Disco Elysium — симулятор высокофункционального алкоголика в самой нестандартной RPG года

Disco Elysium — симулятор высокофункционального алкоголика в самой нестандартной RPG года

Disco Elysium включили в кучу списков и с момента выхода называли главной RPG 2019 года. Илья Гринберг не смог пройти мимо и обнаружил, чем игра привлекательна для фанатов 2х2 и [adult swim]. Обсуждаем со спойлерами.

  • 699
  • 0
  • 16 Декабря 2019

Рик Санчез, Стерлинг Арчер, Конь БоДжек, да даже Бендер и Гомер Симпсон. Что (помимо нашей безграничной любви) их всех объединяет ? Фантастичный, несовместимый с жизнью экранный высокофункциональный алкоголизм. Когда в реальности решение начать работу крайне нетрезвым приводит к плачевному исходу, именно эти герои способны проявить невероятный профессионализм в самый нужный момент. Приятно ассоциировать себя с непросыхающим профессионалом. И это без пронзающей голову похмельной боли с судорожным содроганием желудка при каждом движении!

Говорят, что виски улучшает писательское мастерство (с ирландскими писателями работает), мимозу (шампанское и апельсиновый сок) не просто так называют утренней. Есть немало ситуаций, когда проще продолжать пить до начала следующего дня, раз есть важные дела. 

И всегда, какой бы хорошей идея не казалась, наступает момент мысли «Зачем ты это делаешь?». Особенно это касается воспоминаний о прошедшей ночи, где ты не контролировал себя. Еще хуже только те ночи, о которых ты ничего не помнишь. Ты твердо уверен, что функционировал еще несколько часов, но в каком состоянии? Что ты делал?

Взгляд фиксируется на потолке, и только через десять минут напряженного мышления ты приходишь к мысли, что находишься в чужой квартире. Как ты тут оказался?

Disco Elysium погружает игрока в иллюзорное постпохмельное состояние. Первый диалог ты совершаешь с самим собой. Точнее с органами чувств, внутренностями. Сперва просыпается твой рептильный, самый древний мозг. Оставшийся от времен, когда все мы были немного ящерицами. Самое базовое и примитивное мышление. На уровне чувств. Жрать, бежать, нападать. Когда ты ранен — надо залезть в нору и свернуться. Проблема в следующем: если ты весь изранен, а из сна тебя регулярно выталкивает в реальность.

Игрока встречает черный экран и мучительные мысли. Можно оттянуть момент пробуждения, но ненадолго.

Подключается лимбическая система. Это уже более продвинутая часть мозга. Возвращаются функции органов, память наваливается на тебя, и бодрствование уже неизбежно. Какие бы варианты ответов ты ни выбирал, рано или поздно подъем неизбежен.

С самого начала игры можно понять, что в ней очень много текста (зато восхитительного!), размеренной музыки и диалогов с самим собой. Но когда играешь в первый раз, даже не представляешь, насколько далеко все зайдет.

Ты просыпаешься голый, лежа на своей руке. Крохотная комната (номер мотеля?) похожа на свалку. Тебе настолько плохо, что даже схватить галстук (это твой лучший друг, склонный разговаривать с вами) с медленно вращающегося вентилятора не удается. Зато получается вспомнить, почему на лице застыла ужасающая гримаса. Пятнистое лицо спившегося алкоголика. Возможно, некогда обаятельная улыбка, но сейчас это ухмылка психопата, и настроение в стиле диско.

Почти на каждое действие в игре бросаются кости и определяют твой успех или неудачу. И каждый выбор имеет свои последствия. Классическая система из настольных игр. Но в Disco Elysium она используется не просто для силы или харизмы. Здесь необходимо развивать эмпатию, мелкую моторику и реакцию, логику и концептуализацию.Никогда не знаешь, в какой ситуации тебя спасет твой властный вид, а когда внутренний мир.

Игра оказывается такой, что максимальное прокачивание героя в стиле более привычных компьютерных RPG, где отыгрыш не так важен, как эффективность, играет не в твою пользу. При этом даже провал в этой игре приятен(но иногда летален). Настолько все элементы игры сделаны с остроумием и находчивостью. История становится интересней с каждой неудачей. От большинства провалов можно оправиться (а можно сойти с ума из-за мелкой неурядицы).

Например, «дрожь», которая связывает тебя с улицами города. Это уличное чутье. Игрок — тот детектив (уровень знаний героя совпадает с уровнем понимания игрока), который прислушивается к улицам. Поначалу это будет лишь шепот, но со временем придется выпадать из реальности на несколько минут и переставать реагировать на окружающих, и все ради наблюдений за ссорой парочки за несколько кварталов.

Все это описано невероятно поэтичным языком. Звук игры доставляет истинное наслаждение. Атмосферная музыка, продуманная озвучка (особенно органов чувств) и внимание к деталям. Даже когда идешь в одном ботинке, шаги звучат каждый по-своему (не то, чтобы это часто происходит).

Из-за этого Disco Elyium становится той игрой, которой надо уделять особое время. Это как поход в кинотеатр. Сам кинозал подталкивает к иному восприятию фильма. Ты знаешь, зачем пришел и как проведешь это время. Так же и с этой игрой. Надо подготовиться к ее прохождению, погрузиться в атмосферу.

Если по игровой привычке постоянно бегать, а у героя нет шкалы усталости от бега, в самой игре на это укажут. И в этот момент ты точно понимаешь, что перед тобой RPG, в которой необходимо сжиться с персонажем. Ходить размеренно и спокойно. Никто не способен целый день бегать. И как только ты начинаешь передвигаться именно так, начинаешь чувствовать ритм игры. Это как начинать смотреть «Твин Пикс» — поначалу сложно и медленно, но потом настолько погружаешься в этот слегка отличный от реального мир, что начинаешь получать удовольствие от проживания в нем.

Для улучшения своих способностей в игре можно пить алкоголь и употреблять медицинские (и не только) препараты. У всего есть своя цена, и это абсолютно привычный элемент геймплея. Но в игре это вплетено в образ спившегося и опустившегося на дно полицейского. Первая встреча главного героя с бутылкой происходит соблазняющим диалогом с самим собой. Да, сейчас только полдень, но у тебя ужасное похмелье, а содержимое вон той бутылки способно снять все похмельные симптомы легким движением руки.

При всем пагубном образе жизни ты — профессионал. Твой невероятно компетентный напарник не осуждает до тех пор, пока ты хорошо делаешь работу. А ты делаешь ее на удивление хорошо. Когда наблюдаешь за тем, как главный герой борется с тотальной амнезией, последствиями недельного загула и невероятным похмельем, но после проявляет удивительную ловкость, меткость и сообразительность, не возникает сильного удивления.

Главный герой — высокофункциональный алкоголик! Если ты смотрел «Рика и Морти», то не удивишься подобному герою. А его невероятный профессионализм (вспомни все те фильмы про спившихся полицейских, которые возвращаются из алкогольного небытия. «Новая полицейская история» с Джеки Чаном — образцовый пример такого кино) отлично обыгрывает метазнания игрока об игре. Есть возможность загрузить игру, подумать подольше или подготовиться заранее. Герой каждой игры — местный Нео. Он по умолчанию способен на большее. Как главные герои в кино, которые раскидывают противников десятками. 

Отсутствие перестрелок (в мире Disco Elysium у полицейских только два выстрела), разговоры с самим собой и атмосфера создают особое ощущение от игры. Это талантливо и оригинально созданное произведение. Игра умудряется совместить непопулярную механику отыгрыша в видеоиграх. Конечно, есть сообщества хардкорных игроков, но для большинства ванилла-геймеров, которые зашли в RPG через тот же «Скайрим», отыгрыш эфемерен. Даже игра его выражает достаточно слабо именно в рутинных элементах игры. Ассоциации с полицейскими фильмами и романами — это знакомый нам мир, привлекательный образ высокофункционального алкоголика (лестно знать, что есть люди хуже тебя) и привычную прокачку навыков (хоть и нестандартных), а также элемент случайности.

Самое приятное, что игра удивляет. Не просто рассказывает о неизвестном, выдуманном мире. Она удивляет тем, как общается и обращается с игроком. Квесты вроде расследования главного преступления идут параллельно с задачами найти сигарету (ты курильщик в игре, так что мысль вроде желания докурить бычок из пепельницы крайне убедительна) или же подготовкой заброшенной церкви к трансформации в техно-клуб.

Помимо прокачки навыков, ты еще можешь обдумывать разные мысли и принимать (твоя память отшиблена, надо же реконструировать себя) различные идеи с высоким уровнем серьезности и отдачи. Несколько часов мысль, посетившая внезапно, обдумывается, а после ты приходишь к определенным выводам и меняешься. Это постоянно на тебя влияет (на твои способности в основном). Ты можешь убедить себя в том, что ты суперзвезда. Именно это объясняет твой стиль жизни и экстравагантное поведение.

Погоня за лучшей статистикой героя приведет к его постепенному упадку. Один из основных видов заработка в игре — сбор пластиковых и стеклянных бутылок. Ты вооружаешься пластиковым пакетом и идешь собирать деньги, потому что без выпивки не получается пройти этап игры.

Но вспомни, как ты ведешь себя в том же самом «Скайриме». Одиозное, безумное поведение неспящего ночами, вечно бегающего и перегруженного ценным оружием психопата (способного убить без задней мысли любого). Внешний вид не соответствует окружению, главный герой во многих современных RPG напяливает людям корзины на головы, а если вы отправитесь с ним на прогулку, будет бегать и прыгать без остановки. Но Disco Elysium не притворяется, будто игроки ведут себя серьезно. Наоборот, это единственно верное и выигрышное поведение в игре.

Вишенка на торте — это абсолютно детективная история. Без экшена и перестрелок (за редкими исключениями). На все происходящее окружающие реагируют как живые люди. Да и сам герой ведет себя как человек и неизбежно выводит игрока на задуманный игрой ритм. Этот мир альтернативный нашему, поэтому игрок не знает, что реально, а что — нет. Сам герой — детектив, погруженный в иллюзии, подверженный деменции и всем существующим порокам, тоже теряется в реальности. Игра погружает тебя в волшебный мир с современными проблемами.

Если ты еще не добрался до нее, то это идеальная игра для одних суток в новогодних праздниках. Это будет хорошее сочетание игры, состояния и атмофсеры. Disco Elysium доступна только на ПК. 

Всегда в стиле диско.

Ваш Дважды два.

Написать коммент