ПОНЯТНО
Для «Начала» Нолан не гений: как смотрится хитовый фильм спустя 10 лет

Для «Начала» Нолан не гений: как смотрится хитовый фильм спустя 10 лет

Так ли гениально «Начало»? Разбираемся в сюжете, пытаясь понять, на каком уровне сна дыры в сюжете.  

  • 1755
  • 19 августа 2020


На прошлой неделе в повторный прокат вышел «Начало», самый мегаломанский фильм Кристофера Нолана после «Интерстеллара». Кинокритик-смертник Иван Афанасьев взял на себя смелость привести самоубийственные tenet’ы (доводы) в пользу того, что «Начало» — не такая уж и гениальная картина.

На самом деле, все это было задумано не ради holy rage со стороны читателей или какого-то эпатажа: я просто сходил на «Внедрение» (как фильм, вообще-то, называется на самом деле) в кино и убедился, что фильм не производит такого уж огромного впечатления, как раньше. Да что уж там — лично на меня он и в далеком 2010 году, когда мне было 17 лет, впечатления не производил, как ни страшно в этом признаваться. Вот вам три аргумента касательно того, что «Начало» — кино хорошее, но совершенно не гениальное. Осторожно: если вы фильм не видели, вас ждут жуткие спойлеры! Ну и в целом пару моментов вы не поймете от слова «вообще».

МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ НЕСОСТЫКОВКИ

За капанием слюной на пол кинотеатра от сногсшибательной концепции (которая и правда по-своему весьма крута и оригинальна) можно не заметить, что иногда фильм проседает по части логики, которую сам же пытается установить. Простейший пример: в терминологии фильма присутствует понятие Лимба — мира бесконечного сна, в который герои фильма рискуют уйти, если погибнут на первых трех уровнях во время операции. Туда же Мэл «забирает» с собой убитых Роберта и Сайто. Вопрос — каким образом она попадает в свою «недостроенную зону сна», будучи в сновидении Имса?

Имс, фото — IMDB

Ведь Кобб сам ранее рассказывал, что они за 50 лет пребывания в Лимбе построили собственный город, в которой попадают он и Ариадна, значит, Лимб у каждого свой. И тропа к нему, по логике фильма (каждый следующий уровень связан с предыдущим), должна быть доступной лишь из сна Кобба. В противном случае, если предположить, что дорога в любую область сна открыта изначально — что мешало им сразу попасть на уровень с Робертом и его отцом, чтобы не совершать сумасшедшую многоходовку? И подобных сюжетных лимбов в фильме — не так уж и мало. Их не слишком много, чтобы легко маскировать под слоем «гениального кино», но они есть. И если смотреть внимательно, они регулярно грозят выбросом зрителя из фильма.

ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СНОВ

Вас никогда не смущало, что сны в «Начале» выглядят слишком уж… не похожими на сны? Вспомните собственные ночные видения: странные миры, в чем-то похожие на наши, но с нарушенной физикой, логикой и строением пространства. Сновидения Кобба и его клиентов же больше напоминают дорогие лофты для состоятельных граждан и горно-лыжные курорты в Швейцарии, идеально спроектированные и вычерченные по линеечке.

Кобб и Роберт, фото — IMDB

Можно сказать — «эй, чувак, ты когда-нибудь слышал про осознанные сновидения?». Слышал, конечно, но тогда возникает другой вопрос: если герои настолько хороши, что способны при помощи таланта Ариадны конструировать огромные участки сна, выстроенные, будто по чертежам — каким образом Юсуф в самом начале попадания героев в его сон допустил атаку проекций-защитников Роберта? Почему-то хваленая возможность создавать невероятные с точки зрения физики конструкции, вроде лестницы Пенроуза, которую один раз использует Артур, тут им не помогла, что привело к ранению (и, впоследствии, попаданию в Лимб) Сайто.

ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОПРОСОВ К КОНЦЕПЦИИ «НАЧАЛА»

Концовка «Начала» была обсосана со всех сторон на предмет того, остался ли Кобб во сне, оказавшись в финале у себя дома с детьми, или действительно смог вернуться. Мол, «волчок-то так и не остановился!». Во-первых, остановился — за секунду то титров мы видим, как замедляется его ход. Во-вторых, Кобб точно вернулся на родину, потому что он успел в Лимбе добраться до Сайто, а фургон на первом уровне сна (Юсуфа) упал в воду — пробуждение в самолете это доказывает. Аргумент «это могла быть часть Лимба!» разбивается той самой секундой до титров с волчком.

Кобб, фото — IMDB

Это простой пример, как Нолан, самый гениальный аферист нашего времени, выдает простейшую идею (сон внутри сна) за нечто невероятное. По сути, Кобб — альтер-эго режиссера — такой же умелый мошенник, который совершает внедрение в ваш мозг и поселяет там идею совершенства его творений. И мы снова возвращаемся к логике — для того, чтоб мир «Начала», с его уникальной (без шуток) концепцией и терминологией, действительно превратился в нечто совершенное, а не иллюзию совершенства, Нолану следовало бы объяснить слишком многое: как технически происходит синхронизация сна, откуда у Роберта, едва ли похожего на активного участника боевых действий, в сновидении Имса появляются удивительные способности к владению оружием, и почему в таком случае таких перков нет у проекций-защитников и те почти всегда, так или иначе, проигрывают героям в перестрелках.


Все это не отменяет того факта, что смотреть «Начало» крайне интересно и увлекательно. Это отличный, очень зрелищный и эффектный боевик с по-настоящему необычной (по меркам кинематографа точно) вселенной. Смысл этого текста лишь один — не возводи себе кумира. Гениальность не равно умению хорошо репрезентировать свой продукт. А если вдруг покажется, что ты во сне, крутани волчок — вдруг Кристофер Кобб-Нолан водит тебя за нос?

Гадает, каким же окажется «Довод»
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО