ПОНЯТНО
«Коронавирус пытается стать последним гвоздем». Как комиксшопы переживают кризис

«Коронавирус пытается стать последним гвоздем». Как комиксшопы переживают кризис

Коронавирус не жалеет малый и средний бизнес. Мы пообщались с владельцами магазинов комиксов (Bubble, «28-ой», Geek Trip Сыендука и другими), чтобы узнать, как они переживают долгий карантин.

  • 2972
  • 1
  • 6 апреля 2020

В стране трудные времена. Кинотеатры закрываются, фильмы и сериалы переносят, музыканты уходят в онлайн, всех переводят на удаленную работу, из-за чего многие магазины вынуждены закрываться. Пока — на время. Что дальше — непонятно. Мы пообщались с владельцами магазинов комиксов, чтобы узнать, как индустрия справляется с карантином.

Блогер, переводчик и издатель комиксов Руслан Хубиев тоже призывает поддержать российские магазины комиксов.

GEEK TRIP

Дима Сыендук, основатель / Санкт-Петербург

Фото из альбома магазина «ВКонтакте»

Арендодатели отказываются давать хоть какие-то скидки на арендуемое под магазин помещение, и в этом пока основная проблема. Появился осадочек от общения с владельцами помещения, поэтому, как эпидемия кончится, с большой вероятностью будем переезжать в место получше.

Geek Trip на время эпидемии перешел полностью на онлайн-продажи, поэтому на рабочем месте в день один человек, который собирает заказы. Ему мы оплачиваем такси от дома до работы и обратно. Остальные работают на удаленке — загрузил ребят дополнительными задачами: кто-то рисует обложки для наших новых книг, принты для мерча и стикеры, кто-то пишет статьи, которые войдут в наш журнал, кто-то углубился в SMM.

Когда мы перешли в режим «только онлайн», продажи упали на 50%. Также понизилась доходность товаров, так как мы ввели скидки на весь ассортимент и бесплатную доставку при покупке от определенной суммы. Хорошо, что у нас в принципе есть сайт с возможностью заказать что-то онлайн, без него удар ощутился бы куда сильнее.

Думаю, мы будем вести стримы из магазина и заведем ему отдельный канал на YouTube. Целый месяц без розницы делать все равно особо больше нечего. Есть ощущение, что многие не понимают, в каком сложном положении оказался малый бизнес. Но с другой стороны, мы и не ноем в соцсетях, как нам тяжко.

У нас в Питере «выходные» ввели позже, чем в остальном мире, так что надо принимать во внимание опыт других стран. Судя по нему, многие мелкие магазинчики закроются навсегда. Общаюсь с Мишей Богдановым, владельцем издательства «Комильфо» и комиксшопа «28-ой». У нас магазины по соседству, так что мы в этот шторм в одной бочке. Пытаемся вместе добиться скидок на аренду.

Как поддержать? Я бы сказал: «Просто что-нибудь купить у нас». Но я понимаю, что оставшимся на месяц без работы людям сейчас не до лишних трат на всякое гиковское барахло. Да и главная фишка моего магазина в его оффлайн-составляющей. Оставайтесь дома и берегите здоровье. Когда все закончится — приходите к нам пить вкусную газировку и играть в аркадные автоматы.

«ДЕЛИКАТЕСЫ»

Александр Шабанов, владелец магазина / Воронеж

Закрытие оффлайн-магазина ударило сильнее всего, так как прежде всего у нас оффлайн-торговля. Через онлайн обычно получаем очень мало заказов. С 28 марта работаем с курьерской доставкой по Воронежу. В онлайне нашей главной площадкой всегда был «ВКонтакте», поэтому стараемся не унывать и по-прежнему следуем контент-плану. Это грустно, но с 28 по 31 марта была совершена всего одна покупка. На днях я опубликовал пост с описанием ситуации, в которой оказался магазин, и с призывом о помощи. Люди откликнулись, с тех пор постоянно поступают заказы. Это здорово и вселяет надежду, что мы прорвемся.

Практически к каждому заказу сейчас кладем подарок, сделали бесплатную доставку по Воронежу и России — от 1500 и 3000 рублей. Стараемся не изменять себе и сохраняем индивидуальный подход к каждому покупателю.

Нас очень сильно сейчас поддерживают покупатели: кто-то пишет в лс, кто-то делает репосты записей. Еще вы написали, что тоже здорово. В такой ситуации сложно строить прогнозы. К сожалению, от нас мало что зависит. Я прочитал, что карантин в Нидерландах продлили до 1 июня…

Главное, чтобы люди о нас не забывали и о своем хобби, продолжая заказывать комиксы. Даже самый маленький заказ очень сильно помогает.

«СВАРЛИ»

Максим Балуков, владелец магазина / Владимир

Фото из альбома магазина «ВКонтакте»

С 28-го марта мы перешли в онлайн. Но по факту можно сказать, что мы не работаем. Если в субботу-воскресенье еще было несколько заказов, то с понедельника полный штиль. Сейчас, когда объявили режим полной самоизоляции, мы закрыты на неопределенный срок.

У нас маленькая команда: два человека на полной занятости и еще пара человек на подхвате. В этом плане нам чуть проще, потому что у нас нет штата сотрудников, которым надо платить зарплату. Но в этом же нам и сложней, потому что мы остались наедине со своими проблемами, которые за нас никто решать не будет.

Наше дело всегда было больше альтруистичным, чем прибыльным. В последнее время массмаркеты нас задушили, и наметился определенный кризис в комикс-индустрии. А коронавирус пытается стать последним гвоздем.

Мы работаем шесть лет, и за это время нашли много друзей, которые сейчас нас поддерживают. В первую очередь, конечно, словами. Но и в тот момент, когда все скупали гречку, многие пришли к нам за покупками, которые им не особо были нужны, но были нужны нам.

Прогнозы делать сейчас сложно. За годы своего существования мы привыкли жить в постоянной борьбе за выживание и готовы ее продолжать. Сдаваться не планируем. В качестве поддержки нам много не надо. Нас пугают только две вещи — аренда и налоги. Ни от того, ни от другого нас никто не освободил, что бы там по телевизору ни вещали.

COMIC STREET

Влад Попов, директор / Москва

Фото с сайта магазина

На самом деле проблема сейчас только одна — закрытие оффлайн-магазина. Наши клиенты больше любят приобретать что-либо оффлайн, нежели онлайн. Поэтому сейчас у нас просела выручка на 60-70%. В интернет-магазине продажи выросли на 50-60% за счет того, что мы ввели бесплатную доставку курьером по Москве и бесплатную доставку по России при заказе на сумму от 3500 руб.

Новых клиентов привлекаем таргетом «ВКонтакте» и через «Яндекс.Директ». Нам сейчас важнее, чтобы наши постоянные клиенты совершали покупки чаще, не откладывая их «на потом». Для этого мы ввели дополнительные скидки, бонусы и запустили кэшбэк. Средний чек стал, наверно, самым важным показателем. Сейчас сложно представить, что будет дальше. Мы стараемся не прогнозировать ничего далеко вперед, живем в рамках одного месяца.

Если кто-то планировал у нас что-то приобрести, сейчас самое время. Для нас сейчас важен каждый заказ. Если вы не готовы сейчас совершать покупки, то просим вас проявить максимальную активность: делайте репосты, рассказывайте о нас друзьям, делайте публикации о нас, также можно приобрести сертификат, который вы сможете использовать позднее.

ИЗДАТЕЛЬСТВО BUBBLE

Роман Котков, главный редактор

Так или иначе эта ситуация затрагивает все издательства, и мы не исключение. Еще три недели назад мы отпустили все производство домой. Мы не останавливаемся в своих дедлайнах и производстве контента, выпускаем его в электронном и печатном виде, выложили первые тома наших линеек на сайте в открытый доступ, сделали доставку с нашего сайта по Москве бесплатной — адаптируемся максимально, чтобы людям было по-прежнему удобно читать наши комиксы и истории. Пока выдаем результат в прежнем режиме, но ситуация такая, что все может поменяться.

Самые большие проблемы могут возникнуть с логистикой и с неработающими магазинами. Нам нужно донести до клиентов свой продукт, это пока проблематично. В любом случае, если ситуация затянется, проблемы у всех — от маленьких магазинов комиксов до крупных издателей — станут совсем неразрешимыми, и объем всего сократится максимально. Опять же — мы делаем много, чтобы гибко адаптироваться. Поможет ли — покажет время.

Мы начали выпускать в соцсетях онлайн-комикс «Герои Bubble против коронавируса», в котором разные герои наших комиксов сталкиваются с этой проблемой, и он пользуется популярностью. Еще у нас есть персонаж Чумной Доктор, который в будущем появится и в первой экранизации наших комиксов «Майор Гром: Чумной Доктор» — и он очень востребован в этой ситуации, так как чумные доктора как раз боролись с болезнями. Стараемся обеспечивать народ развлекательным контентом по мере сил — всем нам сейчас его не хватает, как мне кажется.

«28-Й»

Михаил Богданов, директор / Санкт-Петербург

Независимым магазинам сейчас приходится сложнее всего, особенно тем, у которых нет своего интернет-магазина и доставки по городу. У нас, к счастью, есть, на интернет-магазин приходится теперь 70% всех продаж, что нас сильно выручает.

Мы и наши коллеги из других гик-шопов сейчас подстраиваемся под ситуацию, вводим бесплатную доставку до дверей, даем скидки и различные бонусы, чтобы продержаться на плаву даже без прибыли, но при этом иметь оборотные деньги на зарплаты, аренду и закупку новинок. Параллельно пытаемся получить скидки по аренде, а также отсрочки у поставщиков товаров, но не у всех это получается. В сложных ситуациях особенно ярко проявляется натура партнеров по бизнесу.

Мы благодарны всем, кто нас поддерживает и еще какое-то время готовы работать без прибыли, но с каким-то минимальным оборотом заказов, дающих нам возможность существовать и даже радовать клиентов новым ассортиментом.

Если карантин продлится до середины лета, то большая часть магазинов и издательств оправятся от этого стресса и возродятся с новыми силами, но если эта история затянется до конца года, то последствия будут плачевными. Я даже не вижу смысла говорить, какой урон будет нанесен индустрии комиксов и книг, потому что все сферы бизнеса во всем мире будут в состоянии стагнации. Так что остается надеяться, что ситуация с вирусом разрешится в ближайшее время.

Мы настроены оптимистично!

KARANDASH

Павел Малимонов, управляющий/продавец/курьер/грузчик / Волгоград

Фото из альбома магазина «ВКонтакте»

Оффлайн-отдел «Карандаша» находится в торговом центре, большинство продаж у нас именно в оффлайне, поэтому с закрытием точки продажи тоже прекратились. Команда в текущей точке — это два учредителя и продавец, и сейчас все на каникулах. Продажи у нас стоят.

Если стараться думать объективно, то любой кризис — это проверка системы на прочность. Возможно, с открытием ТЦ трафик постепенно вернется и мы продолжим деятельность. Мы активно общаемся с коллегами в Ростове и Красноярске: розница также закрыта, работает только доставка.

Если в вашем бизнесе рынок не растет, процессы работают неоптимально, вы формируете ценность в глазах клиента недостаточно хорошо — сейчас все становится отчетливо видно. Это закон эволюции, который в действии. Пока не работает розница, будем стараться дорабатывать сайт, SEO проседает.

«ЧУК И ГИК»

Иван Чернявский, сооснователь / Москва

Сейчас в соцсетях идут разные флешмобы поддержки локальных магазинов, и мы тоже решили в чем-то таком поучаствовать. При нашем магазине есть издательство, и мы попросили региональные магазины прислать нам фотографии своих витрин и продавцов. Просто чтобы мы написали о них, тем самым как бы поддержав. Нам прислали всего одно фото.

Издательство «Азбука Аттикус» предложило собирать короткие презентации от магазинов в один большой мега-пост, который будет обновляться. Сейчас там достаточно базовый набор больших магазинов Москвы и Питера, и он уже давно не обновляется. А еще паблик ComicBoom! , своего рода главное нишевое СМИ, начал делать отдельные посты про комикс-магазины, и там всего три-четыре поста, включая наш. Я им написал и спросил, сколько народу к ним постучалось. Они сказали, что никто. Судя по всему, региональные магазины комиксов уже сдались. Они считают, что информационная поддержка бесполезна. Картина довольно мрачная. Люди молчат и не реагируют даже на самые простые инициативы поддержки. Достаточно ужасающее ощущение из-за этого.

Если вы хотите помочь, помимо самого очевидного варианта делать заказы, можно купить подарочный сертификат на любую сумму, который можно использовать в будущем. Пока что это будет такой вклад, который нам сильно поможет выжить. Конечно, важно еще рассказывать, что есть ваш любимый комиксшоп — такое место, куда вы ходите, чтобы получить положительные эмоции.

Комиксы — очень хороший спутник на время карантина. Можно закупиться любой серией и провести с ней целую неделю. Одна из самых доступных, длинных и законченных серий — это «Ходячие мертвецы», которые, конечно, не сильно внушают оптимизм, но в комикс можно с головой уйти надолго.

COMICZ ERA

Артур Сафаров, сооснователь / Новосибирск

Мы — ламповый олдскульный комиксшоп, сильно играем на атмосферу — придти, посидеть, поболтать, то есть для нас покупатели — наши друзья с общими интересами. Мы любим и хотим с ними общаться. И то, что физическая точка закрылась из-за карантина, сильно по нам ударило. Более того, у нас закрылся весь ТЦ, то есть у нас нет даже доступа к торговой точке сейчас. Поэтому все, что мы можем, это доставлять товар, который есть у нас на складах. А товар из магазина мы сейчас достать и не можем.

Наша команда состояла из трех человек: я, совладелец магазина Настя и наш продавец. Мы сами себе и СММ, и грузчики, и доставщики, и продавцы, и директора. Продавец отправлен во временный отпуск, мы бы очень хотели максимально сгладить ситуацию, потому что ребята, которых мы берем, большие специалисты: с ними всегда можно поговорить и обсудить любые вопросы. Это кадры, за которые мы сильно держимся.

У нас продажи очень сильно просели. Если сравнивать с аналогичными периодами прошлых лет, падение составило около 60%. Все покупки сейчас приходятся на доставку, мы сами все развозим по городу, потому что люди должны сидеть дома, и это правильно: главное — чтобы зараза побыстрее закончилась. Запускаем разные акции, чтобы людям было интересно у нас покупать. Будем честны: в такие моменты деньги в первую очередь тратятся не на развлечения, а на продукты, лекарства или в копилку. Никто ведь не знает, сколько это продлится.

Чтобы хоть каким-то образом поддержать покупателей в этой тяжелой ситуации, а они в ответ поддержали нас, мы вводим разные акции. Человек может потратить ту же сумму, что и раньше, но в нашем магазине он получит больше товаров. Кстати, доставка до двери оказалась хорошим вариантом на перспективу. Думаю, даже когда карантин закончится, мы оставим эту опцию. У нас была курьерская доставка, конечно, но сейчас мы подумали, что можно максимально снизить цену на нее и сделать более доступной для покупателей. Как бы странно это ни звучало, коронавирус помог нам прийти к этому решению. Любые кризисные ситуации нужно уметь оборачивать в свою пользу. Вот, извлекаем плюсы.

Каждое сообщение покупателя сейчас мы рассматриваем как особенное. Когда у людей в такой ситуации есть интерес к покупке комиксов, это приятно. Есть люди, которые прямо пишут, что хотят что-то заказать, чтобы поддержать нас.

После любого кризиса идет рост. Те, кто смог адаптироваться и пережить тяжелые времена, пожинают плоды этого роста. Надеемся, что сможем справиться благодаря поддержке наших покупателей. Пока даже непонятно, сколько эти «каникулы» продлятся, поэтому спрогнозировать что-то трудно. Много предприятий позакрывается, малый и средний бизнес пострадает, потом это все будет возрождаться, но пока нужно попытаться выжить.

Магазину можно помочь проявлением к нам внимания. Пишите в нашу группу, делайте заказы. Но тут есть более глобальный момент: помогать нужно не только конкретно нам, но и всей индустрии. Комиксы, книги и вообще печатные издания просели вообще везде. Даже крупных сетей это коснулось: чем крупнее магазин, тем больше затраты, тем болезненнее переносится падение продаж. Но если с маленьким магазинчиком это может привести к полному закрытию, то в случае большой сети это может привести к реструктуризации. Поэтому, наверно, помогать сейчас нужно всем. Покупайте книги, заказывайте их, продолжайте читать. Из-за коронавируса люди резко потеряли интерес к печатной продукции, хотя держать что-то напечатанное в руках — это ведь так приятно. Помогите магазинам и индустрии. Напишите в ваш локальный магазин: может, вы можете помочь нематериально. Делитесь информацией с людьми в соцсетях, пишите об этом. Не теряйте интерес.

Довольно давно ищет спор, что книжный формат себя изжил: дорого, проще купить онлайн-версию и тд. Но с комиксами это не работает, даже в Штатах. Там онлайн-продажи составляют меньше 30% от общих продаж. Печатные издания никуда не пропадают. Комикс-культура — она про чтение и про коллекционирование. Круто видеть такую вещь у себя на полке, держать ее, листать.


Комикс-индустрия в России совсем недавно развилась до сети магазинов комиксов по всей стране, и текущий кризис может откатить ее на много лет в прошлое. Происходящее сильнее всего бьет по небольшим магазинам и издательствам комиксов, и их будущее в руках покупателей. Время трудное, но если вы готовы поддержать магазины сейчас, они отплатят вам потом с лихвой. Оформите заказ у любого магазина из списка выше или у другого, который знаете и любите лично вы. В противном случае мы вернемся во времена, когда комиксы на русском языке были несбыточной мечтой. 


Поддержите свой любимый комиксшоп, пока еще не поздно.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО