ПОНЯТНО
Большое расследование: как Голливуд проходит круги китайской цензуры

Большое расследование: как Голливуд проходит круги китайской цензуры

На днях американская организация опубликовала важное расследование, как Китай управляет голливудским кино. Рассказываем самое значимое и интересное.

  • 1573
  • 7 августа 2020


На днях некоммерческая компания PEN America, защищающая свободу слова, выкатила в открытый доступ громадное расследование о кинорынке в Голливуде, самоцензуре и страхе, что Китай откажет в прокате и отомстит. Самое время задуматься, почему во многих известных фильмах страну показывают только положительно, из-за чего сюжет «Мулан» сильно изменили для новой экранизации, а Disney отказался комментировать все происходящее.

ЧТО ПРОИСХОДИТ И ОТКУДА У КИТАЯ ТАКАЯ МОЩЬ?

Обычный день работника Голливуда: написать сценарий, подвергнуть его самоцензуре — не обижает ли это жителей Китая — стереть и попробовать позже снова. Американское кинопроизводство все больше становится зависимым от мнения КНР. А если такая махина, как Голливуд, не сильно сопротивляется, чего ожидать в дальнейшем от киностудий поменьше?

У Китая несколько основных рычагов давления на индустрию: во-первых, это кинотеатры. Попасть в китайский прокат, где неплохая такая выручка (уже с 2018 года доход в Китае превышает выручку в США) — бОльшая часть успеха для проекта.

Во-вторых, Китай сразу дает понять, что без его согласия картина вряд ли сможет стать успешной. Зато тех, кто хорошо себя ведет, он радостно угощает льготами и мажорными условиями для проката. Один из топ-менеджеров Голливуда (тоже анонимно) сказал: «Если вы им понравитесь, сможете заработать сто миллионов долларов чистой прибыли».

В-третьих, Китай уже не хочет брать из Голливуда все подряд: ему не нужны бесконечные блокбастеры + отечественное кино заметно улучшилось по качеству за последние годы. Например, «Трансформеры» собрали в 2014 году на 62 миллиона долларов меньше, чем китайская «Охота на монстра» в 2015 году.

Охота на монстра

В-четвертых, КНР хороша и в других областях: например, в Шанхае дает отличную прибыль Диснейленд, с которого Disney забирает выручку в 47%. Интересно, что для этого расследования компания не дала комментария, даже анонимного.

Логично, что при виде такой тучи на небе кинематографа даже самый отважный подумает взять с собой зонт. Потому почти все спикеры материала анонимны: Один из голливудских режиссеров (тоже решил не открывать лицо) говорит: «Людям трудно говорить официально, если они хотят сохранить свою работу».

И ЧТО ЦЕНЗУРЯТ?

Интересно вот что: письменной цензуры как таковой нет. Конкретных критериев — тоже. Каждый раз может не понравиться что-то новое. Это все только усиливает самоцензуру: ведь режиссер понимает, что где-то есть черта, за которую уже нельзя переступать. Но где? И лучше уж перестраховаться, чем рискнуть и проиграть.

Можно прикинуть табу-список по опыту прошлых фильмов: нельзя снимать про спорные территории типа Тибета, лучше обойти тему религиозного движения Фалуньгун, не показывать чиновников, протесты на площади Таньаньмэнь в 1989 году или Гонконге в 2019 году. И, конечно же, Коммунистическую партию показывать только с положительной стороны.

Иногда причину вообще невозможно угадать: например, фильм «Джанго освобожденный» просто убрали из проката, хотя сначала одобрили к выпуску. Казалось бы, после такой ситуации режиссеру стоит быть аккуратнее, но это не про Квентина Тарантино.

Джанго освободженный

Следующая большая его работа — «Однажды в… Голливуде» — тоже столкнулась с китайской цензурой. Но у режиссера достаточно признания и славы, чтобы делать так, как хочет именно он. Тарантино отказался переделывать фильм — по мнению КНР, Брюс Ли в картине выглядел недостаточно героически. Важно, что по контракту именно у режиссера было право утверждения финальной версии, поэтому, несмотря на отказ Китая в прокате, фильм вышел таким, каким его видит Тарантино.

МИСТИЧЕСКАЯ ЦЕНЗУРА

В стране действует блокировка на хорроры, фильмы про привидения и всю сверхъестественную тусовку. Так Китай помахал ручкой «Пиратам Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Охотникам за привидениями».

Но (!) в случае, если фильм очень ок, его могут пропустить: так было с историями о Гарри Поттере и «Тайной Коко».

Тайна Коко

ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТ КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ

Беда в том, что кроме отказа в прокате (и, логично, отсутствия прибыли) вас могут занести в черный список: не пустить в Китай, рассказать цензорам о них так, что их имя будет вычеркнуто из индустрии или сильно урежет перспективы в работе. Списка официального нет, но вполне вероятно, что он правда существует. Так, например, Ричард Гир сильно пострадал в профессиональном плане из-за своей активной защиты Тибета. После этого он не может сниматься во всех проектах подряд, потому что Китай может сказать «только не он».

Список этот не «раз и на всю жизнь» — некоторые люди там временно. Режиссер фильма «Семь лет в Тибете» Жан-Жак Анно вылез из него спустя 12 лет: тогда его взяли в «Тотем волка». При этом, режиссер извинился за свою прошлую работу — сейчас этот текст изъят из публичного доступа, но он есть в расследовании.

Семь лет в Тибете

КАКИЕ ФИЛЬМЫ ИЗМЕНИЛИ РАДИ КИТАЯ?

  • В Skyfall вырезали сцену, где убит китайский охранник;
  • Из «Богемской рапсодии» убрали сцены, где раскрывается сексуальная ориентация Меркьюри;
  • «Пиксели» лишились сцены разрушения Великой стены;
  • В «Докторе Стрэндже» Старейшина была изначально из Тибета, но потом ей приписали кельтские корни;
  • Из «Войны миров Z» вырезали сцену с гипотезой, что зомби-вирус пришел из Китая. Хотя это сказано в оригинале;
  • В «Облачном атласе» вырезали сцену однополого поцелуя;

ШАГ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Некоторые проекты уже стараются не просто обходить сомнительные моменты, а угодить Китаю. Так создатели «Железного человека 3» сделали эксклюзивную сцену, где китайские врачи спасают Тони Старка. Только вот эпизод настолько выбивался из общей картины, что даже Пекин его не оценил.

Еще один выход — коллабы с самим Китаем. Тогда американских режиссеров просто изначально будут цензурировать и диктовать, что и как лучше снять. Тем более, что тут уже согласие от правительства требуется дважды: в начале и конце работы. В числе таких картин — «Кунг-фу панда 3».

Кунг-фу панда 3

Вот-вот выйдет ремейк «Мулан» — кино, явно ориентированное на китайского зрителя. Мультфильм в 1998 году очень не зашел в стране — мол, слишком переврали создатели всю эту легенду. Хотя и легенду рассказывают по-разному: то Мулан не застает отца в живых, то ее судьба — быть рядом с мужем, то еще что-нибудь. Нет единой трактовки, но на новую, голливудскую, все же обиделись.

И вот, в этот раз вроде Голливуд хотел сделать все «как надо»: фильм про Китай, без собственных экспериментов, еще и история на слуху. Но вот незадача: актриса Лю Ифэй решила после съемок выступить в поддержку полиции Гонконга. Потом началось движение #SupportMulan и проект снова оказался под вопросом. Получается, попытка рассказать уже чисто китайские истории с китайскими актерами — тоже риск, возможно политическое вмешательство.

Мулан (2020 г.)

Кажется, со временем весь этот ком только растет. Учитывая мнения работников Голливуда, которые PEN America смогла достать, многие из продюсеров-режиссеров-сценаристов либо не считают цензуру проблемой, либо думают, что «это не наш бой».

Кажется, индустрии стоит собраться и решить этот безмолвный вопрос. Возможно, отказаться от использования в международном прокате именно китайской версии фильмов; опубликовать открыто все то, что они пропускали через самоцензуру. Этот снежный киноком уже достаточно велик, но его еще можно изменить.

Не ставьте себя в рамки, вы не картина.

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО