Итоги десятилетия. Главные игры, которые мы полюбили за крутые механики

Просто вспоминать лучшие игры — такое. Это каждый может. Денис Князев рассказывает о лучших играх десятилетия, которые удивили игроков своими геймплейными механиками. Настолько, что все были в восторге.

  • 3465
  • 1
  • 6 Декабря 2019

HEAVY RAIN (2010)

Это сейчас все шутят про Press F to Respect и постят мемы про QTE. Quick Time Event то есть — когда надо в особо динамичных моментах в какой-нибудь игре быстро жать на кнопки, которые появляются на экране. Сейчас такое много где есть, но еще десять лет назад QTE были редкими, и чаще всего их использовал в своих «интерактивные фильмах» французский геймдизайнер Дэвид Кейдж из студии Quantic Dream.

А как еще играть в «интерактивное кино»? Это же драматургия! Постановка!Вот мы и смотрели ролики, реже — бродили по крохотным уровням, но гораздо чаще — нажимали на кнопки геймпада в очень напряженные моменты, пытаясь сохранить жизнь персонажей. И, конечно, следили за развитием истории — это ведь настоящий детектив про серийного убийцу детей, Мастера Оригами! Крайне интересно было узнать, кто на самом деле стоит за преступлениями.

Понятно, что игры с QTE были и до Heavy Rain — скажем, в Shenmue японского геймдизайнера Ю Судзуки и в еще одной игре Дэвида Кейджа Fahrenheit. Но именно Heavy Rain — это первое «интерактивное кино» почти без (нормального) геймплея, которое стало культовой игрой. Недавно она появилась на ПК — подходящий повод перепройти (или пройти впервые) и, вовремя нажав нужные кнопки, отрезать одному из героев палец. Зачем? Это же драматургия!

DARK SOULS (2011)

Именно благодаря Dark Souls — и вышедшей за полтора года до нее Demon’s Souls — все заговорили о том, насколько игры могут быть сложными. В 1990-х такие разговоры представить было невозможно, но затем авторы игр стали делать их проще, привлекая как можно больше игроков. В итоге дело дошло до «интерактивного кино» вроде Heavy Rain (о ней выше), где даже играть особо не надо — только кнопки вовремя жми и будь доволен.

С появлением Dark Souls многое изменилось. Все, чем она запомнилась, было и в Demon’s Souls, но именно «Темные души» стали по-настоящему популярны за пределами родной Японии, породили серию из трех частей и огромное количество подражателей. Сейчас все подряд хотят выпустить свой удачный «клон Dark Souls», пока ни у кого толком не вышло.

И дело, конечно, не только в сложности — в этом смысле игра получилась очень честной. Да-да, честной — и не надо винить в собственных неудачах разработчиков, кривые тайминги и анимации. Если не получается убить босса, git gud — то есть «стань лучше». И души не забудь забрать после смерти героя — они ведь пропадут! И у костра отдохни — это вообще лучшее, что можно сделать перед непростой битвой в Dark Souls.

L.A. NOIRE (2011)

Сейчас в играх настолько крутая графика, что персонажи выглядят как живые. И сильнее всего поражает то, насколько правдоподобными кажутся их лица. А уж если внешность какого-нибудь героя списана с голливудского актера, то кадры из игры вообще можно перепутать с фильмом. И, несмотря на это, никто, кроме создателей L.A. Noire, не решился использовать лицевую анимацию в геймплее.

Вообще, L.A. Noire — это очень нуарный и крайне детективный экшен про Лос-Анджелес первой половины XX века. Что в такой игре может делать главный герой? Расследовать преступления, конечно! И много общаться с подозреваемыми, допрашивать их. Как раз в такие моменты лицевая анимация, созданная с помощью прорывной технологии, ему и помогает. Хотя, конечно, не ему, а игрокам — им надо по мимике персонажей определить, лгут они или говорят правду. Ошибиться очень легко, сделать неверные выводы — тоже, игра все учитывает.

А между допросами здесь можно погонять на раритетных машинах по залитому солнцем Эл-Эй, пострелять по гангстерам в шляпах и воспроизвести культовые сцены из фильма «Секреты Лос-Анджелеса». Лучшее!

GRAND THEFT AUTO 5 (2013)

Про Grand Theft Auto 5 и объяснять ничего не надо — эту игру Rockstar можно в лучшие игры каждого года поместить, и вопросов не будет. До мелочей проработанный открытый мир, списанный с Лос-Анджелеса, свобода и безумие, яркие и запоминающиеся персонажи и традиционная для серии возможность устроить на виртуальных улицах ад — за все это GTA 5 полюбили миллионы.

А еще это игра, где можно в любой момент переключаться между тремя главными героями — и это сделано круто! Доказано: насколько бы невероятная идея ни пришла в головы разработчикам из Rockstar, они сделают все, чтобы воплотить ее в жизнь как можно удачнее. Вот с тремя главными героями так и получилось. Надоело играть за темнокожего Франклина и бродить по гетто? Просто переключаешься на богача Майкла или реднека Тревора и открываешь для себя игру с другой стороны! А уж как эту механику авторы реализовали во время постановочных миссий и ограблений — никаких слов не хватит рассказать, надо играть.

И даже когда сюжетная кампания пройдена, в GTA 5 все еще есть чем заняться. Уйти в онлайн, например — там же отдельная жизнь, сотни и тысячи игроков, масса развлечений и вообще все здорово. Кайф.

GONE HOME (2013)

Казалось бы, какую механику может предложить «симулятор ходьбы»?А вот ходьбу и может: Gone Home — одна из первых игр этого жанра и уж точно первая, что сделала его по-настоящему популярным. Именно после нее вышли Everybody's Gone to the Rapture, Firewatch и What Remains of Edith Finch, другие известные и хорошие игры про ходьбу и спокойное созерцание всего и вся.

Кто-то такие штуки может и не любить, но отрицать их влияние на игровую индустрию бессмысленно. Да и не всем в играх нужен геймплей, для кого-то важна история. Одну из них и рассказывает Gone Home — она проводит игроков по огромному опустевшему дому, где полно грустных и веселых воспоминаний и отсылок к поп-культуре 1990-х.

К тому же эта игра подняла важные социальные темы — еще до того, как это стало мейнстримом. Сексизм, буллинг, отношения с родителями и прочие проблемы молодежи — все это есть в Gone Home. И оно не выглядит навязчивым, не раздражает. Просто служит фоном для личной истории.

MIDDLE-EARTH: SHADOW OF MORDOR (2014)

Только представьте: сразились вы с орком в игре по «Властелину колец», но убить его не смогли. Или хуже — этот проклятый орк убил вашего героя. С героем ничего страшного не будет — он возродится (фэнтези, магия, все дела), а вот орка за такую боевую заслугу повысят и сделают сильнее. Да и сам он наглее станет — орк же все все запомнил, и теперь вашего героя из тысячи узнает и попытается еще раз отправить его на тот свет.

Именно так работает система Nemesis в игре Middle-earth: Shadow of Mordor. В ней реально можно нажить себе врагов, и если с ними потом вовремя не разобраться, то отхватывать потом придется долго — армия Саурона усилится орками, которые будут помнить главного героя Талиона и желать ему смерти. Такое себе!

Система Nemesis, конечно, куда глубже: благодаря ей в Shadow of Mordor орка можно даже на свою сторону переманить — с помощью магии, конечно. Просто так никакой орк не пойдет за людей воевать, вы же понимаете. Все это, кстати, происходит между событиями «Хоббита» и «Властелина колец». Вы же наверняка часто задавали себе вопрос: «А что же происходило во Средиземье в этот период?» Вот Shadow of Mordor и происходила.

NO MAN'S SKY (2016)

Над No Man’s Sky много смеялись, а ее разработчиков обвиняли в излишней амбициозности. Сотни планет с процедурной (случайной) генерацией, до которых можно добраться на космическом корабле и на которые можно приземлиться? Пфф! Этого не может быть! А если и может, то где-нибудь обязательно есть подвох.

Подвох, конечно, есть: No Man’s Sky — не масштабная ролевая игра с проработанными диалогами и яркими персонажами. Да и на игру в открытом мире в привычном понимании она не похожа, вовсе нет. Это опыт, история об эмоциях, которые испытываешь, когда корпус космического корабля начинает трястись во время взлета, а уши закладывает. Или когда в открытом космосе встречаешься с пиратами, и начинается перестрелка. А еще когда по дороге в соседнюю систему кончается топливо, которое приходится искать на ближайшей планете.

No Man’s Sky — игра про эмоции, который ты получаешь от исследования космоса. Такое не всем зайдет, и это нормально, но остальные будут в восторге. И да, планеты, их флора и фауна, системы и все остальное в этой игре генерируется случайным образом — это фишка реально работает, встретить абсолютно одинаковые планеты в No Man’s Sky невозможно. Где вы еще такое видели?

THE LAST GUARDIAN (2016)

В редких играх можно положиться на напарников, которыми управляет искусственный интеллект. Зачастую они делают или не то, что нужно, или не так, как нужно. В итоге — одно раздражение и желание пройти всю игру в одиночку. The Last Guardian — совсем другое дело благодаря грифоподобному зверю по прозвищу Трико.

Он ведет себя как самый настоящий питомец: играет с едой, резвится, играет со своим хозяином — но лишь в те моменты, когда главному герою, маленькому мальчику, ничего не угрожает. Когда появляется опасность, они оба готовы защитить друг друга ценой своих жизней. И затем, если все хорошо, — продолжить свое путешествие через руины загадочного мира, его загадки и препятствия.

Непредсказуемый, своенравный и невероятно «живой» искусственный интеллект Трико — главное, что есть в The Last Guardian. К зверю моментально привязываешься и считаешь его за самого близкого друга, изо всех сил стараешься не подвергать его излишней опасности и заботишься о нем. А он в ответ, может, и не до конца игрока понимает, но все равно кажется смышленым. Едва ли в какой-нибудь другой игре можно встретить нечто подобное.

POKEMON GO (2016)

В начале 2000-х почти все дети в России смотрели «Покемонов». Вот бы им тогда кто-нибудь сказал, что в 2016-м они смогут бродить по улицам родных городов и ловить карманных монстров с помощью смартфона! Они бы, конечно, не поверили.

Тем не менее Pokemon Go — наша с вами реальность. Да и дополненная реальность — тоже уже никакое не будущее. Вот она, в мобильных играх — скачивай, выходи на улицу, ищи своих Пикачу или Чаризарда, сражайся с другими тренерами и получай удовольствие. Здорово же!

Pokemon Go оказалась настолько успешной, что вслед за ней ее разработчики, студия Niantic, создала игру по мотивам «Гарри Поттера» — Harry Potter: Wizards Unite. С той же механикой, конечно! Бегом ловить монстров и других волшебных созданий!

THE LEGEND OF ZELDA: BREATH OF THE WILD (2017)

Но ведь The Legend of Zelda: Breath of the Wild — это еще одна игра в открытом мире, что в ней может быть прорывного? Рассказывать про «Зельду» тем, кто в нее не играл, действительно непросто — во многом из-за того, что в ней нет какой-нибудь одной выдающейся механики. Одной — нет. Таких механик в ней много!

И все они завязаны на правдоподобной физике и человеческой логике. Мы знаем, что деревья и сухая трава горят, значит в Breath of the Wild этот «закон» можно использовать, чтобы по-быстрому разобраться с врагами. Не хуже мы знаем, что огромный валун, если его толкнуть, покатится с горы и раздавит все на своем пути — и этим правилом в игре тоже можно воспользоваться.

А как же погода? Когда холодно, Линка следует одеть теплее — или, на крайний случай, приготовиться для него согревающую еду. Когда жарко — все наоборот. Забрались высоко? Спрыгните вниз с глайдером — все очень просто. Сломалось оружие? Заберите его у врага — он в этом случае пойдет искать себе новое. Вот так играться с механиками The Legend of Zelda: Breath of the Wild можно бесконечно долго — однозначно одна из главных игр за всю историю существования Nintendo Switch.

KINGDOM COME: DELIVERANCE (2018)

Однажды Даниэль Вавра, создатель Mafia: The City of Lost Heaven, твердо решил, что ему обязательно надо сделать реалистичную и хардкорную игру о средневековой Чехии, то есть Богемии — именно так называлась эта область в XV веке. Решил — и сделал!

Получилась одна из лучших RPG десятилетия — до мелочей проработанная, невероятно увлекательная, без драконов, магии и прочей чепухи, которая обычно встречается в фэнтези. Только реальное Средневековье, только хардкор! А сложностей в жизни простого деревенского парня Индржиха полно: крепкую броню надо где-то взять, денег заработать, оружие заполучить и не умереть от какой-нибудь болезни или вообще от голода. Но главное — следует научиться драться на мечах, что в Kingdom Come: Deliverance сделать не так-то просто.

В бою надо и направление удара выбирать, и комбо проводить, и количество брони на сопернике учитывать. Толку-то лупить по стальному панцирю мечом? Надо в лицо ему тыкать! Забрало шлема закрыто? Тогда по ногам лупи, по ногам! Как в Богемии говорили, бой смешной, а последствия страшные.

RED DEAD REDEMPTION 2 (2018)

Мало кто думал, что главной игрой десятилетия для Rockstar станет не новая GTA, а Red Dead Redemption 2 — в конце концов, не с вестернами этих разработчиков все связывали прежде. Теперь же можно уверенно сказать, чтоRDR 2 — самый амбициозный проект Rockstar, лучшая игра в открытом мире и главный экшен про ковбоев.

Серьезно, это запредельно детализированная симуляция жизни бандитов на Диком Западе — с заботами того времени (надо содержать лагерь!), городами с борделями и салунами, безжизненными степями (фронтир же!) и перестрелками на лошадях и не только. Все это в Red Dead Redemption 2 обставлено максимально эффектно — так, что в другие игры про Дикий Запад играть после нее уже невозможно.

И, как и в случае с GTA 5, после прохождения сюжетной кампании RDR 2 можно отправиться в онлайн, где возможностей еще больше.

CONTROL (2019)

Какую игру студии Remedy ни возьми, везде найдется какая-нибудь изобретательная механика. В Max Payne — перестрелки и прыжки в слоу-мо. В Alan Wake — свет как главное оружие против жутких «теней». В Quantum Break — возможность управлять временем. А в Control — невероятно крутой телекинез, какого нигде больше нет. То есть сам телекинез-то много где есть, но ТАКОГО — нигде нет.

Героиня Control, милая девушка Джесси, может практически все что угодно притянуть к себе силой мысли, а потом ка-а-а-ак запустить в противника. Может и самого противника притянуть, а потом запульнуть его куда подальше. А если под рукой ничего неприбитого к полу нет, то она просто вырвет кусок бетона из стены. Девушка очень находчивая — а другая в Старинном доме, в странном и сверхъестественном месте, не выжила бы.

В Control у Джесс есть и другие способности, но самая крутая — именно телекинез. Когда его используешь, все вокруг разлетается, взрывается, разносится на куски — как в первой «Матрице», в сцене перестрелки в фойе. Хотя новая игра Remedy привлекает не только этим. Как и во всех предыдущих играх, в этой студия создала очень странный, но крайне притягательный мир с массой отсылок и к «Твин Пикс» Дэвида Линча, и к произведениям Стивена Кинга, и к «Секретным материалам», и ко многому другому.

DEATH STRANDING (2019)

Хидео Кодзима — гений? Конечно! Кто еще смог бы создать такой хайп вокруг «симулятора курьера»? Ведь Death Stranding — это он и есть. Хотя, разумеется, все не так просто.

За всем этим хайпом и мемами про гения скрывается глубокая, в чем-то философская и очень личная история об отношениях между людьми. Там же — размышления о том, что будет «после». И очень детальная механика, на которой и строится вся игра, — механика ходьбы по пересеченной местности, если хотите. Да, в Death Stranding и впрямь непросто взять и отнести кольцо в Мордор груз до адресата. Для этого надо преодолеть не один десяток препятствий и пересечь постапокалиптическую Америку, укрываясь от жутких тварей, пришедших из загробного мира, и дождя, ускоряющего старение органики. И все это время надо будет заботиться о посылках, которые можно повредить, упав, к примеру, с обрыва.

Сложно звучит? Вовсе нет — достаточно однажды сыграть в Death Stranding, чтобы это понять. Каким-то удивительным образом игра Хидео Кодзимы моментально увлекает и не отпускает до финала.

Сдуваем пыль с консолей перед зимними праздниками.
Ваш Дважды Два.

Комменты 1

AntonIX
AntonIX

Попробуйте поиграть в subnautica! Это одна из самых атмосферных игр, весь этот подводный мир сразу завораживает. Ну и топ с этими играми сделайте. 

Написать коммент