ПОНЯТНО
Почему не все хорроры должны пугать [на примере нового «Проклятия»]

Почему не все хорроры должны пугать [на примере нового «Проклятия»]

Никогда не задумывались при походе в кино на фильм ужасов, что все это вы уже где-то видели? Денис Варков пробует найти ответ, углубляясь в проблемы жанра.

  • 1453
  • 0
  • 10 Января 2020

Уже 16 января в кино выходит «Проклятие» — перезапуск знаменитой серии ужасов (нам уже удалось его посмотреть), в центре которой, как нетрудно догадаться, таинственное проклятие родом из Японии, убивающее каждого, кто войдет в пораженный им дом.

Всего в этой франшизе вышло больше десяти фильмов (три из них — американские). Был даже кроссовер со «Звонком» (вот он уже японский), в котором два призрака сражались за людей, чтобы их убить (нет, серьезно, Sadako vs. Kayako вышел в 2016-м).

С 2011-го американские продюсеры решили перезапустить франшизу в США, но фильму долго не давали зеленый свет. И вот, в 2020-м, новое «Проклятие» наконец добралось до кинотеатров. У него 15 на Rotten Tomatoes и 40 на Metacritic. Давайте разбираться, что пошло не так. Для этого надо порассуждать о хоррорах в целом.

Фильмы ужасов принято делить на различные жанровые подвиды. Например, есть слэшеры, где какой-нибудь бодрый маньяк преследует бедных подростков, убивая одного за другим (например, «Хэллоуин»). Бывают и картины с другими центральными пугающими элементами. Скажем, найденная пленка в духе «Ведьмы из Блэр» или «Репортажа». Существуют и ужасы, где основным хоррор-элементом становится некое дикое животное («Пираньи», «Птицы» — человека диким животным все же считать не будем).

Можно делить на огромное количество групп, и подходов к делению тоже немало. Мне всегда нравилось деление не по подвидам, а по подходам. Так, например, можно легко очертить три группы по миссии создателей: хорроры мейнстримные, новаторские и артхаусные.

Мейнстримные фильмы ужасов — это те картины, в которых зритель прекрасно знает все, чем его будут пугать. Это те бесконечные фильмы про призраков, зомби, вампиров, маньяков и т.д., которые регулярно выходят в кино. Некоторые даже минуют широкий прокат и сразу выходят в digital (так было, например, с новой экранизацией игры Doom, которую хочется просто забыть).

В этих фильмах половина «страшных» моментов построена на скримерах. Вы смотрите, зная, что вот сейчас кто-то выскочит или что герой обернется, а за его спиной кто-то непременно есть. В таких картинах жанровые клише используются не из-за лени сценаристов — это умышленное решение. Создатели дают своим зрителям ровно то, чего они хотят, — простенькие хорроры на вечерок, чтобы несколько раз подпрыгнуть от неожиданности в кинотеатре, а на выходе уже забыть, о чем вообще был фильм (признайтесь, у вас так 100% было)

Новаторских хорроров мало. Они выходят нечасто, но всегда создают много шума в поп-культуре. Ярким примером последних лет может стать «Тихое место». Фильм не просто был широко обсуждаемым из-за своего подхода к использованию звуков, но и стал отправной точкой для продолжателей (например, «Птичий короб»).

Важно, что фильмы ужасов, предлагающие что-то новое, могут на первый взгляд даже не выглядеть ужасами. Так, например, хочется выделить «Хижину в лесу» — картину, одновременно высмеивающую штампы различных хорроров и в то же время предлагающую концепт, что все эти ужасы связаны друг с другом. Это черная комедия, идея которой в том, чтобы показать клише частью системы хорроров.

Артхаусные ужасы выходят ежегодно. Почти всегда это нишевые фильмы, зачастую авторские, где имя режиссера и его видение важнее, чем тематика и даже сюжет (из недавнего: «Маяк», «Дом, который построил Джек»). В таких картинах гораздо важнее стиль, подача и конкретные идеи режиссера, чем типичные сюжетные ходы или даже актерская игра.

Например, в вышедшем в 2018-м «Солнцестоянии» Ари Астера режиссер постарался создать максимально дискомфортный контекст не только для персонажей, но и для зрителей. В фильме есть повторяющийся эпизод с плачущим ребенком в коллективной спальне. Он не дает заснуть героям и долго навязчиво плачет. Чувство раздражения передается и зрителю при просмотре.

НО ВЕРНЕМСЯ К «ПРОКЛЯТИЮ»!

Новый фильм, названный просто The Grudge в оригинале, стал лично для меня ярчайшим примером мейнстримного хоррора. 2010-е годы стали золотой эпохой хоррор-ремейков. Если вы попробуете вспомнить фильмы, перезапущенные за последние годы, то почти наверняка назовете ужасы. И это легко объясняется сказанным выше — люди любят, когда их пугают, и отлично знают, чего им больше всего хотелось бы увидеть в фильмах ужасов.

Сложно назвать шаблонность хорроров проблемой. Это черта, свойственная в целом мейнстримному кинематографу. Одни и те же сюжеты снова и снова переснимают. Для экспериментов есть артхаус и новаторы (или любительские бюджетные фильмы!). Именно поэтому бесконечные хорроры про призраков, вампиров, оборотней и т.д. (нужное подчеркнуть) окупаются, а если перестают собирать, то их чуток пересобирают и подают под другим соусом.

В этом контексте новое «Проклятие» — это хорошо незабытое старое. Сюжет вам знаком по предыдущим фильмам, призраки пугают все также, даже классические клише на месте. Казалось бы, все те элементы, что делают мейнстримное кино популярным. Хоррор-киновселенная Джеймса Вана (и нет, речь не про фильмы DC о супергероях) на этом из года в год собирает свою кассу. Но создатели «Проклятия» решили поэкспериментировать, и это было их роковой ошибкой.

Историю решили представить не в хронологическом порядке, а согласно тому, как главная героиня (Андреа Райзборо) изучает дела пострадавших от загадочного дома по адресу Рейберн драйв, 44. Из-за этого фильм постоянно прыгает во времени в разные линии прошлого. По задумке авторов, это должно было создать интригу — как тот или иной персонаж пришел к ситуации в начале фильма, когда его встретила главная героиня. На деле это лишь путает при просмотре. Скомканный тон картины сбивает темп. А если добавить к этому общую неспешность, при которой даже скримеры выглядят медленными, то становится совсем грустно.

А жаль, «Проклятие» вполне могло потеснить «Заклятие» (господи!).

Если хорроров боитесь, а новаторского артхауса хочется, с вами всегда
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО