ПОНЯТНО
Интервью с основательницей движения #ИзВКвТви о проблемах российского арт-сообщества

Интервью с основательницей движения #ИзВКвТви о проблемах российского арт-сообщества

Недавно в твиттере начался флешмоб #ИзВКвТви для художников, которые меняют площадку из-за обновления правил. Мы пообщались с художницей, запустившей хэштег, чтобы узнать больше о болях и трудностях российского арт-сообщества.

  • 2829
  • 0
  • 16 апреля 2020

Вы могли заметить в твиттере посты художников с хэштегом #изВКвТви. Его запустили параллельно с #вконтакте_без_авторов, начавшегося в ответ на новую политику VK. Задача движения — помочь художникам, которые решили сменить платформу, набрать аудиторию и рассказать о себе. О всей ситуации мы уже писали подробнее. Но у российских художников множество других проблем. Мы решили побеседовать с девушкой, начавшей движение #изВКвТви, чтобы узнать больше о трудностях российского арт-сообщества.

— Расскажи немного о себе. Как ты начала рисовать и как давно активно участвуешь в жизни арт-коммьюнити?

— Меня зовут Мария Кулибаба, я также известна под ником Ligua Pozorah, хотя отхожу от него постепенно. Почти всю жизнь занимаюсь рисованием, но впервые начала выкладывать работы в интернет в 2013-м, как раз тогда создала паблик в VK, куда иногда складываю работы. Основательно в арт-коммьюнити я влилась в начале 2015-го. Я тогда начала постить на тамблере своих персонажей и фанарты, параллельно продолжая вести VK. С тех пор варюсь в разных арт-коммьюнити: и в русском, и в западном.

— Почему решила начать движение #ИзВКвТви?

— Я запустила тег #изВКвТви, чтобы просто ретвитить в свой профиль тех, кто только пришел из VK в твиттер или же был здесь раньше, но не использовал как платформу для творчества. У меня уже накопилась какая-никакая аудитория, так что я подумала, что даже такая незначительная помощь продвинула бы новичков, дала бы им возможность хоть немного раскрутиться, чтобы не мучиться самим. Я сама год назад пришла в твиттер, вообще не понимая, как тут все работает, и не получая никакого отклика на свои работы, по два-три лайка на рисунок. Это очень неприятно. И мне не хотелось, чтобы только перебравшиеся из VK художники проходили через это. Но я уж точно не планировала это как движение.

— Кажется, ты не ожидала такого внимания, что вызвало у тебя наибольший эмоциональный отклик?

— Да! Первые минут 20 существования твита об artшare’е никто его не видел. Я тогда еще попросила своих приятельниц-художниц (@grechushk4 и @BANANABABY65) им поделиться. Еще я написала о теге в свою группу в VK, оттуда пара человек о нем точно узнала. Все это могло закончиться так и не начавшись. Однако скоро пошла какая-то неимоверная активность, я не успевала обновлять ленту уведомлений и ретвитить всех желающих. Утром тег оказался в трендах. Вот так заводишь тег, думаешь, что его использует пара десятков человек, а он через полдня в топе по России.

Самым эмоциональным моментом было, пожалуй, осознание моей ненадобности в продолжении этого. В том плане, что люди сами начали активно помогать друг другу без моего участия. То есть, ожило арт-коммьюнити. Было еще очень приятно видеть, как все массово делятся друг с другом позитивом и добрыми словами. Мне кажется, это сейчас редкое явление в интернете, но крайне необходимое.

— У меня ощущение, что у арт-сообщества вообще накипело, но со стороны сложно заметить болевые места коммьюнити. С какими основными проблемами сталкиваются художники, что вызывает больше всего боли?

— Да, тоже думаю, что накипело. Ситуация с #вконтакте_без_авторов лично для меня стала показательна тем, что даже не смотря на легкую опровержимость претензий к платформе, люди не хотят обращать внимания. Весь скандал с подписями и указанием источника стал не столько причиной, сколько поводом отвернуться от VK. Многие их нововведения, паршиво работающий алгоритм рекомендаций, несправедливые прометеи, неактивная, а то и вовсе хамоватая и неблагодарная аудитория очень многих контентмейкеров вынуждают чувствовать себя некомфортно в VK. Это годами копилось, как снежный ком, и сейчас по стечению обстоятельств художники начали оттуда уходить. Возможно, если бы раньше кто-то их поддержал подобным флешмобом, подобная миграция случилась бы еще несколько месяцев назад.

Художники на любой платформе сталкиваются с массой проблем. Нет идеальных площадок. У многих к тому же твиттеру претензий куда больше, чем к контакту. Но по отзывам и личному опыту могу сказать, что у авторов в VK есть две основные проблемы: деньги и фидбэк.

by Kulibaba Maria
by Kulibaba Maria

Аудитория VK совершенно неплатежеспособна, когда речь заходит о заработке на рисунках на заказ, коммишенах. Только если продавать своим подписчикам мерч (скетчбуки, открытки, наклейки и тд). Большинство, кто рисует на заказ, уходит в твиттер, на фурафинити и прочие западные платформы, ведет там страницы на английском и имеет дело с иностранной, более денежной аудиторией.

Проблема фидбэка в том, что его очень мало. Люди неохотно комментируют или делятся твоим постом, иногда даже не хотят просто оставить лайк. Расхожая претензия к аудитории арт-пабликов вк — что они считают, будто художники им ДОЛЖНЫ контент, а барские лайки нужно еще постараться заслужить. А единственный действенный метод раскрутки — это когда твою работу с подписью публикуют в крупном сообществе (оттуда и последний скандал). Одна моя знакомая, @Cerbera_manghas, сказала хорошую мысль по этому поводу: «Начинающие художники навсегда остаются начинающими, потому что из минусового фидбека вытекает нулевой прирост аудитории».

— Судя по всему, поиск подходящей платформы — это отдельная проблема для арт-сообщества. Помимо последней истории с VK, как ситуация обстоит с другими площадками? Вроде была проблема с Tumblr и цензурой недавно?

— Я уже давно не публикуюсь на тамблере и почти ничего о нем не слышу, так что про него не могу сказать. В инстаграме неэффективная реклама и закапывание «неинтересных» постов в ленте, из-за чего до них многие не добираются; в твиттере — ограничения по символам, малые возможности мультимедиа (в том же VK можно, например, прикреплять музыку к постам) и дурацкая обрезка работ по воле алгоритма; на Девиантарте — сложная система публикаций и очень слабый отклик; до Артстейшена надо дорасти, чтобы не было стыдно; на бехансе тебя никто не увидит; а на фурафинити — фурри. У каждой сети кучи недостатков, но к этим недостаткам можно приспосабливаться. Просто не у всех на это есть силы и время.

— Какие были бы твои рекомендации по корректному обращению с арт-сообществом?

— Рекомендации художникам и юзерам будут разные. Художникам — будьте позитивнее. Очень часто замечаю у художников из СНГ одну общую черту — вечная тоска, уныние, ругань самих себя в постах. Начните лучше отзываться о самих себе, о своих работах, старайтесь чаще говорить добрые слова другим. От этого никому не убудет, и люди к вам потянутся. Не нужно натягивать улыбку и прятать свои эмоции, когда вам плохо. Но сами посудите: если вы сами себя не цените как творца, как вас должны ценить другие? Ищите хорошее в своих работах и хвалите себя, даже если сложно. И других тоже. Это помогает. И никогда не стесняйтесь спрашивать совета! Если вам непонятно, как пользоваться той или иной сетью, спросите у подписчиков или более опытных ее пользователей. Это не святые скрижали и не плод запретного знания, не какое-то табу. Вам обязательно кто-то да объяснит.

Юзерам — будьте терпимей к контенту. Многие не понимают, что не весь контент делается для них лично. Если ваш любимый художник нарисовал персонажа, который вам не нравится, не надо сообщать свое негодование героем в комментах. Просто поставьте лайк хотя бы за то, сколько времени и сил было потрачено на работу. От этого ваша гордость не пошатнется, а художнику будет приятно. Порой писать приятные комментарии, ставить лайки или делиться постами нужно не потому что вам что-то понравилось, а потому что за каждой картинкой, каждым рассказом, каждым видео, треком и прочим контентом стоит живой человек. И этому живому человеку будет просто приятно увидеть вашу поддержку. Я уж не говорю о донатах, которые помогают не только эмоционально.

— Что необходимо арт-коммьюнити, чего не хватает? Как изнутри сообщества, так и снаружи.

— Русскоязычному арт-сообществу крайне не хватает сплоченности. Я уже много лет наблюдаю эту радикальную разницу: на западе стараются держаться бодрячком и сохранять более-менее мирную обстановку с редкими проблесками драмы, как правило политического характера, не поливать друг друга грязью и придерживаться правила «не нравится — не смотри» или «не нравится — пройди мимо». А у нас все та же скандальная атмосфера: отпишитесь от того, забаньте этого, а вот у него все одинаковые, а вот она рисовать не умеет, а я с ним на один горшок не сяду и т.д. Оно все тянется за нами каким-то шлейфом из времен, когда было модно поливать неопытных или «слишком популярных» художников грязью. У нас и так слишком много негатива в сети. Да и в реальной жизни тоже. Может, пора переходить к чему-то более светлому? Стоит признать, результаты #изВКвТви приятно удивили тем, что именно это и случилось. Есть надежда, что мы наконец перерастем эту мрачную ядовитую стадию окончательно.

А снаружи ему не хватает поддержки простых юзеров. В то время, как за рубежом — и на западе, и в Азии — художники давно играют важную роль в жизни далеких от этого пользователей, будь то комиксы, манга, аниме или просто красивый контент, у нас в снг это все еще какое-то дремучее инди. Родители осуждают творчество детей, потому что это «несерьезно», пользователи интернета все еще причисляют художников к богеме, которая занимается непонятно чем и не заслуживает уважения. Все воспринимают это как хобби, вроде сбора марок, но только очень назойливое и с кучей требований.

Я понимаю, что сложно объяснить рядовому жителю СНГ среднего возраста и старше, работающему на заводе или в какой-то бюджетной организации, сколько труда в картинках в интернете. Но ведь и не стоит воспринимать это в штыки. Удивительно, но для многих рисование за деньги — это регулярный доход, идущий на жилье и продукты. Котики и собачки за баксы — это тоже работа. И она требует лет подготовки и больших усилий. Уверена, большинство критиков арт-сообщества извне не смогут даже гипотетически встать на место критикуемых ими творческих людей.

Не забудьте дать фидбек своему знакомому художнику!
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО