ПОНЯТНО
«Человек-невидимка»: как актуальные  проблемы не испортили хоррор

«Человек-невидимка»: как актуальные проблемы не испортили хоррор

«Человек-невидимка» Ли Уоннелла («Апгрейд», «Пила») уже с первого трейлера выглядел любопытно и крайне актуально. В центре истории Сесилия (Элизабет Мосс), которая пытается сбежать от своего парня Эдриана (Оливер Джексон-Коэн). Он богатый изобретатель, который буквально одержим девушкой — контролирует каждый ее шаг. Конечно же, Сесилия пытается сбежать, но у Эдриана был план и на этот случай. Недаром фильм называется «Человек-невидимка», не так ли?

  • 1634
  • 0
  • 6 марта 2020

«Человек-невидимка» Ли Уоннелла («Апгрейд», «Пила») уже с первого трейлера выглядел любопытно и крайне актуально. В центре истории Сесилия (Элизабет Мосс), которая пытается сбежать от своего парня Эдриана (Оливер Джексон-Коэн). Он богатый изобретатель, который буквально одержим девушкой — контролирует каждый ее шаг. Конечно же, Сесилия пытается сбежать, но у Эдриана был план и на этот случай. Недаром фильм называется «Человек-невидимка», не так ли?

«Человек-невидимка» строится вокруг идеи домашнего (в том числе психологического) насилия. Даже сбежав от Эдриана, Сесилия не чувствует себя в безопасности — ей все время кажется, что он где-то рядом, она боится выходить на улицу, шугается всех незнакомых людей. И вскоре у девушки появляются веские поводы думать, что ее парень не так далеко, как кажется (ведь одеяло само себя не стаскивает!).

В последние годы вышло множество фильмов и сериалов, где поднимается тема домашнего (и не только) насилия в адрес женщин. В «Человеке-невидимке» по этой части ничего нового особо нет, кроме зашкаливающей жуткости. Первый и самый очевидный уровень метафоры: психопат буквально следует за женщиной по пятам (и дышит ей в затылок), а все вокруг говорят, что она помешалась и никто ее не преследует. Это страшно, но не ново. Еще в «Невидимке» 2000 года от Пола Верховена (нам тоже страшно от мысли, что фильму уже 20 лет) была похожая линия. Себастьян Кейн (Кевин Бейкон) помешался, получив невидимость. Он решил, что раз уж его не спалить, ему дозволено больше, и стал домогаться женщин — сначала соседки, затем коллег. Привело это к максимально печальному исходу для всех.

Кадр из «Невидимки» 2000 года

Но в «Человеке-невидимке» 2020 года есть и другой, более любопытный уровень. Разработка новой экранизации романа Герберта Уэллса шла с 2007 года, в 2016-м объявили, что картина станет частью киновселенной Universal (она же Темная вселенная). Тогда у студии были большие планы — выпустить несколько фильмов про классических монстров в современной интерпретации, а затем собрать их вместе в отдельном фильме (Мстители все еще не дают покоя киностудиям). Доктора Джекилла и Мистера Хайда в «Мумии» 2017 года сыграл Рассел Кроу, роль египетской принцессы Амонет досталась Софии Бутелле, а в будущих картинах должны были появиться Хавьер Бардем в роли Франкенштейна и Джонни Депп в роли Человека-невидимки. Но не срослось!

Киновселенную хотели начать с «Дракулы» с Люком Эвансом еще в 2014 году, но фильм был достаточно прохладно принят, поэтому новый концепт строили уже в «Мумии» с Томом Крузом, но и она оказалась провальной. Тогда Universal отбросила идею Темной вселенной, сосредоточившись на отдельных историях монстров в современном контексте. Так и появился «Человек-невидимка» Ли Уоннелла.

Промо Темной вселенной

Несмотря на то, что режиссер неоднократно заявлял, что фильм никак не связан с Темной вселенной, он наглядно демонстрирует идею «монстров в современности». И вот почему: Человек-невидимка в фильме 2020 года (определенную его часть) выглядит реальным призраком.

Обычно в хоррорах мы видим, как потусторонние силы пугают людей — двигают предметы, шумят, разбивают тарелки и вазы, включают свет или радио, ночью жрут в холодильнике… а нет, это люди сами. Но мы не понимаем, для чего они это делают: это некое абстрактное зло, которое давит на человека, чтобы ослабить его ментально и убить/подчинить.

В фильме Уоннелла мы точно знаем, кто это делает и почему он донимает Сесилию. Цель «призрака» не туманна — Эдриан хочет свести с ума девушку, посмевшую отвергнуть его. Возникает непривычный контекст — за совершенно типичными для хорроров тропами и скримерами теперь лежит более осмысленная цель. Эдриан здесь приравнивается к привидениям, но лишь своими действиями.

При просмотре возникает ощущение диссонанса. Словно злом в фильме предстает не разумный человек, а безликий монстр, единственная цель которого — разрушить человека изнутри. В этом смысле «Человек-невидимка» остался в том же первоначальном виде, в каком его задумывали: это фильм о монстре, который похож на человека, но забывшем каково это — быть человеком.

Это тоже совершенно не новое прочтение хорроров, и Уоннелл на обоих уровнях «Человека-невидимки» делает шаг назад. Его «Апгрейд» был более смелым и предлагал иначе посмотреть на искусственный интеллект. «Невидимка» не предлагает нового, он лишь перепаковывает уже озвученные в других фильмах мысли.

И в завершение мысли спойлер: самое страшное, что Ли Уоннелл адаптировал классическую и максимально избитую линию хорроров — когда герою все же удается одолеть монстра, то он сам становится новым монстром. В случае Сесилии — борьба с психопатом сломала что-то внутри, и дороги назад для нее больше нет. Только вперед, с костюмом невидимки в сумке и ехидной улыбкой на лице. Впрочем, Девушку-невидимку уже снимает Элизабет Бэнкс — без Элизабет Мосс.

To go or not to go: Фильм посмотреть стоит, хоть он и предсказуемый. Первые ⅔ очень хороши и держат в напряжении/страхе. Однако концовка вполне может испортить весь просмотр.

Наши намерения также прозрачны, как и Человек-невидимка.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО