«Инкал» —  философская космоопера в духе «Дюны» Ходоровски

«Инкал» — философская космоопера в духе «Дюны» Ходоровски

«Инкал» — комикс, созданный Алехандро Ходоровски и Жаном «Мебиусом» Жиро на основе раскадровок невышедшей «Дюны» и повлиявший на весь киберпанк. Наш редактор Илья — о символизме и эпике в этой истории.

  • 1252
  • 0
  • 22 Марта 2020

Посредственный детектив Джон Дифул оказывается втянут в сомнительное и непонятное дело. Вместо привычной работы он оказался в центре невероятного, непонятного и непривычного дела. Все это в антиутопичном мире будущего, космической опере и лютом киберпанке. В руки Джона попадает странный, но невероятно ценный артефакт — Инкал.

Дифул в самом начале истории эгоистичен, мелочен и труслив. Когда культисты попытались стрясти с него Инкал, он признался себе, что рад был бы рассказать, где он, но не смог. После тяжелого рабочего дня он отправился собирать проститутку (именно собирать — она искусственная, а чтобы порадовать себя, он тратится на более дорогие части тела). А его главное желание каждый день — оказаться дома и выпить неорганического бурбона.

Инкал в свою очередь максимально противоположен Дифулу. Это трансцендентное сознание, чуть ли не проявление божественного. Когда Джон прячет его в своей домашней бетонной чайке, то первым делом начинает проповедовать и исцелять больных, а после и вовсе обрастает сознанием.

Комикс создан во Франции Алехандро Ходоровски — известным в первую очередь тем, что он брался экранизировать «Дюну» Фрэнка Герберта (к работе над фильмом хотели привлечь Сальвадора Дали, Ханса Руди Гигера, Pink Floyd и множество других талантливых людей). Проект в итоге не увидел свет из-за разногласий с продюсерами. Фильм мог идти 12 часов, а его масштаб и значимость (для создателя) в итоге привели к постоянным переносам и последующей отмене. Вместе с ним над раскадровками работал художник Мебиус. После отмены проекта сохранилось более трех тысяч рисунков, которые и легли в основу «Инкала».

Это не та история, что объясняет все происходящее, к чему мог привыкнуть современный читатель. Необходимо понимать все из контекста. С одной стороны, научно-фантастический сеттинг делает все более непонятным, с другой — раскрытие необычного мира будущего подразумевается в жанре. От научной фантастики ждешь именно такого подхода. Постепенно в сюжете раскрывают законы другой вселенной, где технологии и общество изменились, но суть людей осталась прежней.

Весь мир в огне: повстанцы стараются свергнуть тираничного президента, регулярно переносящего собственное сознание в новые тела и наслаждающегося всеми прелестями аристократической жизни; к планетам людей надвигается флот инопланетных Бергов, которых каждый считает вымыслом, но они реальны как никогда; а за право владеть Инкалами борются сразу несколько сил — разобраться кто тут кто сложно.

Примечательно, что приключение Дифула хоть и происходит в научно-фантастическом сеттинге, оно скорее духовное. О символизме и мистицизме комикса часто пишут — это проявляется в сюжете достаточно явно. Дуализм света и тьмы, мужчины и женщины, сакральные образы, отсылки к религии здесь даже аристократы светятся и носят нимбы.

Больше всего привлекает богатый и проработанный мир «Инкала». Читателя втягивают в него почти так же насильно, как в него врывается главный герой. Непонимание, страх, желание, чтобы все разрешилось, — для Джона, и желание узнать, как же все разрешится, — уже для читателя. Сказывается то, как этот мир складывался. Все изначально создавалось для «Дюны», хоть Ходоровски и говорил, что планирует взять сюжет книги только в качестве основы, но образы и визуалы создавались для уже существующей вселенной.

И абсолютно неожиданно их пересобрали для совершенно другой истории. Возможно, поэтому мир «Инкала» оказывается таким интересным и правдоподобным. Он словно не создан искусственно, а построен на обломках другого мира. У него есть своя предыстория и культура. Конечно, прямой связи с «Дюной» нет, это абсолютно другая история. Это как целая страна, которая существует уже много веков. Ее культура основана на традиции, менявшейся все это время, росла, словно живой организм.

В этот богатый мир встраивается классическая и понятная, практически архетипичная история. Это миф, встроенный в существующий мир, который не создавался конкретно для нее, но оказался настолько жизнеспособным, что другой сюжет с легкостью в нем прижился. К мифологии и классическим сюжетам Ходоровски отсылает напрямую.

Ближайший для российского читателя образ к Джону Дифулу — это Иван-дурак. Образ Джона часто связывают с картой таро «Дурак» (он же «глупец», он же «шут», одним словом — The Fool; его имя как раз отсылает к этому: John Difool). Глуповатый и трусливый, окруженный сильными и мудрыми существами, а по течению серии эволюционирующий в более мужественного и героичного, но все же человечного героя.

Джон не субъект в этой истории, а скорее объект — думающий, говорящий, в основном ноющий и жалующийся — как и все несчастные, страдающие похмельем и сомнениями люди. Сам Инкал — маленький источник невероятно яркого цвета — как раз проявление всего внеземного и сакрального, трансцендентная сущность. Дифула постоянно похищают, перевозят, а он раз за разом задумывается, чем заслужил подобную участь и, поскольку не может повлиять на события вокруг него, ему только и остается менять себя. И с этим помогает Инкал.

В их первую встречу он демонстрирует из чего состоит Джон — разделяет его на четыре части: гнев, страх, гордость и разум. Они сопровождают его в комиксе как сторонние собеседники героя. Символизм явный, но рабочий. Причем так можно описать многое в комиксе.

При этом возможностей и пространства для интерпретации в комиксе много. Следует также учитывать, что начинался он в 80-е годы, а создан и вовсе в европейской традиции. По итогу «Инкал» получил кучу наград, признания одной из лучших работ и команд (Ходоровски и Мебиус — это действительно несокрушимая сила). Комикс, основанный на тысячах раскадровок Дюны, — уровень эпичности на квадратный сантиметр зашкаливает.

А если во время прочтения возникнет ощущение, что вы это где-то видели, то это исключительно из-за силы влияния «Инкала». У комикса есть невероятно эпичный спин-офф «Метабароны» (о династии легендарных воинов, одного из них мы встречаем и в «Инкале»), который повлиял даже на Warhammer 40.000, а уж за что точно стоит поблагодарить создателей — так это за киберпанк. Поэтому «Инкал» однозначный мастрид, классика, которую хорошо бы знать, чтобы лучше понимать современную культуру (благо, он выпущен на русском языке издательством «Комильфо»).

Не будь глупцом — это ловушка.

Ваш Дважды Два.

Написать коммент