ПОНЯТНО
Почему супергеройское кино должно умереть

Почему супергеройское кино должно умереть

В последнее время именитые режиссеры, сценаристы и авторы критикуют (или защищают) супергеройское кино. Разбираемся, в чем дело.

  • 2542
  • 20 октября 2020


В недавнем интервью Hollywood Reporter шоураннер «Пацанов» (The Boys) Эрик Крипке раскритиковал супергеройское кино. Ранее эти фильмы критиковали Мартин Скорсезе и Алан Мур. В чем суть спора, разбирается Илья Гринберг.

Крипке критикует супергероев в самом сериале «Пацаны», но сейчас высказывается как обычный человек и режиссер/сценарист/продюсер. По его словам, он большой фанат Marvel, но ему кажется опасным современный путь супергеройского кино. Целые поколения вырастают на фильмах с идеей ожидания, когда придет кто-то сильный, чтобы спасти тебя. Это порождает популистов и людей, которые подкупают аудиторию идеей, что они единственные, кто может по-настоящему защитить человечество.

Эрик Крипке. Фото: Genevieve / CC BY 2.0

Критика супергеройских фильмов за последний год — это больная тема для всех фанатов Marvel. Еще в ноябре 2019 года Мартин Скорсезе выкатил на New York Times колонку-мнение с названием «Фильмы Marvel — это не кино. Дайте мне объяснить» (I Said Marvel Movies Aren’t Cinema. Let Me Explain).

В самом начале текста его мысль выражена максимально кратко: «Кино — это форма искусства, которая привносит в жизнь неожиданное. Супергеройское кино слишком безопасное». Собственно говоря, колонку он написал потому, что в интервью ранее кратко сказал, что фильмы Marvel не для него, и ему они кажутся больше похожими на аттракционы. За это на него вывалилась куча критики от фанатов, и он решил объяснить свою позицию подробнее.

Мартин Скорсезе. Фото: sbclick / CC BY 2.0

Он разделяет фильмы на киноискусство и аттракционы. К последним он относит не только супергеройское кино, но и некоторые фильмы своих коллег, в том числе «Незнакомцев в поезде» и «Психо» Альфреда Хичкока. Но пересматривать эти фильмы раз разом Скорсезе заставляют не захватывающие события, а красота и эмоции.

Тем не менее, его высказывание разделило фанатов, актеров и режиссеров на два лагеря: одни защищали супергероику, другие — режиссера. Он задал большую волну еще тогда, но потом наступила пандемия, и все как-то об этом позабыли. Но не так давно, в начале октября, против супергероики выступил Алан Мур.

Алан Мур. Фото: Gaius Cornelius / CC BY-SA 3.0

Сам Мур создал почву для супергеройского кино, когда расширил супергероику мрачными и взрослыми историями вроде «V — значит Вендетта», «Хранители» и «Лигой выдающихся джентльменов». После киноадаптации последнего и начались проблемы — Алан Мур и художник Кевин О’Нил оказались абсолютно не рады получившемуся фильму, и с тех пор Мур вообще не хочет ассоциироваться с этим проектом.

А в начале октября 2020 года он сказал, что супергеройские фильмы разрушают кинематограф и культуру. Большинство людей сравнивают фильмы с супергероикой, и это делает все сложнее. А он сам назвал бы странной ситуацию, когда взрослые люди фанатеют от персонажей, созданных для двенадцатилетних детей пятьдесят лет назад. Последним фильмом про супергероев он назвал «Бэтмен» Тима Бертона. А лучшим Бэтменом — Адама Уэста, когда сериал о человеке-летучей мыши и его помощнике был комедийным.

Ну а поскольку Эрика Крипке нельзя обвинить в том, что он «дед» — его слова звучат наиболее достоверно. Впрочем, Скорсезе и Мур выражают, скорее, личные вкусовые предпочтения. Супергероика действительно часто выходит похожей на аттракцион, у фильмов вроде «Пиратов Карибского моря» тоже аттракционное происхождение (пираты буквально на лодочных аттракционах). И у этого нет ничего плохого, Скорсезе сам об этом говорит, но, скорее, требует сознательности к потребляемому контенту.

Неудивительно, что мнение «дедов» воспринимается в штыки. Общим для двух сторон финальным аргументом будет получение или неполучение удовольствия от фильма. Скорсезе не получает от супергероики удовольствия, потому что у него другие требования к качественному кинематографу. Фанатам киновселенной Marvel фильмы нравятся вне зависимости от того, аттракцион это или нет, потому что у них другие отношения с кино. Ключевым является то, что они фанаты. Запрос этой аудитории для создателей супергеройского кино понятен, и они способны его удовлетворить.

Ну а поскольку каждый получает удовольствие от разного кино, то представителям полярных вкусов никогда не сойтись. Крипке определяет другую систему координат для дискуссии — влияние кино на культуру. В каждом поколении есть фильмы, на которых выросли разные люди. Я считаю, что принадлежу к поколению «Шрека», и дико рад этому.

Шоураннер «Пацанов» уводит спор от вкусовых предпочтений в сторону анализа культуры, в которой родились и которую создают супергеройские фильмы. Если после «старого» кино люди желали стать героями, то сейчас планка выше — надо стремиться стать супергероем. С одной стороны, если ставить себе цель стать супером, то даже одна четвертая их силы будет хорошим результатом. С другой стороны, зачем пытаться стать супергероем, если ты не родился с невероятными способностями или не стал сильнее/умнее/быстрее в результате эксперимента?

С учетом переноса премьер предпочтения аудитории действительно могут сменяться, а супергеройское кино лучше всего смотреть на большом экране и с хорошим звуком — оно обязано быть впечатляющим аудиовизуально. Но не очень понятно, к кому обращаются критики супергеройского кино. Фанаты вряд ли разочаруются в своей любимой франшизе. Для студий это стабильный продукт, в который можно вложить много денег с меньшим риском потерять их на неудачном прокате. А противники супергеройского кино уже его недолюбливают. Маловероятно, что на этот сегмент кинематографа наложит запрет ЮНЕСКО ради спасения авторского кино.

Остается только ждать, когда естественным образом культура и предпочтения фанатов изменятся, а это неизбежно произойдет. Погода всегда будет портиться, а старики будут кричать на небо.

А вы за кого?
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО