ПОНЯТНО
Обзор фильма «Борат 2»: путешествие от провокационной комедии к затяжной депрессии

Обзор фильма «Борат 2»: путешествие от провокационной комедии к затяжной депрессии

Спустя 14 лет вышло продолжение нашумевшего фильма «Борат». И если первая часть была запрещена для показа в российских кинотеатрах, то премьеру этой картины могут увидеть уже все желающие на стриминговом сервисе Amazon Prime Video с 23 октября.

  • 5301
  • 24 октября 2020

Один из главных комедиантов нынешнего поколения спустя 14 лет после премьеры фильмы «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» снова надевает серый костюм журналиста, чтобы вскрывать текущие проблемы современного западного общества.

И, кажется, нет лучшего времени для этого, как 2020 год. Алексей Абанин уже посмотрел кино и спешит предупредить всех, что под обложкой провокационной комедии и смешных усов скрывается колкая и неприятная драма. Но обо всем по порядку.

КОМЕДИЯ

Як ше маш. Сюжет и сценарная схема второй части ничем особо не отличаются от оригинала. Лидер Казахстана Назарбаев дает задание репортеру Борату Сагдиеву поехать в Америку (Асашай, если быть точнее), чтобы подарить вице-президенту Майклу Пенсу министра культуры Казахстана (и популярного порноактера) обезьянку Джонни. Так что в начальных титрах название главы звучит как «Подарок секс-мартышки вице-премьеру Михаилу Пенсу для пользы униженному Казахстану». Но все идет не по плану: вместо животного в коробку проникает 15-летняя дочь Бората Тутар Сагдиева, съевшая мартышку по дороге.

После обмена сообщениями с Назарбаевым по факсу, Борат решает подарить Пенсу свою дочь вместо обезьяны, и тут начинается стандартная комедия положений в рамках типичной для Саши Барона Коэна смеси документалистики, телевизионных реалити-шоу и постановы: неловкие ситуации с прохожими, кринжовые диалоги на грани фола с политиками и активистами да и просто забавное дурачество — именно то, за что мы и любим первую часть. Внешне, кстати, продолжение не отличается от первого «Бората», что идет ему на пользу, хоть режиссер и сменился: с Ларри Чарльза на Джейсона Уолинера. Но связки между сюжетами (читай — скетчами) стали более незаметными и виртуозными.

Бората, ставшего мировым мемом уже давно, на улицах США многие, естественно, узнают, поэтому Саше Барону Коэну приходится постоянно переодеваться и делать пластический грим, что вроде как расширяет возможности сатирических ходов, но, скорее, выглядит как пошлое «Маски-шоу». С другой стороны, на авансцену выходит Мария Бакалова, играющая роль дочери Бората. Эта никому не известная болгарская актриса, которой, кстати, 24 года в жизни, разрывает всех вокруг сильнее героя Коэна за счет ее искренности и непробиваемой «глупости». Особенно доставляет сцена в больнице, когда главные герои планируют сделать аборт. В целом, все ее провокации гораздо мощнее Боратовских, за что некоторые критики уже пророчат ей номинацию на «Оскар» в качестве лучшей женской роли второго плана.

А смеются в фильме над тремя основными темами: пандемия коронавируса, феминизм и президентские выборы в Соединенных Штатах, которые пройдут 3 ноября. Последней теме уделено больше всего внимания — фактически она как бы является связующим звеном. Поэтому в первую очередь фильм считывается как удачная политическая сатира и пропагандистская агитка, призывающая приходить на выборы и голосовать за Байдена от демократов (хотя точнее будет сказать — против Трампа). В этом как раз основное отличие от первой части: если брать очень простыми мазками, в оригинале все американцы были тупые, то здесь в первую очередь тупые именно республиканцы (и все, кто их поддерживает).

Конечно, надо быть любителем этого жанра, в котором ваши руки то закрывают рот от смеха, то бьют по лбу в рамках фейспалма. И если вам вообще никак не зашел первый «Борат», то смотреть вторую часть бессмысленно. Просто смиритесь, что вы нудный (привет, Варков). Схема смеха (классное словосочетание, да?) тут одна из самых сложных по производству, но словами максимально проста и банальна: Коэн ходит как бы с зеркалом, показывая обществу самих себя. Поэтому, конечно, любые обвинения в том, что «Борат» оскорбляет Казахстан, бессмысленны. В фильме все направлено на выдавливание гнойных прыщей у американцев и западного общества. И никто лучше Коэна это не делает. Причем неважно, в каком он костюме — казахстанского журналиста, австрийского гея или британского рэпера Ali G.

ДРАМА

В этой части обзора есть две темы, о которых хочется поговорить. Начнем с простой, точнее сюжетной. Кульминацией фильма становится интервью Тутар Сагдиевой с бывшим мэром Нью-Йорка и личным адвокатом Дональда Трампа Рудольфом Джулиани. После небольшого разговора Руди фактически соглашается переспать с молодой журналисткой, которая хлопает ему глазами и постоянно трогает за коленку, они переходят в гостиничный номер, где расставлены скрытые камеры. В тот момент, когда политик уже помог расстегнуть платье Марие Бакаловой и сам ложится на кровать, засовывая себе руку в штаны, в комнату врывается Борат в женском белье и кричит: «Ей же 15 лет! Она слишком стара для тебя».

В этот момент, конечно, совсем не смешно, хоть Борат и пытается напомнить, что это комедия. Сложно сказать точно, в какой именно момент, но к концу повествования фильм превращается в журналистское расследование и политическую провокацию. Будь тут другой саундтрек и иная упаковка, этот сюжет мог бы спокойно выходить в качестве новостного сюжета или очередного видео, обличающего чиновников. Но, кажется, в 2020 году люди уже не могут воспринимать серьезные новостные поводы в стандартной обложке — комедийная форма и сатира сейчас влияют на умы гораздо сильнее. Джулиани уже оказался в центре огромного скандала — последим, как будут развиваться события. Хотя гораздо интереснее понять, сможет ли такая комедия повлиять на результаты голосования на ближайших выборах.

Но это мелочи. Перейдем к более важной теме. Первая часть была своего рода идеальной экранизацией концертов сатирика Михаила Задорнова, когда вывод из всего фильма звучал очень просто: «Ну тупые». Смотришь, смеешься над американцами и потом обсуждаешь, как же им тяжело живется в этом обществе. Второй же фильм меня лично натолкнул на мысли о том, что спустя 14 лет, хоть американцы и остались «тупыми», очень сильно изменилось общество в России, которое теперь выглядит точно так же.

То есть, прибегнув к вышесказанной плоской метафоре, Саша Барон Коэн через зеркало показывает не только пороки и проблемы американского общества, но и отражает в этом самом зеркале тот ад, который пронизывает общество российское. Подумайте, как сильно изменилась внутренняя политика России с 2006 года, хотя бы ее лицо и подача. К премьере первого фильма не было такого четкого запроса на противостояние Америке и поиске врагов как снаружи, так и среди своих, не было такого раскола в обществе и такой поляризации мнений, не существовало такой прямолинейной пропаганды. Конечно, я не говорю о том, что проблем в 2006 году не было — просто масштаб изменился.

Чтобы не звучать так, как будто «либераху порвало», вот вам несколько риторических вопросов. Можете себе представить в России точно такой же провластный митинг, как в «Борате 2», с зигующими парнями, призывающие убить любого человека, не поддерживающего текущую власть? Можете себе представить в России таких же людей, как в фильме, с ненавистью отрицающих существование коронавируса и плюющих на любые правила и ограничения во время пандемии? Можете себе представить в России таких же героев, которые верят теориям заговора из соцсетей больше, чем книгам и ученым? Можете себе представить в России такой же уровень расизма, фашизма и ксенофобии?

Вот именно. А таких вопросов после фильма возникает очень много. Это и удручает.

ТРАГИКОМЕДИЯ

Самый жестокий жанр в искусстве — не драма или трагедия, а именно трагикомедия. Ничего сильнее не бьет в сердечко (как говорит Борат: «Болит что-то в районе тить»), как внезапное метафорическое огребание сзади бревном по голове. Ну вы знаете это ощущение, когда ты весь фильм смеешься, а в конце происходит что-то такое, после чего тебе становится ужасно обидно и даже стыдно за весь тот смех, который исходил от тебя. Причем еще сильнее это срабатывает, когда к этому ощущению приводит не сюжетный поворот, а последующая рефлексия по окончании фильма.

Конечно, многие критики уже написали, что «Борат 2» — самый смешной фильм 2020 года и идеальная комедия для текущего времени. Но мне лично ближе всего позиция редактора издания Fandango Эрика Дэвиса, который написал в твиттере, что кинокартина — самый страшный хоррор этого октября.

Но это всего западные критики. У них совсем другая оптика и абсолютной иной контекст. В обществе отечественного зрителя «Борат 2» может (и я очень на это надеюсь) задать дискуссию в совсем ином направлении, о котором я написал выше. Мы вроде бы и понимаем, что точно такой же фильм абсолютно невозможно снять в России — Борат в первый же день окажется в автозаке, но фактически это кино уже снято. Просто нужно немного повернуть зеркало.

Царь во дворца, царь во дворца,

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО