ПОНЯТНО
Идеальный минимализм. Работы Джейсона как пример того, на что способны комиксы

Идеальный минимализм. Работы Джейсона как пример того, на что способны комиксы

Илья Гринберг рассказывает о своем любимом авторе комиксов — Джейсоне. Если вы хотите узнать, на что способен комикс как форма, вам непременно стоит познакомиться с работами художника. Но можно начать и с этого текста.

  • 1031
  • 0
  • 31 Мая 2020

Сходу скажу, Джейсон (Jason) — один из моих самых горячо любимых авторов комиксов. И это не только любовь к историям и сюжетам в его комиксах. Меня привлекает то, как он их рассказывает. На мой взгляд, он смог нащупать верный язык комикса: простой для восприятия, не требующий сложных объяснений, но при этом удивляющий читателя приемами и структурой.

Это словно одна из тех вещей, которые кажутся очевидными, когда натыкаешься на них, но подобное встречается нечасто. Язык комикса у Джейсона настолько хорош, что я использовал его как основной пример во время защиты дипломной работы по эстетике комикса. И Джейсон — это тот автор, которого можно показывать людям, максимально далеким от комиксов, чтобы продемонстрировать все преимущество этого медиума.

Как сценарист и визионер он хорош тем, что его сходу можно узнать, а по самой подаче я могу сравнить его с режиссером Уэсом Андерсоном. Это симметричные минималистичные панели в одной визуальной ритмике и рифмовке.

Комикс «Hey, wait…»

В сюжете он умудряется сохранить грусть, меланхолию, легкий упадок, но истории при этом абсолютно полярные: от душераздирающего «Hey, wait…» (не переведена в России) до, вполне юмористического, но такого же меланхоличного «Я убил Адольфа Гитлера» (вместе с «На пути в Компостелу» один из немногих изданных на русском комиксов).

Несомненно, все его комиксы — это срез жизни (в западной терминологии направление так и называется — slice of life), но будто бы слегка «неправильный», в хорошем смысле. В его мире существуют знакомые каждому явления, но они проявляются через линзу магического реализма. Вот только в призме Джейсона это не что-то удивительное и выдающееся, а достаточно обыденные вещи (как волшебников из «Гарри Поттера» не удивляли драконы, а мир спасал мальчик, который выжил, но не знаком почти ни с чем).

«Последний мушкетер»
«Последний мушкетер»

В комиксе «Последний мушкетер» он рассказывает о последнем мушкетере на Земле. Он живет в настоящем, где нет места для подвигов и мушкетеров (кроме него). И это никак не противоречит устройству мира. Он никому не нужен, его в лучшем случае считают городским сумасшедшим, но он остается верен себе.

Все меняется когда на Землю прилетают пришельцы. Герой отправляется на Марс, где человек вроде него действительно необходим. В этот момент переплетаются два сюжетных тропа, которые на удивление хорошо перекликаются друг с другом. Мушкетер на Марсе так же неуместен, как и любой другой герой. Естественно, на Марсе есть правитель с монархическими наклонностями, и это как раз типаж злодея, с которым привыкли бороться мушкетеры. Неожиданно он оказывается на своем месте, хоть для марсиан он такой же чужой, как и любой другой человек. Только это ситуация, где необходим подвиг.

Другой его комикс с невероятным сюжетом — это «Я убил Адольфа Гитлера». В нем показан мир, где наемные убийства легализованы, и это достаточно распространенная практика. Главный герой занят в этой профессии, и фрустрация от нее сравнима с отношением к любой работе, которая ему была бы не сильно интересна.

Однажды его просит убить Гитлера ученый, который построил машину времени. Единственная загвоздка в том, что она заряжается 50 лет и у него есть только одна попытка. Убийство проваливается, и диктатор оказывается в современном мире (прячется он, просто воспользовавшись триммером).

После чего начинаются невероятно романтическая история (волевым решением я обхожусь без спойлеров) и лучший сюжет посвященный путешествиям во времени. События комикса невероятно камерные, но охватывают десятки лет. Концовка пробирает до мурашек.

Но лично меня восхищают даже не сами миры, а то, как художник изображает их и как он использует язык комикса.

Комикс «Hey, wait…»
Комикс «Hey, wait…»

Джейсон использует универсальные визуальные приемы, которые не требуют дополнительного объяснения, но они невероятно точно доносят эмоции, ощущения и атмосферу. Он редко прибегает к словам, и даже они не всегда требуются. Даже не читая текст на панелях второго комикса над этим абзацем, можно догадаться о происходящем.

Ниже будут четыре страницы, которые и в комиксе идут последовательно. Они очень кинематографичны, а о том, что комикс близок к кино я уже рассказывал. И это как раз тот пример, который невероятно хорошо доносит эту мысль. Благодаря единой ритмике на каждой странице, они могут использоваться целиком как панель.

Другая сцена из этого же комикса (пока что все примеры из «Hey, wait…») использует похожий прием с использованием всей страницы, при этом панели отлично отображают состояние главного героя, которые легко примерить на себя.

В комиксе «Sshhhh!» Джейсон обходится и вовсе без единого слова на 130-страничный комикс. И даже здесь подобные речевые баблы используются крайне редко, лишь в самые нужные моменты.

Образность в его комиксах очень крутая. Приемы, которые художник использует, отлично работают именно в комиксе — если перенести их в другой медиум, они уже не будут работать настолько эффектно. Все это подчеркивает предельный минимализм. Чтобы понять, на что способны комиксы, стоит читать Джейсона.

Минимализм — круто!
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО