ПОНЯТНО
Как смотреть «Тьму» от Netflix, чтобы не запутаться в хитросплетениях сюжета

Как смотреть «Тьму» от Netflix, чтобы не запутаться в хитросплетениях сюжета

Закончился один из самых сложных для восприятия сериалов последнего времени. Делимся впечатлениями и лайфхаками, как все понять.

  • 14365
  • 0
  • 30 Июня 2020

На Netflix вышел последний сезон немецкого сериала «Тьма», который прославился своим уникальным и щепетильным подходом ко временным парадоксам. Артем Нечаев замарафонил финальные серии и теперь расскажет, как «Тьма» умудряется быть интересной, не раскрывая по сути никаких карт. А в конце даст небольшую инструкцию, как смотреть этот сериал, чтобы все понять.

О «Тьме» сложно говорить без спойлеров, как раз из-за устройства сюжета. Перед нами — единый цикличный сюжет, полностью понять который можно, только досмотря сериал до конца (почти). Даже чтобы объяснить эту концепцию, нужно нехило так проспойлерить первый сезон. Ну, и поскольку текст я основываю как раз на единстве сюжета, то давайте договоримся: вслух здесь будет сказан лишь один спойлер — главный поворот первого сезона. В остальном я буду мастерски (учился у лучших) избегать конкретики, чтобы не испортить просмотр тем, кто «Тьму» еще не видел.

Что же это за сериал такой? «Тьма» начинается как классический местечковый детектив в духе «что-то произошло и сейчас мы вытащим всех скелетов из шкафов местных жителей». В немецком городке Виндене пропадают дети, последний — Миккель Нильсен, сын полицейского. Начинаются долгие поиски, батя ожидаемо едет кукухой, и вдруг выясняется, что все дело замешано на путешествиях во времени — правильный вопрос не «где Миккель», а «когда Миккель» (как раз тот спойлер, о котором я предупредил). После этого сюжет выходит на дикий разгон, все больше и больше запутываясь в единый клубок.

Так вот, возвращаясь к концепции единого сюжета. «Тьма» очень удручающая в своем детерминистском посыле: все предопределено, и от ваших действий ничего не зависит. Это как раз тот щепетильный подход ко временным парадоксам: в сюжете все взаимосвязано и двигается далеко не по модели линейного времени. Если обобщить: в привычном понимании прошлое может быть первопричиной будущего, но в «Тьме» эта связь работает и наоборот. Поэтому история существует как единое целое по аналогии с нелинейным временем: все события происходит одновременно и бесконечно. Как в сюжетном повороте «Прибытия», только с гораздо большим масштабом.

Что-то меня утягивает в философию… Зато это отлично дает понять эффект сериала: он заставляет задуматься о многих глобальных вещах — от существования судьбы до природы времени. Можно долго пытаться их сформулировать, объяснить, понять и т.д., но это вечные темы, на которых пока нет ответа. Я постараюсь не уходить в сторону размышлений на такие вопросы, но не могу ничего обещать.

Если максимально кратко описывать мои ощущения от просмотра, то получится так: «я ничего не понимаю, и мне это нравится». «Тьма» вызывает такие чувства осознанно и даже с небольшой издевкой. Общая картина делится на несколько уровней понимания: в определенный момент зрителю начинает казаться, что он уже вот-вот разгадал загадку, наконец-то осознал главную фишку происходящего. Но внезапно в момент истины происходит что-то, что полностью рушит выстроенную в голове картину.

Например, тот самый сюжетный поворот первого сезона. Поскольку я даже не подозревал, что сериал про путешествия во времени, в определенный момент самонадеянно решил, что знаю, кто похищает детей. Из шкафов достали кучу скелетов, которые из многих персонажей сделали подозреваемых, но слегка намекали на ответ (фальшивый). Я ждал раскрытия карт (потому что все подводило к этому), но внезапно раскрылась карта, о существовании которой я даже не подозревал: тут герои могут гулять по разным временам. «Тьма» сначала дала мне надежду на разгадку, а потом начала погружать все глубже в дебри запутанного сюжета.

Тот же процесс повторится еще несколько раз: во втором сезоне, например, герои пытаются найти «исток», и когда они подходят к нему вплотную, оказывается, что исток не исток, конец не конец, поворот не поворот… ну, вы поняли. «Тьма» прекрасно понимает, что вся ее запутанность провоцирует зрителя на попытки догадаться, что же происходит. Поэтому она собственноручно создает такие «чекпоинты», чтобы зритель смирился с тем, что ему не предугадать развитие событий. Однако, и для внимательных есть награда: например, в сериале есть мелкие детали, которые прямо указывают на важный сюжетный поворот второго сезона.

Такой своеобразный подход к построению сюжета не может существовать без своеобразного подхода к повествованию. История «Тьмы» очень запутанная, но никто не хочет, чтобы зрители блуждали в дебрях, не понимая, что происходит. Поэтому они оставляют повсюду подсказки/напоминалки. Например, часто сцены заканчиваются крупными планами лиц героев, а следующая — начинается с крупного плана лица того же героя, но из другого времени, просто чтобы вы не забывали, кого показывают. Также персонажей часто называют по имени по той же причине (здесь нет героев с одинаковыми именами, как раз чтобы не путаться).

Само повествование тоже настроено на беспроблемный просмотр: на экране всегда происходит что-то новое, сюжет всегда движется вперед, практически не оглядываясь назад (потому что то, что сзади, еще впереди). Например, перед просмотром третьего сезона я переживал, что ничего не помню, читал рекапы первого и второго, но это все практически не пригодилось. В конце предыдущего сезона все снова перевернулось с ног на голову, поэтому рассказывать финальную часть «Тьмы» нам начали с абсолютно новой информации, для которой не нужно было помнить, кто кому кем приходится. Более того, все новое также помогало вспоминать старое, чтобы зрителю было проще.

Некоторое время я думал, что «Тьма» старается быть максимально сложной для восприятия, но нет — история запутанная, но сериал не пытается запутать зрителя. Наоборот, он старается помочь ему сориентироваться в таймлайне, напоминает о персонажах и т.д. Своеобразное повествование в свою очередь требует своеобразного просмотра, поэтому напоследок хочу оставить инструкцию, как смотреть «Тьму», чтобы не запутаться и все понять. Для себя я ее сформулировал лишь на третьем сезоне, она помогла мне лучше его переварить и понять концепцию происходящего с первого раза.

1. Смиритесь с тем, что вы НЕ знаете, что происходит. Какой бы логичной не казалась картина, которую вы выстроили у себя в голове, рано или поздно ее разрушат, поверьте. Во время просмотра, конечно, весело пытаться разгадать сюжет, но лучше потратить свое внимание на получение информации.

2. Сериал не пытается запутать вас, это делаете вы сами. «Тьма» лишь постепенно раскрывает свой сюжет, выдавая вам по одному кусочку пазла за раз. Поэтому сконцентрируйтесь на выуживании информации из происходящего на экране, и позвольте сериалу сложить пазл за вас.

3. Да, связи между персонажами запутанные, но используются они не запутанно. Если вы не можете вспомнить, какой герой и в каком возрасте сейчас на экране, подождите — вам напомнят. «Тьма» заботится о том, чтобы вы все правильно поняли.

4. Повествование может быть нелинейным, как и время, но сюжет строго линеен, как и истории отдельных персонажей. Происходящее гораздо проще осознать, если сконцентрироваться на отдельном герое, вспомнить, что с ним случилось и куда это его привело.

5. Запоминайте имена! Или же держите под рукой семейные древа жителей Виндена.

6. Наслаждайтесь незнанием. Вы не обязаны понимать все, что творится в запутанном мире «Тьмы» с научной точки зрения (а это, наверно, самое сложное). Попробуйте, например, понаблюдать за личными историями персонажей, потому что, если вдуматься, драматизма там хоть отбавляй. Я все время старался разгадать загадку путешествий во времени, поэтому мощь сюжетных линий некоторых персонажей осознал лишь некоторое время спустя.

7. Позвольте «Тьме» поглотить вас.


Теперь коротко: «Тьма» — уникальный сериал со своеобразными подходами к построению сюжета, повествования и связей между героями. Это — основные фишки, ради которых его уже стоит посмотреть. Но и сделан он тоже очень хорошо: кинематографичность просто зашкаливает (последний кадр 5 серии 3 сезона — шедевр по всем параметрам); саундтрек шикарный (в каждой серии есть момент, в котором мы молча наблюдаем за персонажами под музычку); да и сериал пропитан немецким колоритом, который не так распространен, чтобы мы к нему успели привыкнуть. «Тьму» можно без раздумий вносить в список «обязательно к просмотру».

Конец — это начало, а начало — это конец.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО