ПОНЯТНО
«Круто сваренный» — как создать визуально узнаваемый киберпанк

«Круто сваренный» — как создать визуально узнаваемый киберпанк

На примере «Круто сваренного» рассказываем, как детали создают киберпанк и почему комикс как формат подходит для этого лучше всего.

  • 3542
  • 0
  • 19 апреля 2020

Комикс Фрэнка Миллера (сценарий) и Джеф Дэрроу (рисунок), написанный в 1990-м. По сути, это максимально классический боевик (будь это фильм, главную роль играл бы Брюс Уиллис), который становится в разы более экспрессивным и выразительным благодаря рисунку. Именно это бросается в глаза в первую очередь.

Сюжет рассказывает о Никсоне — сборщике налогов, вооруженным пистолетом и невероятно сильным стремлением выполнить свою задачу. В процессе он выходит из-под контроля и нечаянно устраивает массовое убийство.

После наступает киберпанковый твист, напоминающий Филиппа Дика и «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (a.k.a. «Бегущий по лезвию»), — главный герой оказывается роботом, которому после подобного срыва стирают память, внушают, что он обычный офисный сотрудник Карл Зельц с женой, двумя детьми и собакой.

Мир комикса создан концентрированным — это проявляется в деталях окружения. Специфического вида башни, по которым сразу видно, что они принадлежат мегакорпорациям, футуристичные продажные копы, сильное социальное расслоение.

Почти вся информация о мире «Круто сваренного» зашифрована в городских пейзажах и мелких деталях. Сценарий почти не обговаривает технологии, людей и их внешний вид. Их внешний вид определяет функцию с помощью жанровых ассоциаций.

Дэрроу был хорошо знаком с Мебиусом, который работал над комиксом «Инкал» (который вовсе основан на раскадровках к «Дюне»). К подобному приему прибегает «Трансметрополитен» — культовый комикс Уоррена Эллиса и Дэрика Робертсона о журналисте Спайдере Иерусалиме, в свою очередь основанный на образе гонзо-журналиста Хантера Томпсона. В этих комиксах всегда присутствует толпа перенаселенного города, каждый из которых выглядит маргиналом особого сорта.

Внешний вид персонажей мало влияет на сюжет, но хорошо работает для описания мира. Определенные маркеры создают отношение к персонажам. Легко догадаться о роли невероятно полного персонажа, истыканного трубками и окруженного искусственными русалками. Точнее, никак не объясняется, местный это аристократ или шеф полиции, но это не так важно. Профессия не отменяет возможности подобного героя дорваться до власти, стать представителем высшего класса. Не требуется дополнительных пояснений о его высоком социальном статусе или богатстве.

Замусоренные улицы переполнены гуляющими фриками. Люди дерутся и занимаются сексом прямо в толпе. Детальная и тщательная прорисовка окружения словно самостоятельно выступает маркером киберпанка — эта ассоциация чувствуется даже без тщательного разглядывания сцен.

Это мир сверхпотребления — в кадре с супермаркетом, переполненным людьми, замечаешь, что в корзинах покупателей находятся гигантские продукты (например, гигантский бургер). В очереди видишь седого патлатого мужика с сигаретой, в пальто с гербом СССР и в красных дамских туфлях. В его корзине куча алкоголя и один гигантский кочан капусты. Один из военных носит каску с логотипом «Найки» и надписью Nuke. Скелетообразный робот Никсон легко вписывается в общий вид толпы. 

И так же легко ему устроить массовую бойню с убийством каждого встречного, доведя счет до нескольких сотен. Все это время он убеждает себя, что он — обычный человек с прекрасной женой и двумя детьми. У него даже появляется шанс возглавить сопротивление роботов, но он не считает себя одним из них, в итоге пророчество оказывается одной из безумных идей — ложной, но органично выглядящей в футуристичном депрессивном мире.

Киберпанк все больше проявляется в реальности, в новостях видно тот самый high tech, low life (высокие технологии, низкий уровень жизни), и нас вроде бы все устраивает.

Формат комикса позволяет уделить одинаковое внимание быстрому экшену и тщательной детализации вселенной — из огромного количества мелочей складывается узнаваемый киберпанковый мир. Комикс вышел мини-серией из трех выпусков, но его точно стоит читать два раза: в первый раз ради истории, во второй — чтобы уделить время и внимание изучению бесчисленных деталей на фоне.

Киберпанк уже наступил.
Ваш Дважды Два.


Загрузка...
ПОНЯТНО