ПОНЯТНО
Disney теряет «Оскар»? Что нужно знать об анимационной номинации

Disney теряет «Оскар»? Что нужно знать об анимационной номинации

Три больших проекта от Disney и Pixar проиграли борьбу за «Золотой глобус» скромному «Потерянному звену», а «Холодное сердце 2» не получило номинацию на «Оскар», уступив сразу двум фильмам Netflix.

  • 1239
  • 23 января 2020

Фарид Бектемиров рассказывает о сложной истории отношений оскаровской Академии с анимацией и неожиданно обнадеживающей тенденции этого года.

Вручающие «Оскары» академики на протяжении всей истории относились к анимации с очевидным скепсисом. Заслуги Уолта Диснея они, конечно, признавали (и даже сделали его абсолютным рекордсменом по статуэткам, рассовав по карманам 27 премий — в основном почетные и за короткометражки). Но мультфильмы в целом считали слишком детским развлечением, чтобы соревноваться с «настоящим» кино в основных категориях. Тот же Дисней свою единственную номинацию на «Лучший фильм» получил не за «Белоснежку» или «Пиноккио», как можно было бы предположить, а за «Мэри Поппинс». Сейчас бы ее назвали live-action фильмом с элементами анимации.

Проблему могла отчасти решить отдельная номинация для анимационных полнометражек. Но организаторы «Оскара» считали, что подобных проектов за год выходит слишком мало, чтобы гонка получилась хоть сколько-нибудь конкурентной. И хотя в XX веке академики трижды награждали анимационные проекты отдельными призами за выдающиеся достижения (помимо «Белоснежки», их получили гибридный «Кто подставил Кролика Роджера?» и первая «История игрушек»), они упорно игнорировали анимационные проекты при выборе лучшего фильма года, за одним значимым исключением — номинацией «Красавицы и чудовища» в 1991-м.

Лишь в 2001 году, когда анимация стала теснить «живое» кино не только в художественном, но и в техническом плане, и игнорировать этот процесс уже не получалось, организаторы премии все-таки выделили полнометражным мультфильмам отдельную категорию. Откровенно запоздавшее решение вызвало диспут, похожий на недавнюю историю с неудачным введением номинации «Лучший популярный фильм». Многие профессионалы и фанаты считали, что «Шрек» (во многом действительно выдающийся мульт, серьезно повлиявший на развитие всей индустрии) должен быть номинирован в главной категории, однако его авторам вместо этого выделили «детский стол».

Второй, еще более мощный скандал, разразился, когда в номинацию на главный «Оскар» не попал общепризнанный шедевр «ВАЛЛ-И», и это (наряду с отсутствием «Темного рыцаря» в той же категории) стало одной из причин расширения числа номинантов в следующем году с пяти до десяти. Однако даже этот разумный ход со стороны Академии позволил мультипликаторам лишь пару раз выйти за пределы отведенного им загона. В 2010-м за главную награду сражался «Вверх», в 2011-м — «История игрушек: Большой побег».

С тех пор вот уже на протяжении почти целого десятилетия выборщики «Оскара» не подпускают мультфильмы к «столу для взрослых».

Впрочем, и сама категория «Лучший анимационный фильм» год за годом не перестает быть объектом для критики, во многом из-за своей унылой предсказуемости. За 18 лет существования награды Disney и его дочерняя Pixar на двоих одержали 12 побед при 24 номинациях. Все остальные студии мира вместе взятые забрали лишь пять статуэток.

Собственно, если Pixar или Disney в отчетный год выпускают хоть что-то более или менее приличное, премия с огромной долей вероятности достается им. Это правило, по всей видимости, сработает и на предстоящей церемонии, где «История игрушек 4» выглядит непререкаемым фаворитом.

Разумеется, такая ситуация говорит не о том, что аниматоры остальных студий не умеют рисовать или придумывать увлекательные сюжеты, а о неискоренимом консерватизме академиков. Как и в случае с главной номинацией (хоть и в меньшем масштабе), претенденты на анимационный «Оскар» должны вести активную кампанию по продвижению картины, чтобы голосующие члены Академии их заметили. Это сразу сокращает возможный выбор до высокобюджетных и почти исключительно голливудских фильмов.

Широко известным стал комментарий анонимного выборщика «Оскара», опубликованный The Hollywood Reporter в 2015 году, где тот возмущался отсутствию «Лего. Фильма» в списке номинантов:

«Как это возможно, что «Лего. Фильм» уступил место в номинации двум этим чертовым китайским поделкам, которые никто, нафиг, не смотрел вообще? (Очевидно, имелись в виду японская «Сказание о принцессе Кагуя» и ирландская «Песнь моря».) Меня это просто выбешивает. Большинство людей даже не знает, что это за фильмы! Как это произошло? Это самая абсурдная вещь на моей памяти».

Академику, конечно, не стоило так волноваться. Несмотря на довольно солидное количество номинаций у аниме (7) и европейской мультипликации (12), неанглоязычная картина брала награду лишь один раз в истории. «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки получили «Оскар» в 2002-м, всего на второй год существовании категории, обойдя два не самых удачных диснеевских проекта: «Лило и Ститч» и «Планета сокровищ». С тех пор победу праздновали исключительно американские (и один британский «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня») фильмы. Зарубежные ленты, какими бы шедевральными они ни были, чаще всего оказывались вне зоны внимания оскаровской тусовки.

Особенно примечательным в этом смысле стал отбор 2017 года, когда оскаровский комитет изменил правила, впервые позволив участвовать в голосовании не только профессионалам анимационной индустрии, но и всем остальным членам Академии по желанию. В результате в номинацию попали, мягко говоря, посредственные «Босс-молокосос» и «Фердинанд», а фигурировшая в лонг-листе выдающаяся по всем параметрам японская «Форма голоса» осталась за бортом, что вызвало шквал возмущения у ценителей анимации.

В том же комментарии The Hollywood Reporter академик невольно раскрыл еще одну причину тотального доминирования Disney и Pixar на «Оскаре»:

«Я смотрел только те мультфильмы, которые мои дети хотели увидеть. Поэтому я не смотрел «Семейку монстров» (проект студии Laika, создателей «Коралины в Стране кошмаров» и «Паранормана»), но видел «Город героев» и «Как приручить дракона». Мы с детьми сошлись на «Городе героев» — мне он показался более цельным».

Да, вы правильно поняли. Как и 80 лет назад, во времена Уолта Диснея, как минимум некоторые члены Академии (судя по номинантам, их больше, чем хотелось бы) считают анимацию исключительно детской забавой и не просматривают все фильмы, за которые в теории должны голосовать, а идут за своими детьми на яркие вывески.

Этим же во многом объясняется и гегемония компьютерных мультфильмов, выигрывавших «Оскар» 15 раз из 17-ти: дети ходят на такие проекты с гораздо большей охотой. Не то чтобы ориентированность на юную аудиторию — нечто плохое само по себе, вопросы вызывает исключительно безальтернативность подхода.

Скажем, в числе номинантов этого года помимо «Истории игрушек 4» есть еще один отличный фильм — «Я потеряла свое тело» о приключениях отрезанной руки подростка Науфеля, однако поднятые здесь темы отрешенности, депрессии, чувства вины и враждебности окружающего мира не позволяют ему всерьез претендовать на награду. Или, к примеру, в позапрошлом году «С любовью, Винсент» и «Добытчица» тоже могли бы составить конкуренцию «Тайне Коко», если бы не были слишком «взрослыми».

Однако в нынешней оскаровской гонке есть и обнадеживающая тенденция. Главный диснеевский проект года «Холодное сердце 2» не получил даже номинацию, что вкупе с сенсационным поражением на «Золотом глобусе» от «Потерянного звена» (а также с прошлогодним успехом «Человека-Паука: Через вселенные» от Sony) можно считать катастрофой для «мышиной» компании. Зато в списке претендентов оказались сразу две картины Netflix («Я потеряла свое тело» и «Клаус»).

Возможно, именно в «Нетфликсе» с его демократичным и интернациональным подходом и кроется ключ к реформе оскаровского голосования, которая покончит с доминированием «Диснея». Для академиков (особенно не из числа аниматоров) будет куда проще смотреть иностранные фильмы на стриминговой платформе, чем ходить на их зачастую ограниченные прокаты в лос-анджелесских кинотеатрах. И в этих условиях едва ли кто-то из них назовет японскую и ирландскую ленты «китайскими поделками, которые никто не смотрел».

Отечественной анимации в главной категории «Оскара» еще не было, зато короткому метру повезло
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО