ПОНЯТНО
«Год назад мы думали, что вирусы, парализующие мир, это страшилки из „Ходячих мертвецов“» — как издаются комиксы в пандемию

«Год назад мы думали, что вирусы, парализующие мир, это страшилки из „Ходячих мертвецов“» — как издаются комиксы в пандемию

Первая волна пандемии всех неплохо закалила, особенно тяжело пришлось малому бизнесу. Поболтали с издательствами комиксов про киберэскапизм, возвращение коронавируса и способы жить с ним в 2020 году.

  • 1356
  • 2 ноября 2020


2020 год приближается к концу, но пандемия все еще не отступила. Во всех сферах нашей жизни по-прежнему множество ограничений, а некоторые из них переживают коронавирус с большим трудом. Например, отечественная комикс-индустрия. Во время первой волны карантина мы общались с магазинами комиксов, теперь же самое время поговорить с издателями о том, как изменилась их работа, чего удалось добиться и какие планы на ближайшее будущее. 

ВИТАЛИЙ ТЕРЛЕЦКИЙ

Автор и издатель

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— Мое издательство очень маленькое, оно фактически состоит из одного человека, меня, поэтому мне было легко сделать шаг назад и переждать — ведь продажи в пандемию упали примерно на 80%. Я устраивал разные акции и пытался пробовать новые форматы, но в общем и целом в моей жизни мало что изменилось — я привык работать дома и сидеть дома.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— На полгода мне даже пришлось устроиться на скучную офисную работу, поэтому пришлось пожертвовать свободным временем. Так, например, летом я ходил гулять раза три, в остальное время работал, а по ночам и выходным занимался книжками. Зато этой осенью у нас уже вышло две книжки, весьма успешный краудфандинг и, если повезет, выпущу еще одну-две до конца года.

 — Что считаете главным достижением за год?

— Главное достижение за год, безусловно, это попадание «Собакистана» в лонг-лист премии «Нос». Независимый русский комикс среди серьезной литературы. Когда мы подавались, то вообще ни на что не надеялись, но в итоге из 250 заявок наша книжка в списке из 20 номинантов. Даже если мы не пройдем в шорт-лист или куда-то еще, это уже огромное достижение и для нас, в частности, и для всех русских комиксов (хочется верить). Кстати, вот-вот должно начаться читательское голосование, и у нас есть шанс продвинуть русские комиксы всем вместе еще выше.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— Я ничего не жду и никому не верю. Но на всякий случай стараюсь минимизировать риски — и, как вы можете заметить, не я один. Сейчас мы можем наблюдать шквал краудфандингов на русские комиксы, это обусловлено прежде всего и тем, что издатели не хотят рисковать — «Соты», «У-Истории: Сериалы» и вторая часть «Причудливых Авантюр», которые вышли в разгар пандемии, очень сильно пробуксовали в продажах, полагаю, такое же было и у других, и они хотят перестраховаться. Надеюсь, второй волны не будет, потому что вирус вирусом, но нужно либо тотальное закрытие (что добьет бизнес), либо не делать ничего, поскольку полумеры и масочный фашизм с одной стороны, и масочный идиотизм (про это здорово уже пошутили в недавнем спешле «Южного парка») весьма абсурдны на фоне общемировой практики.

А так, я ремонт в квартире сделал и могу хоть полгода не выходить, всегда готов к тотальному киберэскапизму и смеюсь над теми, кто «не может» без поездок на море и за границу. Всегда можно представить, что уже съездили. Ах да, о чем это мы? Издательства комиксов? Да, издательство комиксов у меня есть.

СТЕПАН ШМЫТИНСКИЙ

«Комильфо» и «КомФедерация»

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— Сначала было тяжеловато, ведь с началом ограничений очень сильно вырос курс доллара, что усложнило работу по заграничным лицензиям и сильно удорожило книги в производстве. Еще и не все типографии сразу смекнули, как работать в период «каникул». Потом вроде более-менее устаканилось. Без мероприятий (фестивалей, лекций и т.п.), да и без возможности в выходные сходить на какой-нибудь концерт или бар, у многих сотрудников появилось время наконец-то довести до ума какие-то проекты-долгострои.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Многие книги, которые мы планировали издать, конечно, пришлось перенести на 2021 год. О командировках на заграничные книжные фестивали пришлось забыть. Без местных мероприятий, вроде «МикроКомикКона» и Comic Con Russia, конечно, скучновато. Но в целом все к лучшему — как я уже говорил, можно было внимательнее отнестись к книгам, работа над которыми уже велась.

 — Что считаете главным достижением за год?

— То, что каким-то чудом мы все же умудрились издать больше тайтлов, чем в прошлом году! И вообще не загнуться. Рискнули-таки обратиться к краудфандингам, и достаточно успешно — наш проект по изданию третьих томов «Сорвиголовы» от легендарных авторов Фрэнка Миллера и Брайана Майкла Бэндиса собрал более 2,5 млн рублей! Новый опыт был полезен, и в целом мне в таком темпе даже больше понравилось работать.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— Меня очень забавляет, что когда встречаешься со знакомыми, которых не видел с начала года, и разговор заходит о первой волне, все как один предваряют свой рассказ фразой типа «когда мы еще думали, что это катастрофа». Как показала практика, работать мы сможем в любых условиях, а жестче и неожиданнее, чем в первый раз, уже точно не будет. Хотя, назад индустрию комиксов неплохо так откинуло, есть что наверстывать.

ДМИТРИЙ ЗЛОТНИЦКИЙ

PR-менеджер направления фантастика «Эксмо» и бренд-менеджер издательства fanzon

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— Еще в середине марта мы перешли на полную удаленку и работали из дома примерно до середины лета. Затем начали возвращаться в офис, но постепенно и не все сразу. С октября снова работаем преимущественно из дома, в офисе появляясь только в случае необходимости.

Это потребовало перестройки многих рабочих процессов — от сдачи обложек и корректуры до регулярных встреч и отправки книг на обзоры. Какое-то время ушло на притирку, но уже к середине весны рабочий процесс нормализовался. Другое дело, что во второй половине весны оффлайновые магазины оказались закрыты, интернет в полной мере это не компенсировал, да и дальнейшее развитие ситуации с ограничениями выглядело туманным. Поэтому в этот период выпуск новинок почти прекратился — запланированные релизы сдвигались на более поздние сроки.

Ряд изданий, которые вышли под самое начало периода изоляции, явно от этого пострадали и продались существенно хуже, чем мы могли ожидать в обычное время. В то же время, не обошлось и без новинок, которые блеснули несмотря на непростой период. Например, мы начали издавать отечественную писательницу Лию Арден, и ее романы «Мара и Морок» и «Мара и Морок. Особенная тень» завоевали такой успех, что это удивило даже редакцию. Романы получили просто невероятное количество восторженных отзывов от читателей и блогеров, и мы едва успевали ставить дополнительные тиражи. Неплохо себя чувствовали и «Ключи Локков», финальные два тома которых вышли у нас как раз во время изоляции. Но им, конечно, очень помог выход экранизации от Netflix, который подстегнул интерес к комиксу.

Когда ограничения начали постепенно сниматься, то тиражи пришлось ставить гораздо осторожнее, ведь можно было только гадать, насколько быстро восстановится и восстановится ли вообще читательский спрос.

Кроме того, отмечу, что пандемия придала импульс некоторым идеям, которые до этого развивались неспешно. Например, если говорить о продвижении, то прежде мы лишь понемногу пробовали формат трансляций, а за время месяцев изоляции эфиры с авторами и редакторами стали делом постоянным.

Отдельно добавлю, что за период изоляции редакция завершила подготовку к запуску нового издательского бренда Inspiria, в рамках которого будут выходить книги самых разных жанров, и все с дополнительным контентом — например, аудиокнигами, видеообращениями авторов или статьями, погружающими в мир. Задумывалась Inspiria еще раньше, но самая активная стадия подготовки к ее запуску пришлась именно на время пандемии.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Если говорить о проектах, которые уже были в работе, то тут удалось обойтись без серьезных жертв. Разве что многие пришлось сдвинуть на более поздние сроки. А вот в плане изданий на будущее, тут мы стали действовать куда более осторожно и о каких-то спорных и рискованных книгах и комиксах говорить стали реже.

 — Что считаете главным достижением за год?

— Отмечу проект, о котором не сказал чуть выше, рассказывая про издания, которым выход во время разгара пандемии не помешал стать успешной. В начале лета мы запустили серию романов по «Звездным войнам», начав с двух романов Тимоти Зана про гранд-адмирала Трауна. Мы запустили кампанию по сбору предзаказов, и уже она настраивала на оптимистичный лад, а когда книги поступили в открытую продажу, то оказались весьма успешны.

Я очень люблю далекую галактику, рад, что мы смогли вернуть романы в Россию, а поклонники «Звездных войн» поддержали наше начинание, проголосовав за книги рублем. Мы уже готовим следующие книги серии, которые должны увидеть свет в следующем году.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— За весну редакция неплохо приспособилась к удаленной работе, в том числе в плане подготовки и продвижения книг. Насколько я могу судить, в таком режиме мы можем работать не менее эффективно, чем в офисе. Так что в этом плане мы готовы ко второй волне. Ну и стараемся выпускать отличные книги и комиксы, которые будут интересны читателям даже в самый непростой период. Например, до конца осени мы собираемся выпустить «Гидеон из Девятого дома» — невероятный гибрид из фантастики, фэнтези, детектива и комедии, который Amazon назвал лучшей фантастической книгой 2019 года, новый роман Джо Аберкромби, очень яркого польского автора Адама Пшехшту с альтернативно историческим фэнтези «Адепт», иллюстрированный путеводитель по культовому сериалу «Светлячок», пятый том «Пацанов»…

РОМАН ДМИТРОВСКИЙ

Главный редактор издательства «Комильфо»

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— В общем и целом, редакторский состав издательства работал в штатном режиме. У нас нет офиса, где мы сидим целыми днями и треплем друг другу нервы, такая роскошь доступна только нашей бухгалтерии и рекламщикам. Так что и на удаленку переводить никого не пришлось, все и в «мирное время» трудятся из дома. Работы стало меньше, так как в связи с событиями план выпуска книг здорово уменьшился, трудились в более-менее удобном ритме. Конечно, ощущается большое падение продаж и общий спад интереса к комиксам, в связи с этим был некоторый моральный упадок в команде, но стараемся не впадать в уныние окончательно.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Крутыми лицензиями, особенно за пределами Marvel. Очень рад, что все-таки получилось выпустить на рынок «Мороженщика», «Гидеон Фолз», «Суперстранных героев» и второй том «Я ненавижу Страну чудес». Но это малая часть того, что мы планировали в этом году. Жаль, что не вышло реализовать наши оффлайн-инициативы. Хотели провести масштабный комикс-тур не только с отечественными авторами, но и с парочкой зарубежных, уже получили их согласие, но тут завертелась ковид-карусель. Также у нас были планы проводить ежемесячные встречи с читателями, где переводчики и редакторы напрямую бы рассказывали о новинках и отвечали на вопросы читателей. Попробовали заменить встречи на стримы, но это все равно не то. В общем, планов была огромная куча, и все они легли жертвой на алтарь коронавируса.

 — Что считаете главным достижением за год?

— Главное достижение это то, что мы еще функционируем и продолжаем выпускать комиксы, хоть и не в таком объеме, как нам хотелось бы. Весьма вероятно, что уменьшение объемов сейчас даже на пользу индустрии пойдет. Еще здорово, что смогли дать читателям «Серебряного Серфера» Донни Кейтса и «Черного Грома» Саладина Ахмеда. Персонажи не самые популярные на отечественном рынке, но комиксы первоклассные.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— А как к такому можно подготовиться? Еще год назад мы думали, что страшные вирусы, парализующие весь мир, это страшилки из «Ходячих мертвецов» и «Противостояния» Стивена Кинга. Теперь же весь мир сидит на карантине. У нас уже есть какой-никакой опыт первой волны, но вот уже количество заражений в сутки превышает показатели весны, а аналогичные меры не принимаются. Так что трудно что-то прогнозировать, будем действовать по обстоятельствам и надеяться, что 2021-й будет значительно добрее своего предшественника.

АЛЕКСАНДРА ВОЛКОВА

Шеф-редактор Mainstream Geeks

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— В период пандемии мы стараемся работать в том же режиме, что и год назад. Конечно, не все получается, как мы хотим. У многих наших зарубежных партнеров до сих пор парализована работа. Из-за этого многие наши новые лицензии вышли с опозданием или выйдут только в следующем году.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Пришлось на время отложить большие цветные издания. Спрос на такие издания сейчас сильно упал.

 — Что считаете главным достижением за год?

— Считаю, что нам удается поддерживать темп выпуска большинства наших серий: Made in Abyss, графические романы по вселенной World Of Warcraft. Мы начали выпуск новой серии манги «Научное доказательство любви». Первый том вышел в августе, второй выходит в ноябре, а мы уже готовим к сдаче в печать третий том.

Кроме того, несмотря на сложные условия и невысокий спрос на дорогие иллюстрированные издания, планируется выпуск альбома работ Ильи Кувшинова, современного российского художника, работающего в индустрии японской анимации. Он — ведущий дизайнер персонажей в перезапуске культового аниме «Призрак в доспехах» от Netflix.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— Переносим выпуск некоторых серий в план следующего года. Приходится снижать тиражи.

САЙ ЕСЕНБАЕВ

Директор и сооснователь издательства «Параллель комикс»

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— Во время пандемии наше издательство сидело по домам, как и все. Изредка по очереди выбирались в офис, чтобы сделать какие-то неотложные дела, ну и работал склад на отгрузку заказов, но в целом все затихло. Освободившееся время уделяли работе над новыми книгами и оптимизацией различных процессов, но, признаюсь, иногда было совершенно невыносимо сидеть дома, убивая время. Не хотелось бы повторения такого опыта.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Очень, очень большим количеством релизов. У нас был сверстан крайне интересный план релизов, но по понятным причинам все в итоге рассыпалось. Наверно, в этом году я побил рекорд по верстке издательского плана, когда происходили вот Настолько сильные перестановки.

 — Что считаете главным достижением за год?

— Главное достижение в этом году — это работа нашего интернет-магазина, который героически выстоял всю пандемию, лишь набирая обороты, и наш осенний релиз — «Поразительные Человек-Паук и Росомаха» в рамках серии «Marvel — Избранное». Помимо того, что это сам по себе невероятный комикс, безумное приключение в пространстве и времени двух, наверно, харизматичнейших героев Marvel, так это еще и торжество полиграфии и дизайна, и, наверно, самая красивая книга, которую мы когда-либо выпускали. Мы впервые опробовали пластиковую суперобложку на книге (которая смотрится очень стильно), а также сделали первый комикс, напечатанный на FSC-сертифицированной бумаге, тем самым поддержав не словом, а делом охрану и заботу лесов и окружающей среды. Давно стремились к этому, и забавно, что удалось выпустить релиз с этой сертификацией в, наверно, самый сложный период индустрии комиксов.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— Мы сделали достаточно выводов во время и после первой волны и сейчас изменяем некоторые процессы как в редакции, так и в модели распространения своих книг (например, в рамках поддержки магазинов комиксов мы ввели бесплатную доставку грузов до дверей магазинов/их складов, чтобы снизить их расходы и повысить комфорт сотрудничества), также немного корректируем свою финансовую модель. Но это, скорее, необходимые действия и трансформации в рамках естественного развития, нежели целенаправленная подготовка ко второй волне (хотя, разумеется, какие-то из наших действий помогут ее лучше переждать).

АННА КОРОСТЕЛЕВА

Руководитель издательства «Комикс Паблишер»

— Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— Мы делали ряд вебинаров и лекций. Организовали курс «Комикс за неделю», где содержатся полезные советы по созданию комикса от сценария до подготовки макета в печать. Курс был рассчитан на тех, кто уже умеет рисовать и кто пробует себя именно в создании комикса. Курс можно посмотреть на нашем youtube-канале.

Также мы сделали цикл роликов в домашних условиях с рассказами о российских авторских комиксах с позиции зрения издателя, то есть всякие разные нюансы при работе над комиксом, поучительные истории и т.п. (например).

В целом, как и все, сидели дома, готовили макеты в печать, в том числе сборник произведений Аскольда Акишина, на который мы сейчас успешно собрали на Boomstarter, так что, что называется, готовили сани летом.

— Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Свободным временем. Пришлось найти еще одну работу. Издательство перешло в режим «парт-тайм», хотя сокращение продаж и падение книжного рынка и так привели издательство в не очень функционирующую в полной мере единицу.

— Что считаете главным достижением за год?

— Переосмысление подхода к работе в условиях новой реальности — движущим фактором в работе издательства были фестивали и ярмарки, которые теперь практически полностью прекратились.

— Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— Мы уже поняли, что мир изменился. Меры, принятые еще весной и летом, сейчас прекрасно работают.

АНТОН КОТОВ

Издательство «Альпака»

 — Расскажите о работе издательства в период пандемии.

— Нас пандемия не сильно задела. Мы только появились на свет на базе нашего магазина «Книжки с Картинками», у нас еще не было офиса и полного штата сотрудников. Так что в этом плане нам ничего не пришлось предпринимать.

 — Чем пришлось пожертвовать в 2020 году?

— Мы молодое издательство, и еще в феврале-марте строили грандиозные планы на этот год, у нас были закуплены как очень интересные лицензии на комиксы «не для всех», так и популярные линейки. И как раз в этот момент упал рубль — лицензии подорожали, а счета продолжают поступать… Когда объявили самоизоляцию, магазин вместо того, чтобы быть источником финансов, стал сам просить денег на аренду и зарплаты сотрудникам. Многие зарубежные издательства впали в коматозное состояние и только сейчас начинают раскачиваться. Договора на некоторые из запрошенных в феврале книг приходят только сейчас, и счета по ним тоже нужно оплачивать.

Так, мы планировали выстрелить массой замечательных книг в этом году, но, видимо, все переносится на 2021 год. Это единственная жертва для нашего издательства, мы не отказываемся от своих планов, просто все эти книги выйдут чуть позже.

 — Что считаете главным достижением за год?

— Конечно, выход нашей первой книги «Мистер Хиггинс возвращается домой». Она ознаменовала полноценный запуск издательства, и мы довольны проделанной работой.

 — Как готовитесь ко второй волне пандемии?

— У нас все так же нет офиса, все сотрудники работают на удаленке. Книги переводятся и верстаются дома, работа кипит, так что вторая волна не должна повлиять на рабочий процесс. Склад располагается на базе оптового склада магазина «Книжки с Картинками». Почти все лицензии оплачены. Осталось доделать основную работу по локализации, и можно отправлять книги в печать.

В общем, у нас все хорошо, работа над новыми книгами кипит, все планы остаются в силе. А вы не болейте и читайте книжки с картинками!

Лучший способ поддержать комикс-индустрию — не забывать о комиксах, даже в такой трудный год.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО