ПОНЯТНО
Дело, заменившее жизнь: о творческом пути Кэнтаро Миуры и его культовой манге Berserk

Дело, заменившее жизнь: о творческом пути Кэнтаро Миуры и его культовой манге Berserk

Сабина Найко — о том, почему манга «Берсерк», которая выходит почти 30 лет, до сих пор так популярна, и о том, кто за ней стоит.

  • 4058
  • 1
  • 2 ноября 2020


Кэнтаро Миура — мангака, наиболее известный своей мрачной историей об одиноком мечнике по имени Гатс — «Берсерком». С ее выходом Миура стал легендой в индустрии, а сам «Берсерк» получил две аниме-экранизации с разницей в двадцать лет: в 1997-м и 2017 году. Тем не менее, благодаря уникальному подходу к рисованию, который невозможно адаптировать, ни одна из них не превзошла оригинал. В этой статье я расскажу об уникальности стиля Кэнтаро Миуры, его работе и личной жизни.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Кэнтаро Миура, архивные фотографии

Кэнтаро Миура, архивные фотографии.
Кэнтаро Миура, архивные фотографии

Кэнтаро Миура — крайне закрытый человек. Он не выходит в свет, а в сети практически нет его фотографий и информации о личной жизни. Тем не менее, то, что мы знаем о Миуре, характеризует его как человека, который всю жизнь занимается только рисованием манги.

Творчество интересовало Миуру с самого детства: в 10 лет он создал собственную мангу «Миуренджер» (смешение его имени и слова «рейнджер»). Она очень детализирована и демонстрирует превосходные художественные навыки, присущие именно взрослым людям. Манга состоит из 40 томов. Миура рисовал ее для своих одноклассников, однако ни разу не публиковал через издательства, поскольку был ребенком.

Фрейм из «Миуренджер» (1976)

Большие амбиции, усердие и талант вскоре привели Кэнтаро Миуру в успеху. В 22 года он начал работать над «Берсерком» — мангой, которая принесла ему мировую известность. Долговечностью, масштабом работы и культурным наследием она не уступает даже работе самого известного японского мангаки и создателя One Piece Эйитиро Оды.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ДЛИНОЙ В ЖИЗНЬ

«Берсерк» публикуется с 1989 года по сей день (хоть и с частыми долгими перерывами — хиатусами). Действие манги разворачивается в мрачном фэнтезийном мире в сеттинге Западного Средневековья с его каменными замками, осадными лагерями и рыцарской броней. Основное внимание уделяется главному герою — человеку, известному как Гатс (от англ. Guts — кишки, а также от звучания нем. Katze — кошка). Его личность, мотивация и действия во многом исходят из детства в окружении банды жестоких и безразличных наемников. На протяжении всей истории читатель видит как доброту и дружелюбие со стороны Гатса, так и множество бессердечных и садистских поступков.

Фрейм из «Берсерк». Дерево, под которым наемники нашли младенца-Гатса.

История начинается с Гатса, который родился от повешенной на дереве женщины. Его спасает жена наемника, которая через три года также умирает. Сам наемник презирает Гатса и в скором будущем после смерти жены продает его в рабство. В конце концов главный герой сбегает из-за убийства своего приемного отца и присоединяется к Банде Ястреба, которую возглавляет парень с огромными амбициями по имени Гриффит.

Фрейм из «Берсерк». Банда Ястреба с Гриффитом во главе.

«Берсерк» раскрывает множество тем, от жизненного предназначения до человеческих жертв ради собственной мечты. Гатс, который должен был умереть сразу после рождения, всю жизнь борется с судьбой. Среди особенностей манги, выделяющих ее среди остальной массы дарк-фэнтези: жестокость, обилие кровавых сцен, сцен секса и пыток. Именно это делает историю правдоподобной и честной с читателем.

«Берсерк» более известен своим миром и художественной составляющей, чем персонажами. Именно почему ни одна аниме-экранизация не смогла передать того, что было вложено в мангу. Миура особенно внимательно относится к деталям. Главы манги, какого бы размера они ни были, переполнены огромным количеством мелочей, которые вместе делают происходящее на страницах максимально реалистичным: персонажей, их одежду, суровый ландшафт, экономические трудности людей и даже пищу, которую они едят. С таким тщательно проработанным и мастерски воплощенным на бумаге сеттингом неудивительно, что «Берсерк» известен своими перерывами в выпуске.

ПРАВДА О ЖИЗНИ МАНГАК И ЧЕРЕДА ХИАТУСОВ

Первые тревожные звоночки стали появляться в 90-х, когда Кэнтаро Миура нарисовал комикс, в котором он жалуется на личные проблемы персонажу своей же манги — Паку.

Действительно, большую часть дня знаменитый автор манги посвящает работе. В одном из интервью 2009 года, Миура рассказал о своем графике:

«Я начинаю работать в 14:00 и заканчиваю в 7:00. Конечно, время потраченное на еду сюда включено. Я работаю 15-16 часов ежедневно, без выходных».

Неудивительно, что с такими нагрузками даже у самого замотивированного творца рано или поздно случится выгорание. Работа без выходных и отсутствие личной жизни — норма для мангаки, если он хочет добиться успеха в этой индустрии. Даже с помощью ассистентов такой объем работы несопоставим с жизнью рядового человека. Поэтому, спустя несколько лет регулярного выпуска манги, Миура стал брать хиатусы, сначала на пару недель, а вскоре на несколько месяцев.

Картинка: bzrkrvk

Переломным моментом в творчестве мангаки стала арка «Битва при Вританнисе» (главы 279-285), где буквально каждый фрейм восхищал читателя невероятным количеством мелких деталей. Именно тогда, сразу после выпуска последней главы, последовал первый большой перерыв Миуры — 3 месяца в конце 2006 года.

Фрейм из «Берсерк». Сражение между кушанами и тюдорами.

С тех пор мангака стал все чаще брать перерывы, в том числе на создание других небольших проектов. К примеру, из-за мини-серии «Гигантомахия» Миура в 2013 году ушел в хиатус длинною в год и три месяца. Становилось все очевиднее, что у автора не хватает ресурса на «Берсерк». Со временем, его стиль стал упрощаться: линии становились толще, а персонажи — менее реалистичными и более напоминающими стандартный аниме-стиль. Вскоре Миура, как и многие художники, перешел с целлюлозной бумаги на графический планшет, на котором он выпускает мангу до сих пор. Именно тогда он окончательно перестал заморачиваться над ракурсами и детализацией даже у фонов, рисуя почти все жирными линиями.

Основная проблема в том, что переход с традиционного стиля рисования в диджитал требует времени и силовых затрат. У Кэнтаро Миуры, с детства привыкшего к тонкому штриху чернилами по бумаге, это заняло очень много времени. Даже сейчас, сравнивая его работы, нельзя точно сказать, до конца художник освоил графический планшет или нет. Спустя несколько лет рисования в новом стиле, Миура ни разу не смог воспроизвести что-то из его лучших традиционных панелей.

Сравнение старого и нового стилей фреймов «Берсерка».

Вероятнее всего, мы уже увидели лучшие работы Кэнтаро Миуры и выше прыгнуть он не сможет. Сейчас ему 54 года, 30 из которых он потратил на создание одного лишь «Берсерка». Эта манга меняется вместе с автором: расцвет истории, самые красочные фреймы и сюжетные повороты пришлись на молодость Миуры, сейчас же мы наблюдаем ее медленное угасание.

СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ?

Фрейм из «Берсерк». Новые друзья Гатса: Ширке, Исидоро, Пак, Серпико, Каска и Фарнеза

Берсерк оказал колоссальное влияние на Японскую поп-культуру. С 1990-х годов в мире видеоигр и аниме стало популярным иметь главного героя с почти комично огромным мечом. Один из примеров — Клауд, главный герой Final Fantasy VII 1997 года (и ее ремейка), а также антагонист той же игры Сефирот. Крепких мужчин с большими мечами можно также увидеть в таких известных аниме и манге, как Bleach, Naruto и Fairy Tail. Все это началось с протагониста «Берсерка» Гатса.

Позднее по его образу появился архетип стойкого персонажа-одиночки со сложным эмоциональным багажом, часто одетым в черное и предпочитающим изоляцию людским компаниям. Таких героев можно встретить в Death Note, Re: Zero, Sword Art Online, Goblin Slayer, и даже в таких легендарных аниме, как Code Geass и Neon Genesis Evangelion.

Сравнение черных мечников: Кирито (Sword Art Online) и Гатс (Berserk)

Сейчас Кэнтаро Миура работает в удобном для себя стиле и графике. В конце концов, в таком возрасте, после 30 лет упорной работы, необходимо заботиться о себе и выделять время на личную жизнь. Мангака никогда не был женат, но уже давно ходят слухи, что они в отношениях с мангакой Тикой Умино, для работ которой Миура уже не раз рисовал фанарты.

Вопреки всему, его творческий путь еще не закончен. 23 октября вышла 362 глава его легендарной манги, которую поклонники до сих пор любят и очень ждут. Закончится она или нет, дело всей жизни Кэнтаро Миуры останется легендой, принесшей большой вклад в японскую культуру.

Творите и вдохновляйтесь,
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО