ПОНЯТНО
Технофобия и экотерроризм: о чем на самом деле Horizon Zero Dawn

Технофобия и экотерроризм: о чем на самом деле Horizon Zero Dawn

Рассказываем о подтекстах в недавно вышедшей на ПК Horizon Zero Dawn. Например, что в игре общего с биониклами и древними греками?

  • 670
  • 0
  • 11 Августа 2020


Когда речь заходит о Horizon Zero Dawn, игроки обычно вспоминают невероятно красивую графику или роботов-динозавров, которые сами по себе достаточно яркий образ. И пусть игра ориентирована в первую очередь на геймплей, сценаристам Guerrilla Games удалось создать интригующую историю, которая к тому же освещает несколько важных тем. В честь выхода игры на ПК в них попытался разобраться Никита Казимиров.

Сюжет игры рассказывает о приключениях девушки Элой, которая с самого рождения стала изгоем в своем племени Нора. Никто точно не знает, как она появилась на свет, — девочку нашли у подножия загадочной машины, которую именуют Великой матерью и почитают в качестве богини. Появление Элой многие связали с возможным пришествием проклятия для всех жителей, так что ее сторонились и опасались. Все, что связано с высокими технологиями, в мире Horizon Zero Dawn вызывает лишь настороженность.

Закономерно, ведь кругом бродят опасные роботы, готовые в любой момент разорвать людей на куски. Пока человечество мирится с культурой племенного общества, ему противостоят последние достижения прогресса, все принципы разработки которого затерялись в прошлом. То есть лазерам и крупнокалиберным пушкам племена могут противопоставить лишь копья и стрелы. Люди в итоге перестали быть вершиной пищевой цепи, а большую часть времени ими движет животный страх за свою жизнь.

При этом воины все-таки продолжают борьбу, что отчасти напоминает движение луддизма. Оно было распространено во времена промышленной революции, а его сторонники обвиняли технологический прогресс в снижении количества рабочих мест. Луддиты вламывались на фабрики и крушили станки, оправдываясь благими намерениями и верой в человечество. В современном понятии луддит — это человек, настроенный против новейших технологий.

Но Horizon Zero Dawn посвящена скорее неолуддизму. Это философское течение зародилось в XIX веке и в принципе отрицает любые благие последствия технологического прогресса и его влияния на общество. Неолуддизм поддерживали, например, философ Мартин Хайдеггер и писатель Джерри Мандер.

Луддизм в Horizon Zero Dawn вызван, прежде всего, вопросами выживания. Ведь никому не хочется, чтобы его жизнь прервал робот-велоцираптор. Однако мотивы отдельных племен обоснованы еще и сильной неприязнью к передовым технологиям. Люди, придерживающиеся подобных взглядов, отрицают все блага цивилизации, а в технологиях роботов видят исключительно угрозу. Но те же запчасти, остающиеся после сражений, можно было бы собрать и переработать ради улучшения обороноспособности поселений или повышения общего уровня жизни. Однако вместо этого некоторые общины предпочитают довольствоваться малым и совсем не думают о прогрессе.

Элой на их фоне выглядит действительно передовой и инакомыслящей особой. Во многом на это повлиял визор, который она нашла еще в детстве. Он дает девушке всю информацию о технологиях старого мира, а также помогает получить тактическое преимущество в бою. Элой с раннего детства знает, что технологии несут не только вред, но и пользу.

И это важный момент, демонстрирующий конфликт поколений и важность адаптации к прогрессу с юности. Не найди Элой визор, она бы слепо стремилась к объединению со своим племенем. Она бы переняла презрение к технологиям от старейшин. Но девушка давно знает, на что способен прогресс. Она сама определяет границы дозволенного и без лишних сомнений выбирает свой путь.

Впрочем, страх перед машинами нельзя назвать совсем необоснованным. По ходу игры мы неоднократно видим, как роботы становятся причиной заражения местности вокруг. В результате вся природа и жизнь вокруг гибнут из-за отравления. Подобных зон отчуждения становится все больше из-за неконтролируемого распространения роботов.

А некоторые люди даже способствуют заражению. Речь о группировке Затмение, которая активно использует роботов в своих корыстных целях. О последствиях никто не задумывается, а ведь количество непригодных для жизни зон из-за этого только растет.

Тут мы подходим к двум основным темам Horizon Zero Dawn — экологии и экотерроризму. Обратите внимание: Элой тоже активно использует роботов, но ее действия направлены как раз на очищение окружающей среды. Тут поднимается вопрос ответственного использования технологий, чтобы не навредить окружающей природе.

В какой-то мере многочисленные роботы в игре — это всего лишь метафора для технологических отходов. Роботов сделали несколько веков назад, а их «разложение», то есть выход из-под контроля (если говорить языком игры), привело к ужасающим для человечества последствиям. Элой пытается найти выход из сложившейся ситуации, «утилизируя» роботов и делая из них полезные для людей вещи. А Затмение лишь порождает еще больше «отходов», ухудшая общее положение дел.

Пиком этой мысли становится предпосылка истории игры — ключевая причина, из-за которой люди откатились до состояния первобытных общин. Задолго до событий Horizon Zero Dawn люди создали роботов, которые могли буквально перерабатывать биомассу ради собственной репродукции. Их оказалось невозможно отключить или остановить, потому они начали постепенно превращать планету в бесплодную пустошь. Именно из-за этого вся природа Земли оказалась уничтожена, а человечеству пришлось заняться проектом «Новый рассвет», чтобы у следующих поколений был шанс на жизнь. Роботы, созданные во время работы над «Новым рассветом», призваны восстановить природу планеты — и своей цели они добились. Но сбой программы привел к тому, что они взбунтовались и начали сеять хаос.

Опять же, в этом моменте раскрывается дуализм обращения с технологиями, которые могут, как спасти человечество и вывести его на новый уровень развития, так и навсегда погубить всех нас. Одни и те же инструменты (в случае Horizon Zero Dawn — роботы) можно применять для разных задач, причем не всегда с благими намерениями. И тогда все зависит исключительно от совести человека, особенно в мире игры, где понятия социальных институтов и законов остались в прошлом.

В поп-культуре есть еще одно произведение, которое использует футуристические образы ради рассказа об экологических проблемах. При этом оно не выставляет их на всеобщее обозрение, довольствуясь лишь подтекстом и намеками. Сравнение неожиданное, но своей тематикой Horizon Zero Dawn чем-то напоминает вселенную Lego Bionicle.

Мир «Биониклов» далеко на так прост, как может показаться. Благодаря многочисленным художественным произведениям он разросся до огромных масштабов, а смыслов в нем предостаточно. Само название франшизы намекает: Bionicle — biological chronicle. В своей основе вселенная служит аллегорией на работу организма, который борется с раковыми клетками. Даже основное место действия, в котором разворачивается сюжет, — это огромный и медленно умирающий робот. И все действия персонажей влияют на него.

За экологическую тематику отвечает уже другая локация — футуристический город Метру Нуи. В нем прогресс был во главе всего, но город пал из-за алчности отдельных его жителей. Когда главные герои прибывают туда снова, то видят лишь зараженные руины, а затем и сами мутируют в некогда великом мегаполисе.

Разбираться во вселенной Bionicle можно долго. Емко ее суть объяснил Сыендук в своем видео.

Нам важен тот момент, что история «Биониклов» началась с вершин технологий, которые потом привели к погибели. После этого герои поселились на острове и начали жить в гармонии с природой. Однако последствия прогресса находят их и там.

В Horizon Zero Dawn мы тоже наблюдаем за миром, который не смог вынести груза своего технологического величия. Все остовы небоскребов и руины некогда впечатляющих сооружений напоминают, каким беспечным раньше было человечество. Роботов тут нельзя выставить в качестве главного врага, ведь они лишь служат идеям и мотивам людей. Даже ядра ИИ проекта «Новый рассвет», названные в честь богов Древней Греции, оказались лишь слепком разумов своих человеческих создателей.

Связь с Древней Грецией заставляет вспомнить еще одну концепцию — Элизиум. Древнегреческий Элизиум был своеобразным раем, где всегда царила весна, а мертвые проводили вечность в блаженстве. Мир Horizon Zero Dawn — это такой несовершенный Элизиум, где на фоне прекрасных полей и лесов бродят роботы, а опасность подстерегает на каждом углу.

Даже передовая графика игры при таком рассмотрении становится лишь дополнительным нарративным элементом. Глядя на неземных красот окружение и его контраст с зараженными технологиями землями, начинаешь думать, как избежать плачевного исхода природы в реальном мире. И каждый скриншот из просто красивой картинки превращает в немое напоминание, что вопросы экологии — это не шутки.

Конечно, за десятками часов геймплея Horizon Zero Dawn подобные мысли смазываются и теряют четкость. Да и никто не заставляет их воспринимать в первую очередь, у игры и без этого есть неплохая сценарная основа. Однако сам факт того, что работа Guerrilla Games может натолкнуть на такие размышления, доказывает: Horizon Zero Dawn — это нечто большее, чем просто хорошая игра.

Не боится роботов
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО