горгон!

ПОЧЕМУ НАМ ЭТО НРАВИТСЯ

Сказка — это эпическое произведение с волшебством, героями или смекалистами трикстерами в главной роли. В ней не обязательны претензии на историчность повествования, зато должна быть нескрываемая вымышленность сюжета. Это дарит безграничные просторы для полета фантазии, особенно если скрестить все это с анимацией.

Отдельным бонусом идет тот факт, что сказки мы запомнили раньше, чем собственное имя. А значит, сюжеты и образы можно использовать как международный триггер, понятный и вызывающий конкретные однозначные ассоциации.

Ну ясно же, что раз принцесса, значит хочет замуж (привет, Пупырка из «Времени приключений»!). Или добрая и розовая, живет в замке (Принцесса Жвачка, наше почтение). С рыцарями тоже все понятно — они отважные и непобедимые.

Но особенно нас триггерит, когда понятные персонажи начинают вести себя наоборот. Страдать алкогольной зависимостью, уходить в загулы, рушить отношения с родителями на почве подросткового возраста. Полное «Разочарование».

Аналогичное (но более жесткое) надругательство над шаблонами использует и [adult swim] в своих «Волшебных сказках Джей Джей Вилларда»: кровожадная Рапунцель, волк с огнестрелом, элементы БДСМ, насилия и всего, чем не следует заниматься волшебным персонажам, даже крайне жестоким.

Но главное, что подкупает, — это тот факт, что все наконец-то срабатывает как в жизни, а не как обещали писклявые голоса с пластинки «В гостях у сказки». Справедливость торжествует не через фею-крестную, а с помощью материальных дотаций заинтересованным лицам, инициатива наказана, зло нашинковано мелкой соломкой, добро не с кулаками, а вооружено до зубов и пробивает первым при любых нестыковках сценария. Ну то есть сказка, которая реально стала былью, со всеми нюансами реальности. Как в «Рождестве у лесных тварей» или «Воображляндии» из «Южного парка».

С нетерпением ждет сказок от [adult swim]

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО