ПОНЯТНО
«Челюстям» Спилберга 45 лет. Как акулы проложили дорогу попкорновым блокбастерам

«Челюстям» Спилберга 45 лет. Как акулы проложили дорогу попкорновым блокбастерам

20 июня 1975 года в США в прокат вышел фильм «Челюсти» об охоте на акулу-людоеда от тогда еще неизвестного широкому зрителю Стивена Спилберга. В этом году картине 45 лет.

  • 857
  • 0
  • 20 июня 2020

В нашей стране «Челюсти» увидели лишь в декабре того же 1975-го, но это и не важно. В США картина Стивена Спилберга произвела эффект, которого не было прежде. Фильм стал первым летним блокбастером, положившим начало устоявшейся голливудской традиции. Наш редактор Варков — о том, как одна голодная акула изменила мир кино.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Традиционно лето считалось мертвым сезоном из-за отпусков, и крупные картины в эти месяцы старались не ставить из опасений, что не доберут в прокате. Причем здесь считается не календарное лето, а еще вторая половина мая. Обычно студии ставили летом те проекты, которые могли бы привлечь людей вне сезона и в любом случае окупились бы не из-за качества, а из-за дешевой стоимости. Это комедии и фильмы ужасов. Причем по большей части не первого сорта.

«Челюсти» изначально так и позиционировались: фильм ужасов от малоизвестного режиссера, без ярких звезд среди создателей, но с книгой-бестселлером в основе. Картина прошла бы достаточно тихо и незаметно, если бы не смена руководства в студии Universal, выделившей деньги на картину Спилберга (бюджет — 9 миллионов долларов). Они дали режиссеру творческую свободу, что вылилось как в проблемные съемки в открытом море, так и в дорогостоящие пересъемки.

В те годы фильмы на выходе поддерживались несколькими авторитетными СМИ, а затем картины постепенно прокатывали по всей стране, начиная с более крупных и заканчивая небольшими городами. С «Челюстями» этот подход решили изменить, и это заслуга Лью Вассермана, главы Universal Studios. Держа в голове успех романа «Челюсти» от Питера Пенчли, Вассерман предложил подавать «Челюсти» как главный фильм лета: студия выпускала сувениры вроде пляжных полотенец с изображением акулы, по телевизору крутили короткие ролики, подогревая интерес к фильму и запугивая людей, собиравшихся на пляжи.

На съемках фильма

Отклик зрителей не заставил себя ждать. В первые выходные «Челюсти» собрали семь миллионов, в следующие — еще шесть. Это была первая голливудская картина, заработавшая в американском прокате 100 миллионов, а по итогам сборов цифра составила рекордные для того времени 260 миллионов (и 470 по миру). Конечно, сегодня после успехов «Мстителей» эти цифры не впечатляют, но для тех лет это действительно был эффект разорвавшейся бомбы — тот самый blockbuster.

Впоследствии эффект успешного летнего блокбастера закрепили «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда», появившись 25 мая 1977 года и заработав 307 миллионов в США (и 503 в мире). И на этом моменте история Голливуда изменилась. Теперь студии начали искать формулы, как заработать еще больше денег и снимать бесконечные клоны успешных проектов.

К счастью, ситуация не опустилась до полного упразднения творческого начала, и в 1994 году Квентин Тарантино с помощью «Криминального чтива» доказал, что независимое кино может жить, заработав в прокате 107 миллионов (в международном — еще 114). Многие актеры и режиссеры поняли, что быть успешным может не только студийное конвейерное кино, и это дало новый виток индустрии. Летние блокбастеры, правда, никуда не ушли.

Здесь появляется новый термин — артбастер. Это блокбастер, дорогое голливудское кино, но с творческим видением режиссера. Например, «Начало» Кристофера Нолана, вышедшее 16 июля 2010 года. Как известно, в наше время именно блокбастеры позволяют режиссерам независимых проектов и авторского кино создавать свои истории и выпускать их от крупных студий. С учетом прибыли от попкорновых фильмов крупные компании решаются выделить бюджет на независимые картины.

Конечно, формула далеко не всегда работала идеально. Есть множество примеров, когда студии шли по определенному плану, но появившиеся фильмы были плохими — и не только по оценке критиков, но и по сборам. Причины, почему та или иная картина проваливалась, всегда разные. Это может быть и конфликт у студии с режиссером, и затянувшиеся пересъемки, и вмешательство факторов извне, вынудивших, например, перенести площадку в другое место.

Есть множество примеров таких проблемных фильмов. Например, «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости» 2016 года (при бюджете в 250 миллионов картина собрала в США лишь 330, а в мире — 543). Но самый наглядный пример — картина сестер Вачовски «Восхождение: Юпитер». При громких именах в режиссерском и актерском составах и бюджете в 185 миллионов фильм собрал в США всего 47 миллионов и 136 по миру.

Это показывает, что в формуле попкорновых блокбастеров даже громкие имена и высокие бюджеты перестали быть гарантом успеха. Тем не менее, если ружье стреляет, его продолжают заряжать. И потому мы ежегодно получаем летние блокбастеры и будем получать еще очень долго.

А ЧЕМ ТАК ХОРОШИ «ЧЕЛЮСТИ»?

Акула в «Челюстях» была механическая

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи кино называют разные причины:

  • Сработал фактор страха — зритель вместе с героями фильма боится того, что не видит (где там акула под кораблем?). Ее нападения стремительны и жестоки;
  • Помогло ощущение чужой среды обитания — человек строит гигантские небоскребы, летает в космос, но море ему все еще не до конца подвластно. Там множество существ, для которых люди ничто большее, чем пища;
  • Все дело в реалистичности монстра — на съемочной площадке построили огромную акулу-аниматроника, которая и правда выглядела как настоящая. К тому же съемки в море, а не в павильоне добавляли трудностей и одновременно натуралистичности всему происходящему на площадке;
  • Главная причина в основной теме фильма — это картина о настоящей машине смерти, которая лишена эмоций и хитрого плана. И ничто не отвлекает зрителя от попыток людей выжить и одолеть чудовище.

Неудивительно, что «Челюсти» быстро превратились во франшизу, а сам сюжетный троп «гигантский монстр против не подготовленного к такой встрече человека» стал нещадно эксплуатироваться в кинематографе. Кстати, зацените наши авторские постеры для фильма Стивена Спилберга.

ЕЩЕ РАЗОК: В ЧЕМ ФИШКА ЛЕТНИХ БЛОКБАСТЕРОВ?

Блокбастер сам по себе — это фильм, заработавший в домашнем прокате (т.е. в США) больше 100 млн. долларов. Уточнение про домашний прокат важное, так как есть немало фильмов, окупившихся за рубежом, но провалившихся «дома».

Сегодня блокбастером считают не просто успешное в прокате кино, но и такое, что способно стать началом кинофраншизы. Соответственно, на продвижение тратят огромные деньги, потому что студия рассчитывает хорошо заработать.

У летних блокбастеров есть несколько постоянных черт:

  • Рейтинг не выше PG-13 (чтобы можно было смотреть всей семьей);
  • В идеале — сиквел успешной франшизы или ее спин-офф либо экранизация успешного комикса/книги (до 2020-го самые громкие кинокомиксы мы ежегодно получали в летний сезон);
  • При должном бюджете в фильме обязательно будет много экшена, взрывов, перестрелок, погонь;
  • Летние блокбастеры работают по схеме сериалов — подогревают интерес, вызывая желание посмотреть следующую часть или новый фильм той же студии/авторов;
  • Во всех таких фильмах обязательно стараются использовать известных голливудских актеров для привлечения внимания (особенно в промо — даже если у актера роль на несколько минут);
  • Многие блокбастеры выходят ближе к 4 июля, Дню независимости США (чтобы на долгих выходных все сходили в кино).

Блокбастеры цепляют людей ощущением легкого, но в то же время динамичного зрелища. Это почти всегда фильмы с несложным сюжетом, слабо прописанными персонажами и драматургией, которая откровенно давит на зрителя эмоциями и пафосом. Но именно это и нужно многим. Согласитесь, и у вас бывают моменты, когда после тяжелой учебы/работы хочется просто потупить под какой-то фильм, который наполовину выветривается из головы еще в моменте выхода из кинотеатра. И не пытайтесь сказать, что никогда так не делали!

ЧТО ДАЛЬШЕ

До 2020 года мы достигли, кажется, апогея летних блокбастеров с картиной «Мстители: Финал». При бюджете в 356 миллионов, картина заработала 858 в США и еще почти два миллиарда (!) в мире. Самый прибыльный фильм в истории (впрочем, ничего удивительного при рекламной кампании длиной в 10 лет и состоящей из целой киновселенной).

И потому вдвойне иронично, что после такого рекорда, который еще нескоро кто-то сможет побить, 2020 год изменил привычные правила киноиндустрии — мы столкнулись с пандемией, закрывшей на несколько месяцев почти все кинотеатры на планете и побудившей студии сдвинуть все как минимум на полгода.

Вскоре кинотеатры откроются, но Голливуд лишь через два-три года вернется на привычные рельсы (и то это крайне оптимистичный прогноз), все также предлагая зрителям блокбастеры, бюджетное и авторское кино. И люди пойдут! Особенно те, кто изголодался по попкорну и хочет легкого и динамичного зрелища, которое отлично отвлекает от происходящего в мире.

Ваш соскучившийся по кинотеатрам Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО