Итоги десятилетия: главные «крестовые походы» интернета

Одна из самых заметных тенденций последних лет: дикая скорость, с которой интернет объединяется, когда кто-то где-то не прав.

  • 1602
  • 0
  • 14 Декабря 2019

Мы уже слегка притомились выбирать лучшие фильмы, игры и т.д., так что давайте немного сменим парадигму. Пришло время поговорить о Т Ы Е Н Д Е Н Ц И Я Х. Садитесь поудобнее, сейчас мы будем длинно (очень длинно, поэтому на полном серьезе рекомендуем устроиться поудобнее), но интересно рассказывать вам, как интернет воевать ходил.

Крупные «Крестовые походы-не-вставая-с-дивана» начали возникать относительно недавно, но с каждым разом приобретали все больший размах. Чаще всего они начинались с того, как кто-то где-то что-то сделал неправильно, и против него/нее/их ополчался весь интернет (чаще всего — западный). Нередко этим походам удавалось даже просочиться в реальность и как-то повлиять на наш мир, так что не стоит недооценивать их важность. Поехали отсчитывать топ в хронологическом порядке!

ЗВЕЗДНЫЕ ЛУТБОКС-ВОЙНЫ EA

Возможно, один из самых громких «крестовых походов» этой подборки — и самый действенный. Поначалу ничего не предвещало беды, пипл спокойно сидел предвкушал новую игру по вселенной «Звездных войн» — Battlefront 2 от EA. Но потом случились открытая бета и лутбоксы.

Краткий экскурс: сама игра стоила в районе $80 (деньги немалые), а внутри можно было дополнительно за реальные деньги купить лутбоксы. Только вот если обычно в коробках можно найти предметы, не влияющие на геймплей типа скинов, эмоций и граффити, EA решили запихнуть в свои всякие мощные улучшения, дающие преимущества в сражении, и… самых известных персонажей франшизы. То бишь, чтобы поиграть за Дарта Вейдера и пораскидывать всех с помощью Силы, нужно было либо кинуть в разработчиков еще больше денег вдобавок к тем $80, либо поиграть овермного часов, заработать внутриигровую валюту и купить его самому. По приблизительным расчетам, на то, чтобы открыть Вейдера или Люка Скайуокера, игрокам понадобилось бы 40 часов.

Можно догадаться, что фанаты были совсем не рады таким перспективам. В октябре 2019, незадолго до релиза игры, разверзся ад — на EA полилась тонна критики, игроки призывали бойкотировать игру и массово возвращали свои копии в магазины, постепенно гул перешел на весь интернет и запустил широкое и серьезное обсуждение лутбоксов как азартной механики. Более того, большая часть маркетинга этой игры была направлена на детей, что только усугубляло ситуацию.

Дошло до того, что представителям EA пришлось прийти на Reddit в попытках себя защитить. Их посто том, что в вопросах открытия героев их «целью было дать игрокам чувство гордости и достижения», стал самым задизлайканым комментом в истории платформы и даже попал в Книгу рекордов Гиннесса (!). А выражение «чувство гордости и достижения» («sense of pride and accomplishment») стало мемом.

Компании ничего не оставалось, кроме как снизить внутриигровую цену на знаменитых персонажей и полностью убрать из игры возможность купить что-либо за реальные деньги «до выяснения обстоятельств» — и это за день до официального релиза. Микротранзакции вернулисьв игру только в марте 2018, но стали сугубо косметическими. Вдобавок EA переработали систему прогресса, чтобы игрокам не нужно было тратить много времени и внутриигровых денег на развитие.

Весь этот масштабный скандал привел к тому, что все больше стран начали задумываться над регулированием лутбоксов и других азартных составляющих игр. Где-то это делали и раньше (привет, Китай), но после Battlefront 2 к «ущемлению» «сюрприз-миханик» (это, кстати, тоже цитата представителя EA, когда она выступала перед британским Парламентом) стало присоединятьсявсе больше стран. И это хорошо.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛОГАНА ПОЛА В ЛЕСУ САМОУБИЙЦ

31 декабря 2017 года один из самых популярных видеоблогеров ютуба Логан Пол выложил влог под названием «Мы нашли мертвое тело в японском лесу самоубийств…». Оно было снято во время его поездки в Японию — общее настроение видео было шутливое и непринужденное. Пока в кадре не появилось мертвое тело, свисающее с дерева. Блогер изображал какую-то странную смесь эмоций, а камера подробно снимала труп с зумами и т.д.

Видео крайне быстро набирало просмотры, вышло в тренды и получило гору комментариев, абсолютное большинство которых было гневными. Люди были крайне недовольны выходкой Логана, требовали заблокировать его канал, посылали в ад и куда подальше, возмущались его безнравственностью и готовностью пойти на все ради просмотров. К общественному негодованию присоединились звезды — например, Аарон Пол (шутка про совпадение фамилий), Софи Тернер (это которая Санса Старк), Пьюдипайи другие.

Постепенно недовольство сместилось на сам ютуб. Изначально какая-то часть общественного гнева, естественно, была обращена напрямую к «большому дяде» — мол, посмотрите, что у вас на платформе творится. Но долгое бездействие ютуба и то, что они позволили влогу Пола выйти в тренды и набрать более 6 миллиона просмотров,только больше разозлило пользователей. Причем, видео прямо нарушало политику пользования платформой.

Логан, естественно, быстро узнал о реакции сообщества, удалил ролик и записал извинения(по большей части люди их не приняли). Ютуб отреагировал на происходящее лишь 2 января — через 3 дня после публикации: представители платформы выразили соболезнования семье погибшего. И лишь 9 января появились какие-то последствия для самого Логана Пола — ютуб заявил, что приостановил сотрудничество с блогером, который на тот момент был задействован в нескольких их проектах.

После этой истории платформа начала ужесточать свою политику и контроль за исполнением. Кто знает, возможно именно влог Логана Пола стал причиной, почему платформа, когда-то бывшая раем для всех независимых производителей, постепенно превратилась в сегодняшнего корпоративного левиафана. Держите немного статистики для понимания.

ЕВРОСОЮЗ ПРОТИВ МЕМОВ

В июне 2018 года Европарламент решил внести несколько поправок в закон об авторских правах. Нас интересует Article 13, которой многие опасались, — мол, из-за нее интернет может лишиться мемов. Если разбираться, то она была направлена на крупные платформы вроде ютюба, твиттера, фейсбука и должна была заставить их серьезней относиться к соблюдению авторских прав в контенте, публикуемом пользователями.

Поскольку множество мемов основаны на скринах из фильмов, стоковых фотографиях, чьих-то личных снимках, интернет запаниковал — смехуечки в опасности! Достоверно не было известно, могла ли эта поправка повлиять на мемы, но опасения были в какой-то степени оправданы. Поэтому интернет решил воспользоваться своим главным оружием, пока оно не попало под банхаммер. Многоходовочка была проста и всего из одного хода: превратить флаг Евросоюза в мем, ведь как можно банить мемы, если ты сам мем? Смекате? Мемммммм?

Поправку сначала отклонили, интернет праздновал победу, но спустя почти год Европарламент ее все-таки принял в слегка исправленной версии. И вроде бы мемы никак не пострадали, так что, возможно, вся шумиха была зря. Ну, зато над флагами поржать можно.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ YOUTUBE REWIND?

Ох, ютуб, ютуб. Для платформы это десятилетие выдалось крайне угрюмым — от истории с Логаном Полом до великого Адпокалипсиса (скандала с монетизацией видео). Мы не будем перечислять все их траблы за последние 10 лет, потому что их реально какое-то заоблачное количество. Но не можем обойти прошлогодний Rewind, который был ужасен. Если вы вдруг его не видели, можете посмотреть ниже (но не советуем).

Гул начался практически сразу же после выхода Rewind-2018 — зрители были недовольны огромным количеством кринжа, неизвестных лиц, Уиллом Смитом и тем, что ежегодное итоговое видео превратилось во что-то непонятное (а вот при Сталине…). Rewind больше не был отражением того, что происходило на платформе за последний год — черт, да в него даже Пьюдипая не включили, а он, между прочим, крупнейший автор на ютубе.

Народ выплескивал свой гнев в комментах, очень активно ставил дизлайки, писал гневные письма тем, кто снялся в ролике. Кульминация наступила 13 декабря, когда Rewind обошел Baby Джастина Бибера и сталсамым задизлайканным видео на всем ютубе. Спустя год там уже 17 миллионов пальцев вниз.

История стала настолько громкой, что ютубу пришлось немного пересмотреть свои действия и с опаской подойти к созданию следующего Rewind. Вышел он недавно, платформа начала его как раз с того, что прошлый ролик с треском провалился, так что «давайте посмотрим, что нравится вам, дорогие пользователи». Rewind-2019 получился странным — в формате топ-10 чего-то, но не таким плохим по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, это не помешало зрителям снова его задизлайкать.

БИТВА ЗА СПАНЧ БОБА

Эта история начинается с грустного — 27 ноября 2018 года умер создатель «Спанч Боба» Стивен Хилленберг, —но после переходит к возмутительному.

Многочисленные фанаты мультика про подводную жизнь хотели почтить память его создателя и придумали прекрасный способ. В эпизоде Band Geeks Спанч Боб и КО выступали на Бабблбоуле с безумно шикарной песней Sweet Victory. Бабблбоул — это аналог Супербоула, главного ежегодного спортивного события Америки, финала лиги американского футбола, перерыв которого забит годным контентом, изобретательной рекламой и различными музыкальным выступлениями. И он как раз был на носу.

Фанаты создали онлайн-петицию, призывая в перерыве исполнить Sweet Victory в память о создателе шоу, обожаемого по всей стране. Народ тут же кинулся ее подписывать. К Супербоулу там накопилось уже 1 207 500 подписей. Однако надеждам этих миллиона с лишним человек не было суждено сбыться.

Перед днем матча, аккаунт Супербоула в твиттере начал тизерить события перерыва, в некоторых кадрах были показаны персонажи «Спанч Боба». Народ считал намек и ликовал. И вот, наступает день Х, начинается халфтайм-шоу, поет Maroon 5, внезапно он останавливается и на экранах появляется Сквидвард! Ура! Свершилось? Нет. Оказалось, что мультфильм и фанфары из него использовали для представления рэпера Трэвиса Скотта.

Негодованию спанчбоберов не было предела — мол, какого, простите, хрена вы тизерите исполнение нашей просьбы, заставляете нас смотреть свое шоу, поднимаете надежды, чтобы потом вот так кинуть в нас грязью? И снова в бой пошли дизлайки на ютубе, возмущенные комментарии и горы мемов. Не то чтобы это могло к чему-то привести, но интернету надо было выплеснуть свои эмоции.

Однако и в этой ситуации нашлись в каком-то смысле герои. Хоккейная команда Dallas Stars решила взять дело фанатов Спанч Боба в свои руки и поставила отрывок из сериала со Sweet Victory во время своего матча. Получилось красиво и эпично — как и должно было быть.

ШТУРМ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Эта история начиналась наоборот — как шутка, но потом переросла в феномен, обсуждавшийся по всему миру. Речь, конечно же, о том самом «штурме» Зоны 51. Начиналось все в июле 2019 с юмористического ивента на фейсбуке. Его создатель предлагал собраться и 20 сентября взять штурмом легендарную Зону 51, где, по легендам, хранились всякие инопланетные штуки.

Все это подкреплялось «проработанным» и эпичным планом действий. Если коротко: часть штурмующих напоят энергетиками и накормят псилоцибиновыми грибами, они войдут в состояние берсерка и ринутся на охранников. В это время их будут прикрывать метатели камней, а пока все будут отвлечены заварушкой, бегуны Наруто начнут наступление на базу по флангам. Идея в том, что они будут «бежать быстрее пуль и призывать теневых клонов».

И пошло-поехало. О штурме писали СМИ по всему миру, в ивент вступали все больше человек — счет шел на миллионы, интернет буквально заполонили мемы на тему. Мы собирали их вот в этой статье, можете почитать (и пусть вас не смущает слегка совпадающий текст).

Чем ближе была заветная дата, тем сюрреалистиней и абсурдней становились события вокруг штурма. Власти близлежащих городов говорили, что не готовы к наплыву даже малой части вступивших в ивент, его создатель судорожно переобулся и предложил провести музыкальный фестиваль с инопланетной тематикой сначала рядом с Зоной 51, а потом в Лос-Анджелесе, представители армии США говорили, что не побоятся принять меры, люди со всего мира подстегивали американцев действительно пойти на штурм. В общем, полная вакханалия.

Однако, она практически ни к чему не привела. 20 сентября взоры со всего мира было обращены на Неваду, но на «штурм» приехало не более 100 подростков, да и те — так, поугарать. Главным героем стал чувак, который накануне пробежал, как Наруто, на фоне новостного репортажа — и тут же стал мемом. Зато хайпу-то было — даже Pornhub сделал тематическую скидку на свой премиум. Если вам интересно подробно почитать о том, как все было, чекайте наш онлайн, который мы усердно вели в те дни. А мы пока перейдем к заключительному «Крестовому походу», а то МНОГА БУКОФ.

НЕ ШУТИ С ГОНКОНГОМ, МЕТЕЛИЦА

Вы наверняка слышали про долгие протесты в Гонконге, а если нет — то город-страна уже полгода как без остановки борется за свои права и демократию. Об этом говорит весь мир, в том числе киберспортсмены. Так профессиональный игрок в Hearthstone Blitzchung в конце интервью в прямом эфире выкрикнул слоган в поддержку Гонконга (он сам оттуда).

В ответ Blizzard отстранила его от участия в турнирах на год и лишила всех призовых, также досталось ведущим стрима. Как вы, наверно, уже догадались, это не понравилось никому (кроме Китая). Началась длинная война игроков с Blizzard, в ход шло все — от фотошопов и мемов до бойкотов игр. Вся история с баном попала в нерв времени — как раз незадолго до этого «Южный парк» поднял вопрос пагубного влияния Китая на культуру по всему миру (подробнее тут).

Через три дня после бана Blizzard выпустили официальное заявление, в котором сказали, что не считают свои действия неверными, но все равно скостили срок Blitzchung и ведущим вполовину. Но этого оказалось мало, чтобы утихомирить толпу, — она все еще была недовольна, ведь подозревала, что решение Blizzard было политическим, и не была готова это терпеть от своей любимой компании. Люди даже попытались сделать Мэй, персонажа из Overwatch символом протестов, чтобы насолить компании.

Недовольство Blizzard началось задолго до скандала. Не будем в него углубляться, скажем лишь, что все связано с объединением компании с Activision и смещением приоритетов в зарабатывание денег, а не в производство годных игр.

У этой истории было много вех — от забастовки сотрудников Blizzard до официальных обращений к компании со стороны американских сенаторов. Однако, все закончилось на «Близконе». До его начала у входа стояли протестующие, раздавали футболки с Мэй и листовки. В самом начале церемонии на сцену вышел президент компании и толкнул речь: «мы не правы, вы правы, мы забыли свои ценности, больше не будем, давайте дружить». И все, после этого недовольство утихло, а жизнь Blizzard пошла своим чередом.

Если вы дочитали до подписи, то вы супер!
Ваш Дважды два.

Написать коммент

Свежее видео