ПОНЯТНО
Анимация DC: аниме про Бэтмена, адаптации культовых комиксов и эксперименты

Анимация DC: аниме про Бэтмена, адаптации культовых комиксов и эксперименты

Илья Гринберг исследует многообразный мир анимации DC. Попытки нащупать уникальный стиль продолжаются до сих пор.

  • 2304
  • 0
  • 1 марта 2020

Последнее время фильмы от DC принято ругать — с ним пытаются экспериментировать и выходит так себе («Отряд самоубийц» как отличный пример). Как показала практика, с анимацией тоже выходят провалы. Ну а в самом последнем противостоянии — между двумя разными (но такими похожими) Харли Квинн анимация взяла уверенную победу.


Начиная с 2010 года количество анимационных проектов выросло в разы — каждый год выходит несколько мультфильмов: от аниме-стилизации до почти экспериментального минимализма и рисованных ситкомов.


Естественно, начать следует с одного из самых популярных и культовых Бэтменов — анимационного сериала 90-х годов. Нуарный, увлекательный, достаточно мрачный в интонации повествования.

Одного только опенинга хватит, чтобы пробудить ностальгические чувства у многих. И уже в 1993 году, спустя год после мультсериала, в студии WB выпускают полнометражный мультфильм для проката в кинотеатрах — Batman: Mask of the Phantasm.

Это была первая попытка зайти с полнометражной анимацией в прокат, и она провалилась. Но после выпуска в формате direct-to-video (минуя кинотеатры, сразу для домашнего просмотра) «Маска фантазма» обрела заслуженную популярность. Она продолжил события мультсериала, рассказав самостоятельную историю, сохранила визуальный стиль, а после получила два сиквела.

С приходом нулевых начал выходить киберпанковый футуристичный Batman Beyond, лучше известный как «Бэтмен будущего» — мультсериал о новом Бэтмене, который пришел после ушедшего на пенсию Брюса Уэйна. Схожим образом сериал получил полнометражную версию, вышедшую сразу на видео (до 2016 года вообще не будет попыток зайти в кинотеатры) — «Бэтмен будущего: возвращение Джокера».

Вообще, он такой же преемник анимационного сериала 90-х, в нем эпизодически угадывается визуальная наследственность, но история Бэтмена подростка в Нео-Готэме выглядит слегка иначе. Это все та же, назовем ее так, классическая анимация без попыток в экспериментальность, но сам сюжет и общий тон мультсериала и его полнометражной версии призывают к другим визуальным приемам. Чувствуется это в основном в деталях и монтаже.

Нечто похожее вышло с анимационным сериалом о Супермене (Superman: The Animated Series — с названиями тогда было легко) продолжили в фильме Superman: Braniac Attack. Тщательно проработанная анимация, богатая и интересная история. Смотреть их интересно даже сейчас.

В 2007 году стартует еще одна волна анимации от DC. Это скорее попытки нащупать новый реалистичный визуальный стиль. Нуар уже не так актуален, а основные изменения происходят в кинематографичности и эффектах. Первые проекты анимационной вселенной DC, а не производства Warner Bros. Animation.

Отдельная студия с полнометражной анимацией DC выпустила кучу фильмов (и продолжает выпускать) — это зачастую адаптации известных и культовых комиксов (включая последнюю отвратительную адаптацию «Красного сына»). Они ориентированы на аудиторию постарше (есть даже фильмы с рейтингом 18+) и раскрывают гораздо больше персонажей вселенной DC.

А пустя год, в 2008-м, выходит достаточно необычный мультфильм Batman: Gotham Knight (известный еще как Battoman Gossamu Naito) — антология историй о Бэтмене, созданная несколькими японскими аниме-студиями. Что и определило визуальный стиль.

Это не единственный мультфильм про восточного анимешного Брюса Уэйна. Если «Рыцарь Готэма» — это все же вариация классической реалистичной анимации, только в традиции японской анимации, то с Batman Ninja 2018 года все обстоит чуть интереснее.

Это такое экспрессивное аниме, которое выглядит не как стилизация, а как Бэтмен из параллельной реальности. Бэтмен перемещается в прошлое, где как два года назад оказались различные преступники из лечебницы Аркхэм. Эта версия интересна именно своей визуальной составляющей (Джокер тут безумно хорош).


Японским аниматорам развязали руки и дали возможность создать аутентичный продукт. Вышло настолько оригинально, что для американского перевода и адаптации пришлось буквально-таки пересобрать мультфильм.


Американские сценаристы Лео Чу и Эрик Гарсиа, по их словам, не могли толком вникнуть в сюжет японской версии. Они столкнулись с противоположным их привычному процессу создания методом анимации, когда все диалоги придумывались в самом конце. Вокруг ключевых визуализаций выстраивалась история, а не наоборот.

Был среди полнометражной анимации и другой перенос Бэтмена в иную временную эпоху: на этот раз викторианскую, с Джеком Потрошителем в качестве антагониста, духом Шерлока Холмса и с элементами стимпанка. Речь о Batman: Gotham by Gaslight. Здесь особый акцент ставится на фонах. Здесь точно не место голубому небу (с летящим на его фоне Суперменом). Слишком рано для возвышающихся зданий нуарного Готэма 60-х. Поэтому на фоне в основном расплывчатое ничто — это позволяет расставить визуальные акценты, но, главное, переносит зрителя в вечно скрытый туманом Готэм.

Особняком стоит и серия LEGO фильмов с персонажами DC. Помимо последнего популярного The LEGO Batman Movie, выходила достаточно странная экранизация игры Lego Batman 2: DC Super Heroes. Поэтому в ней, например, встречаются кат-сцены из игры. А визуализация выглядит в разы беднее, чем в полномасштабной экранизации.

Вообще, большую часть оригинальной анимации можно назвать словом «норм». Какие-то работы могут зайти лучше или хуже, в зависимости от вкуса, но в основном — это адаптация комиксов в спокойном, почти реалистичном стиле. По сути, это все идейное продолжение анимационного сериала 90-х. У этого есть две стороны — с одной, технологии упрощают работу над анимацией, и это становится заметно. Особенно в случае умеренно реалистичной анимации, а это основная масса фильмов DC, где чувствуется единый стиль. Логично, что выглядят они похоже.

Экспрессии, с другой стороны, стало заметно меньше. А многие адаптации идут по пути повторения событий комикса и оказываются иногда бездушными или просто неудачными (кхе-кхе... «Красный сын»... кхе-кхе).

Сильно выделяется среди всех работ максимально нетипичный мультсериал «Харли Квинн», который похож больше на ситком про суперзлодеев и антигероев. Помимо необычного подхода, у него интересная анимация (с прекрасными фонами), да и целиком интонация сериала не походит на привычный продукт анимации DC.


Это не полнометражная анимация, зато отличный пример для сравнения анимации и игрового кино от DC. К тому же пройти мимо почти невозможно.


Другой, причем сильно похожий, пример — это «Отряд самоубийц». Концепция сама по себе хорошая, но адаптация истории в кино оказалась максимально провальной. Единственное хорошее, что там было, — Марго Робби в роли Харли Квинн. Компенсировать давнее разочарование можно анимационной версией.

Мрачный подход DC отлично работает с рейтингом «18+» — изображать жестоких психопатов гораздо проще, когда они могут свободно убивать и не сдерживать себя в выражениях. И «Харли Квинн», и «Отряд самоубийц» (есть уже две анимационные полнометражки) оказываются на голову выше своих игровых адаптаций. Причем второй мультфильм более самостоятельный. 

Он отлично работает как обособленная история, которая была рассказана в комиксах, а сейчас ее перенесли на экран. А наличие высокого возрастного рейтинга — не обязательное условие, чтобы полнометражка вышла хорошей. Те же самые «Юные титаны» способны предоставить интересный взгляд на мир DC.


Мало того, что комедийный фильм он выходит на мета-уровень, — это вселенная, где признание героя определяет наличием экранизации про него.


Собственно, команда супергероев-подростков стремиться стать настолько классными, чтобы про них сняли фильм (больше всех страдает Робин. Но про него есть отличнейшие анимационные истории, например, «Бэтмен: Под красным колпаком»). «Юные титаны» делают то, что и должны делать подростки (пусть и супергерои), — веселятся и пытаются добиться признания старших.

С другой стороны, есть менее удачные примеры. «Убийственная шутка» почти полностью повторяет события комикса (история достаточно короткая и завершенная), но разбавляет события комикса очень сомнительной предысторией, где Бэтмен и и Барбара Гордон занимаются сексом на готэмской крыше (это происходит достаточно неожиданно и очень уж нетипично для летучей мыши).

Кстати, это первый мультфильм оригинальной анимации DC со времен «Маски фантазма», который вышел в кинотеатры. Из-за того, что вся анимация выходит сразу на видео, минуя кинотеатры, о премьерах редко становится известно широкому зрителю. За последние двадцать лет продуктивной DC-анимации вышло много интересных (а также посредственных и плохих) работ, среди которых можно найти что-то для себя любимого.

Комикс изначально проще адаптировать для анимации — в случае «Убийственной шутки» его, видимо, вообще взяли в качестве раскадровки. Можно сказать, что DC методично развивают супергеройскую вселенную в анимации и порог вхождения здесь гораздо ниже, чем в кино. Много анимационных проектов выглядит похожими на оригинал — визуальный стиль редко меняется кардинально. Эксперименты случаются достаточно редко, и они способны найти своего зрителя. Но в результате получается так, что мультфильмы зачастую получаются интереснее и привлекательнее игрового кино по вселенной DC.


Возможно, это лишь догадка, но в анимации им не приходится так сильно конкурировать с Marvel и их кинематографической вселенной. В отличие от кино.


Те же «Отряд самоубийц» и «Харли Квинн» в игровой версии словно пытаются говорить на том же веселом и карнавальном языке, что и бодрые, комедийные марвеловские фильмы. Анимация старается рассказать самостоятельную историю, а не конкурировать с «Мстителями» или «Дэдпулом».

Анимацию от DC проще и удачнее сравнивать с их же работами, мультфильмы отталкиваются сами от себя, а не от конкурентов. Это позволяет неспешно нащупывать собственный визуальный стиль, рассказывать самостоятельные истории и адаптировать классические сюжеты из комиксов. Даже если случаются провалы, то принцип выхода на видео, минуя кинотеатры, не сильно сказывается на репутации и бюджете. В такой ситуации можно проявлять дерзость («Бэтмен ниндзя»), не так сильно опасаться провалов («Красный сын») и переносить самые интересные истории из комиксов на экран («Возвращение Темного рыцаря»).

Каждый аниматор должен посадить дерево, построить дом и нарисовать свою версию Бэтмена.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО