ПОНЯТНО
Любить сильнее: как «If Found…» учит не стирать прошлое

Любить сильнее: как «If Found…» учит не стирать прошлое

Дима Веснин разбирается, какие выводы можно сделать из интерактивного комикса о жизни ирландского астроботаника.

  • 1131
  • 0
  • 29 Мая 2020

Предупреждение: этот текст содержит небольшие сюжетные спойлеры к игре «If Found…». Автор текста считает, что они не уменьшат удовольствия, которое вы получите от прохождения игры.

Кэсс — странная. Ее полное имя — Кассиопея, и друзья называют ее астроботаником. Она живет в небольшом городке на севере Ирландии, у нее толком нет друзей, и обычно девушка коротает дни, рисуя астронавтов. Она мечтает о космосе и надеется, что однажды кто-нибудь отправит ей сигнал и выйдет с ней на связь. Кэсс одинока.

«If Found…» — новая игра ирландской студии DREAMFEEL. По духу это интерактивный комикс, в котором перед нами выкладывают дневники Кэсс со всеми мечтами, откровениями и рисунками и дают в руки ластик. Этим ластиком мы будем методично стирать все, что когда-либо делало Кэсс больно: резкие фразы, неприятные черты характера и, конечно, ссоры.

Как и в «Вечном сиянии чистого разума», оказывается, что стирать отдельные моменты недостаточно, и мы начинаем прятать вообще все, что хоть как-то напоминает Кэсс о ее болезненном прошлом. Под нашим ластиком исчезают вещи, любимые места и люди. Особенно друзья, старший брат и мать, которые, кажется, всегда желали ей лучшего.

Вот только их лучшее выглядит совсем не так, как представляет его Кэсс. По мнению матери, ей давно уже пора перестать целыми днями рисовать и пора, наконец, заняться чем-нибудь нормальным. Например, стать бухгалтером. У них стабильная работа и платят вроде неплохо. А еще это хорошая инвестиция в будущее — бухгалтеры всегда будут при делах.

Ссора с матерью — первый момент в игре, когда меня пробрало. Я как будто наблюдал за своими разговорами с родителями со стороны, узнавал каждый выпад, каждую фразу и каждую интонацию. «Тебя словно подменили», «поговорим, когда придешь в себя» и вот это классическое «ты же не хочешь расстраивать папу?». Прекрасно понимаю, почему для Кэсс совершить ограбление было намного легче, чем пойти поговорить с родителями.

Кэсс никогда не чувствует себя в своей тарелке. Она была бы и рада уехать из этого городка, но если ее не принимают здесь, то какие вообще шансы, что ее примут где-то еще? Вот ей и остается просто сидеть, рисовать и ждать своего сигнала из космоса. Но астроботанику никто не пишет. Астроботаника никто не ждет.

То есть, конечно, у нее есть друзья — музыканты из группы, которая выступает в местном пабе. Они живут в сквоте, который одновременно служит им репетиционной точкой. Но с друзьями у Кэсс толком нет ничего общего, кроме самого факта, что все они странные. И предупреждений от полиции о том, что скоро их всех выселят.

С друзьями, кстати, общаться намного проще — это редкие моменты в игре, когда Кэсс чувствует себя легко, а игрокам нужно просто прокликивать диалоги вместо того, чтобы орудовать ластиком. Все-таки есть воспоминания, которые она стирать не хочет.

Второй раз меня пробрало, когда Кэсс закрылась и от друзей тоже. Игра очень точно передаёт состояние, когда ты уходишь из дома, прячешься и не доверяешь никакой помощи со стороны: ни семье, ни друзьям, никому. И все еще хочешь, чтобы тебя спасли. Завидую, если у вас никаких идей, о чем я.

Игра показала мне, как со стороны выглядит поведение, свойственное мне и многим парням в целом: обидеться, найти на это рациональные причины, пропасть на несколько дней и вернуться как ни в чем не бывало. Полный отстой. Кажется, мне много перед кем нужно извиниться.

Потому что в итоге «If Found…» — это игра не о стирании. Это игра о том, что всего не сотрешь. Что в какой-то момент нужно понять это, простить других, простить себя и начать жить дальше. Прошлого не изменить — в той части игры вообще нет выборов. Выборы есть только здесь и сейчас, и касаются они настоящего и будущего.

Иногда этот выбор заключается в том, чтобы изменить себя и построить новую жизнь. Иногда — в том, чтобы вернуться к людям, которые тебя любят, и поверить, что они смогут принять тебя таким, какой ты есть. И если они смогут, то это будет самая счастливая концовка на свете.

Всей душой радуюсь, что авторы игры все-таки не стали бухгалтерами. Они нашли в себе силы, выбрали любимую профессию и сделали великолепную игру. Она пробрала меня как следует, заставила вспомнить все ссоры с родителями, друзьями и партнерами. На письме матери, которое начинается со слов «я слышала разное…», я уже не мог перестать плакать.

И, кажется, что у всего этого есть основной вывод. Авторы не проговаривают его прямым текстом, но об этом выводе буквально кричит вся финальная часть игры. Он похож на то, о чем поет Шэрон Ван Эттен в песне «Love More»: что, в конце концов, вся эта боль не заставила меня меньше доверять другим людям, пытаться стереть прошлое и продолжать прятаться от всего, что делает мне больно. Она не сломала меня. Она заставила меня любить сильнее.

«If Found…» вышла 19 мая 2020 года и доступна на iOS и в Steam.

Запаситесь салфетками, пригодятся.

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО