ПОНЯТНО
Каким‌ ‌мог‌ ‌быть‌ ‌«Цыпленок‌ ‌Цыпа»‌ ‌—‌ ‌первый‌ ‌3D-мульт‌ ‌Disney‌

Каким‌ ‌мог‌ ‌быть‌ ‌«Цыпленок‌ ‌Цыпа»‌ ‌—‌ ‌первый‌ ‌3D-мульт‌ ‌Disney‌

Перевели основные моменты из большого материала о том, как Disney создавал первый мультфильм, полностью анимированный в 3D. Трудностей было много: смена пола, способа анимации и требования к мерчу.

  • 4463
  • 0
  • 11 ноября 2020


На Colider вышел большой текст с наиболее подробной историей создания «Цыпленка Цыпы» (Chicken Little) 2005 года — первого полностью трехмерного мультфильма студии. 

Если вам кажется, что в 2000-м мышастая студия уже выпускала трехмерный мультфильм «Динозавр», то вы абсолютно правы. Но для него все фоны создавались с помощью реальных фотографий, так что он лишь создан с применением 3D, а это, и Цыпленок Цыпа с нами согласен, совершенно не тру.

У «Цыпленка Цыпы» неожиданно давняя история, неизвестная в России из-за культурных различий. Изначально это сказка о цыпленке, которому на голову упал желудь, а он решил, что это падает небо.

Трехмерного цыпленка, сражающегося с инопланетянами, не было бы без этой сказки. Кстати, в ней главного героя зовут Henny Penny.

В России эта сказка известна как «У страха глаза велики» с зайцем в роли цыпленка. Короче, слишком пугливый цыпленок (или заяц, или кролик, в зависимости от культуры) пугает всех встречных. Благодаря этой сказке в Англии устоялось выражение c «падающим небом», которое используется как российское «не так страшен черт, как его малюют».

Мало того, Disney однажды уже экранизировал эту сказку в 1943 году. Это был, очевидно, классический двумерный мультфильм, но с пропагандистским поворотом — в сюжет вплетался контекст Второй мировой войны, главный злодей олицетворял Гитлера и наносил перевентивный «удар», пугая Цыпу, что небо упадет. В конце он съедал Цыпу и его друзей.

Справа сам Цыпленок Цыпа образца 1943 года.
Изначально книгой был «Майн Кампф», но позже ее заменили на книгу по психологии.

И вот уже «Цыпленок Цыпа» 2005 года — это научно-фантастический твист на оригинальную сказку. Главное отличие в том, что Цыпа оказывается по-своему прав. Главный герой в один момент получил каким-то объектом по голове и решил, что это упало небо. Никто в это не поверил, все валили на желудь, упавший на голову (совсем как в сказке), а Цыпа оказался изгоем всего городка — над ним все смеются, а его единственными друзьями оказались такие же отщепенцы общества.

Обойдемся без спойлеров, но желуди оказываются невероятно важны для сюжета мульта — это не просто отсылка к оригинальной сказке.

Позже выяснилось, что он был отчасти прав — это был не кусок неба, а шестигранная часть обшивки космического корабля. Благодаря ей он маскирует себя в небе и по этой же причине не виден кусок, упавший на Цыпу. А во время падения часть корабля и вовсе выглядела как кусок неба, так что цыпленок оказался прав.

Ну а финальным штрихом, отсылающим к оригинальной сказке, оказывается фильм по итогам этого приключения Цыпы, который все воспроизводит с точки зрения «у страха глаза велики», где все герои изображены не изгоями и неудачниками, а накаченными красавцами и красавицами, с легкостью расправляющимся со всеми проблемами (это, кстати, очень сильно напоминает российский вариант сказки, где мышонок от страха кажется чуть ли не тигром, а простые жители становятся охотниками с собаками).

Трейлер знакомого нам «Цыпленка Цыпы»

Но путь до мульта в знакомом нам виде не так прост, как кажется. Несмотря на конкретный первоисточник, это была совершенно другая история.

Режиссер Марк Диндал рассказал, что изначально хотел снять мультфильм про отношения отца и дочери, поскольку у него самого родились две девочки, и эти взаимоотношения казались ему близкими. Поэтому в изначальной версии Цыпа должен был быть девочкой, а сюжет, хоть и сохранял общую концепцию сказки, был другой.

Кстати, сам муть еще и адаптировали для 3D просмотра.

Маленькая Цыпа была бы такой же пугливой как в сказке, склонной преувеличивать все происходящее. Чтобы доказать своему отцу собственную смелость, она записывается на поездку в летний лагерь. Им руководит вполне дружелюбная овца, но ее похищают волки, а место руководителя лагеря занимает буквально волк в овечьей шкуре. И не потому, что он в душе педагог (хотя кто знает), а чтобы съесть всех приехавших в лагерь детей на большом волчьем пире.

Эта версия мультфильма пару лет находилась в разработке, пока не пришел Майкл Айснер, на тот момент занимавший должность председателя и генерального директора Disney, и не сказал, что главным героем должен быть мальчик, а не девочка.

Цыпа весело танцует под один из хитов нулевых, а после просит выключать телефоны во время просмотра.

На Colider описывают две возможные причины такого изменения. Одна из них заключается в том, что Айснер сомневался в возможностях Марка Диндала корректно изобразить женского персонажа на экране. Продюсер Рэнди Фуллмер говорил так: «Марк, воспитывая двух дочерей, как режиссер считает, что он полностью понимает девочек, и я в этом уверен. Но это как просить его сделать фильм о коренных африканцах». Но сам Диндал вспоминает, что решение было больше маркетинговое, исходящее из логики, что девочки пойдут на фильм с протагонистом-мальчиком, но вот парни на фильм с героиней-девочкой не пойдут. Причем этой логики придерживались вплоть до выхода «Холодного сердца», которое доказало обратное и собрало в прокате миллиард долларов (впрочем, и вышел фильм в 2013 году, а за это время изменилось многое).

Это было не единственное изменение. В 2003 году развитием анимационного направления Walt Disney Feature Animation занялся продюсер Дэвид Стейнтон. По голливудской традиции, новопришедший человек, у которого нет никакой близкой связи с существующими проектами, начинает весь процесс заново с тем видением, которое существует у него.

Диндал уже был уверен, что фильм так и не выйдет, потому что сперва по просьбе Айснера у героя поменяли пол, перечеркнув огромный объем работы, а Стейнтон окончательно «утопит» фильм, когда принесет свои правки. Собственно говоря, так оно и произошло, вся команда оказалась в невероятном ступоре и не знала, что делать дальше.

В 2005 году вышла игра по мультфильму.

Диндал вспомнил один из ранних концептов — в нем тоже присутствовало вторжение пришельцев, но главные герои (по-прежнему различные животные, единственное, что сохранялось на протяжении разных версий фильма) параллельно боролись за признание на фермерском конкурсе, где некоторые животные получали голубые ленточки победителей своего вида (ну как на фермерских ярмарках), а главные герои оставались неудачниками, которые преодолевают себя и общественное мнение.

Цыпленка Цыпу в оригинале озвучивает Зак Брафф, который играл в одном из лучших сериалов на Земле — «Клинике»

Собственно говоря, от этого концепта взяли научно-фантастическую составляющую и пришельцев, добавили ее к некоторым персонажам из версии мультфильма с лагерем и волками в овечьих шкурах и получили в итоге знакомого нам «Цыпленка Цыпу». Ну, почти, не хватало только последнего, самого важного в этой истории ингредиента.

Трехмерная графика тоже появилась не сразу. Причем ей заинтересовался сперва продюсер Рэнди Фуллмер, который пригласил для работы аниматоров, создававших «Динозавра». Но всей студии по сути приходилось учить друг друга анимировать трехмерные модели. Конкурируя с Pixar, Lucasfilm и Стивом Джобсом (он тогда выкупил подразделение Lucasfilm, которое занималось графикой), в Disney решили не ориентироваться на другие трехмерные мульты, а для вдохновения смотрели классическую двумерную анимацию студии.

Марк Диндал приводил пример одного из классических мультов, которыми они вдохновлялись — «Как играть в бейсбол» с Гуфи 1942 года. Что примечательно, в мультфильме Цыпленок Цыпа тоже играл в бейсбол (и это был

Это было отчасти идеологическое решение — именно к спецам из Lucasfilm часто обращались с вопросами трехмерной графики, и с помощью самостоятельного проекта Disney мог показать независимость в вопросах работы с трехмерной анимацией. Вместе с Pixar они ранее уже работали вместе над «Историей игрушек», но подразделение Джобса выполняло роль подрядчика у мышастой компании, и его это совершенно не устраивало. Пути двух компаний разошлись, у Pixar дела пошли в гору, а Disney нужно было конкурировать с такими гигантами как «Корпорация монстров», «В поисках Немо» и «Суперсемейкой».

Редкое фото 3D-очков для просмотра в специальных диснеевских кинотеатров мультфильма. Да-да, очки точно такие же, как у самого Цыпы.

На тот момент компьютерная анимация была в новинку, даже внутри компании не все сотрудники хотели переходить на новые технологии. Легендарный диснеевский аниматор Глен Кин, работавший над классикой вроде «Аладдина», «Русалочки», «Красавицы и чудовища», тогда разрабатывал идею для мультфильма о Рапунцуль, который позже стал знакомым нам трехмерным мультфильмом. Он старался взять лучшее от компьютерной и двумерной ручной анимации, поэтому новый формат мультов был горячо обсуждаемой темой в студии Disney.

Из-за всех этих причин «Цыпленка Цыпу» решили сделать с помощью трехмерной компьютерной графики. 3D решили добавить примерно к концу производства и это тоже оказалось неожиданностью примерно для всех. Им в итоге пришлось обратиться к студии Джорджа Лукаса Light & Magic, к тому же у Марка Диндала было странное представление о том, каким должно быть 3D. Он вспоминал свой опыт с игрушкой от Disney — 3D View-Master toy — это был специальный стереоскоп, имитирующий эффект трехмерности.

Впрочем, и это не оказалось финальным препятствием на пути к фильму. К этому моменту он обрел свой вид, но его дальнейший успех зависел от менеджеров Disney и других отделов, которые занимались коммерцией, а не анимацией. При выпуске фильма студия должна быть уверена, что выпущенный продукт можно монетизировать: сделать мерч, игрушки, развить франшизу и срубить кучу бабла (некоторые вещи совсем не меняются). Как побочный продукт, появилось одно из самых жутких изображений Цыпленка Цыпы — гигантский надувной герой, выглядывающий с крыши здания. Его описывали одновременно милым и пугающим.

В итоге мультфильм вышел и даже собрал внушительные 40 миллионов долларов в первый уикенд (бюджет в 150 миллионов по итогу совокупного мирового проката окупился в два раза). «Цыпленок Цыпа» оказался маркетинговым успехом, но вот отзывы критиков оказались беспощадными. Фильм хвалили за техническое исполнение, но ругали за саму историю, недостаточную эмоциональную связь со зрителями, а антипремия Stinkers Bad Movie Awards вручила награду «Худший анимационный фильм 2005 года».

Тем не менее, это оказался первый, полностью трехмерно-анимированный диснеевский фильм, после которого дела в этом направлении у студии пошли в гору. Уже в 2006 году Disney выкупил Pixar. Цыпленок Цыпа оказался прав в том, что на него упал кусочек неба, но у страха глаза велики, и никакого захвата Земли пришельцами не произошло. Наоборот — захват произошел с Земли, и им незаметно занялась студия Disney, которая в итоге выкупила всех, кто был так или иначе причастен к появлению «Цыпленка Цыпы».

Диснея бояться — в кино не ходить.
Ваш Дважды Два.


Загрузка...
ПОНЯТНО