ПОНЯТНО
Какие вопросы остались у нас после финала «Тьмы»: Клаудия, парадоксы и судьба

Какие вопросы остались у нас после финала «Тьмы»: Клаудия, парадоксы и судьба

Последний сезон закрыл практически все сюжетные дыры, но все-таки у нас еще есть вопросики. Пытаемся найти ответы в режиме онлайн.

  • 2485
  • 7 июля 2020


Артем Нечаев, как единственный целиком смотревший «Тьму» от Netflix из всей редакции сайта 2x2 (ужас), уже выкатил инструкцию «как все понять», а теперь продолжает копаться в одним из самых запутанных сериалов в истории. Пришло время поставить ребром вопросы, которые остались после финала, и заодно попытаться найти на них ответы.

«Тьма» была написана почти целиком и сразу — создатели сериала изначально продумали все от начала до конца (кроме определенной части третьего сезона). В результате мы получили сложную и запутанную историю, в которой на удивление почти не осталось сюжетных дыр. Если спросите меня (можете не спрашивать, я все равно расскажу), то один из главных показателей хорошего произведения — это когда после него в основном остаются философские и научные вопросы на подумать. «Тьма» — именно тот случай.

Дальше будут СПОЙЛЕРЫ к финалу сериала и лично мои рассуждения, которые сложились из самого сериала, статей о нем, комментариев и обсуждений, которые породила «Тьма». Я не претендую на знание всех ответов, потому что все открыто к интерпретации, но все же мне кажется, что создатели подталкивают зрителя к определенным выводам.




Откуда Клаудия узнала про оригинальную вселенную и как выжила?

Начнем мы, правда, не с философии, а с вопроса, который я видел чаще всего. С одной стороны, сериал не дает четкого ответа, как Клаудия Тидеманн выяснила про существование вселенной, из которой были порождены миры Адама и Евы. С другой — у нас есть все кусочки пазла, по которым она нашла разгадку, а их всего три.

Во-первых, у Клаудии было семейное древо Виндена, в основании которого стоят Йонас и Марта. Во-вторых, у нее было очень много времени, чтобы понять, что все важнейшие фигуры действуют на основе утраты (Адам потерял Марту, Ева потеряла Йонаса, а сама Клаудия сражалась за Регину). В-третьих, она знала, что часовщик Х. Г. Таннхаус не только собрал машину времени, но и потерял всю свою семью. Вдобавок к этому, Белый Дьявол — одна из немногих, кто знала о существовании других миров и лазейки между временем во время взрыва.

Первый шаг очевиден: исключить из уравнения всех, кто был порожден от союза Йонаса и Марты. Потом из оставшихся нужно было найти того, кто по мотивации похож на основных игроков. Дальше Клаудия, скорее всего, додумала сама, что Таннхаус попытался вернуть своих родных, и этим уничтожил свою вселенную и породил две новые, в которых пустоту от его утраты заполнила Шарлотта. Как выяснилось, никакой сюжетной дыры в откровении Клаудии нет, она просто взяла на вооружение логику и потратила всю свою жизнь на разгадку сложнейшей задачи в мире.

Ну и второе: откуда взялась Клаудия, если ее убили в предыдущих сезонах? Тут варианта два: первый, не самый логичный, но вполне возможный — она успела посетить Адама и раскрыть ему тайну оригинальной вселенной до того, как ее убили; второй, уже более реальный — это была вторая Клаудия из двух вселенных, на которые расщепился мир Адама.




Если все события происходят одновременно и бесконечно, то существовал ли цикл? Было ли в нем время?

А теперь к философии: сериал долго и упорно вбивал нам в голову мысль о природе времени — каждый момент существует одновременно с другими и никогда не заканчивается. Поэтому у героев не получалось изменить историю: каждое их действие уже было совершено и приводило к тому же результату, что и раньше. Но как же им удалось разрушить цикл? И если им удалось, то что произошло с теми моментами, которые мы видели в сериале? Неужели они уничтожили и время тоже?

Фишка в том, что время — не межпространственная штука, и в каждой вселенной оно свое, как и совокупность моментов в ней. То есть им удалось уничтожить себя только вместе со своим временем. Но существовало ли оно тогда? Думаю, да — вселенным Адама и Евы удалось прожить свою жизнь, но за короткий промежуток оригинального времени: с момента, когда семья Таннхауса уехала от него, до того, как развернулась и поехала обратно.




Как Йонас и Марта смогли уничтожить цикл, если так уничтожили и себя тоже?

Может показаться, что создатели «Тьмы» напоролись на классическую проблему, из-за которой страдают многие произведения про путешествия во времени — парадокс дедушки. Однако, это не так. Йонас и Марта пришли не из другого времени, а из других вселенных. Если уж совсем романтизировать, то их можно назвать сном оригинальной вселенной, который ей снился, пока Таннхаусы были в дороге.

Вселенная таким образом устроила прогон вероятных событий, к которым могла привести трагедия. И поскольку во всех трех мирах все заканчивалось апокалипсисом, картина получилась удручающая, надо было что-то менять. Так и появились Йонас с Мартой — короткий, но спасительный глюк в матрице, существовавший только лишь, чтобы уничтожить себя и не допустить конца света.




Почему Ханна решила назвать сына Йонасом в оригинальной вселенной?

По той же причине, по которой Таннхаусы решили развернуться — «странное чувство», как его описал Марек (сын часовщика). Это то самое пресловутое дежа вю, о котором часто вспоминали в последнем сезоне. «Тьма» предлагает такую модель: «странное чувство» — это отголоски других вселенных, возможно, уничтоженных, которые доносятся до нас через пространство и время. Да, миры Адама и Евы никогда не существовали, однако они оказали влияние на оригинальную вселенную, тем самым оставив на ней след, дошедший до Ханны именно в последний момент сериала.

Здесь у меня возникает риторический вопрос: а что, если любая попытка воздействовать на время приводит к неминуемой гибели Вселенной, и она пытается не допустить любых событий, которые могут привести к созданию машины времени? Что если циклов, подобных «Тьме», уже было бесконечно много, они происходят прямо сейчас в бесконечном количестве, чтобы отменить чью-то смерть, которая заставит кого-то попытаться вернуть все назад, или не допустить рождения гениального ученого, который своими экспериментами все сломает? Что если мы живем в одном из них?




Если герои одержали победу, то над кем?

В каждой истории должен быть антагонист — не важно, реальный или нет, видимый или скрытый, физический или абстрактный. Йонас и Марта добились своей цели, разрушили цикл, они победили… но кого? Время? Оно никогда не было их врагом, оно просто существовало по своим законам. Судьбу? Об этом в следующем вопросе, но нет, она не их враг, а союзник.

Давайте быстренько еще раз посмотрим на то, как все закончилось. Йонас и Марта, Адам и Ева все делали, чтобы вернуть погибших. Именно эта мотивация вела к каждому их действию, все сильнее запутывая клубок из вселенных. Но в конце они решили пожертвовать собой, своими потомками и своими целями, чтобы спасти Таннхаусов — людей, которых они даже не знали.

Не просто так главной цитатой сезона стали слова Артура Шопенгауэра: «Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать». Марта и Йонас победили Адама и Еву, действия которых всегда приводили к продолжению цикла. Они победили свой эгоизм, свои историю, свои желания, которые лежали в основе случившегося. Они победили себя.




Так есть ли судьба или нет?

Это главный вопрос «Тьмы» и, возможно, всего мироздания. Им задавались философы и не только на протяжении веков, тщетно пытаясь найти ответ. Ответ «Тьмы» —— лишь одна из версий. И похоже, что он утвердительный. Судьба есть, мы все ее заложники, но из нее можно вырваться, если победить себя. Только последствия у этого плачевные: разрушив свою судьбу, мы перестаем существовать.

Или, может быть, судьба Йонаса и Марты как раз была в том, чтобы не дать себе существовать, тем самым спасти вселенную? Их судьба закончилась, когда они победили себя или же это тоже было предрешено? Межпространственнй ли это параметр или же она одна на все вероятные вселенные? Понимаете, почему на главный вопрос нет ответа?

Спасибо «Тьме» за побуждение к раздумьям.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО