ПОНЯТНО
«Говард Лавкрафт и замерзшее царство»: детский мульт о дружбе, Ктулху и культистах

«Говард Лавкрафт и замерзшее царство»: детский мульт о дружбе, Ктулху и культистах

Как форма диктует содержание в самой странной экранизации миров Лавкрафта для детей.

  • 1354
  • 12 сентября 2020


Ужасы Говарда Лавкрафта, кажется, не умрут никогда. Как и попытки их переосмыслить. Но спустя сто лет у этих попыток можно обнаружить две стороны — экранизации вроде «Цвета из иных миров» с Николасом Кейджем либо детские мультфильмы вроде «Говарда Лавкрафта и замерзшего царства» (Howard Lovecraft and the Frozen Kingdom). 10 сентября он появился в российском прокате (хотя сам мультфильм достаточно старый — 2016 года, вышла уже вся трилогия), и мы не смогли пройти мимо.

Вот его трейлер (обязательно посмотрите хотя бы несколько секунд, чтобы понять, как все выглядит):

Как вообще это вышло? Истории о таящемся за углом ужасе, настолько кошмарном, что даже малейшее его проявление сведет с ума самого стойкого и устойчивого человека. Кошмар, полный тентаклей и омерзительных существ, с которыми можно столкнуться в любой момент, и ценой своей жизни быть готовым предотвратить встречу с ними кого угодно, настолько это пугающе для человечества. Как все это стало достаточно типичным по сюжету, не по наполнению, детским мультфильмом?

Для понимания «Говарда Лавкрафта и замерзшего царства» хорошо бы еще помнить серию из «Рика и Морти» про мелкого Рика. Даже если не помните эпизод (или не смотрели сериал), все станет понятно.

Мультфильм, кстати, появился не по прихоти сумасшедшего араба, который решил с его помощью привнести еще больше безумия в этот мир (может 2020-й действительно происки Древних?). «Говард Лавкрафт и замерзшее царство» основан на одноименной серии комиксов, а их содержание в целом совпадает (вплоть до дословных визуальных цитат). Сам комикс достаточно атмосферный и зловещий, и он не выглядит детским — он просто про маленького Говарда Лавкрафта.

И вот уже комикс про юного Лавкрафта превращается в детский мультфильм про него. Он выглядит трэшово, но по факту оказывается вполне сносным. Ждешь лютейшей дичи, а оказывается все средним мультфильмом на Новый год. На такой можно попасть случайно с кем-то из маленьких родственников, чтобы забыть о нем после выхода. Вот только похождения мелких Лавкрафта и Ктулху вряд ли вылетят из памяти. Особенно если знать его книги, чтобы легко считывать отсылки.

Начинается мульт со зловещей цитаты Говарда Лавкрафта о том, что самая сильная человеческая эмоция — это страх. А самый сильный страх — неизвестное.

В первые минуты показывают доктора Уэста, который сам о себе говорит, что он эксперт в секретах жизни и смерти. Это не оставляет сомнений, что он тот самый Реаниматор. Только он еще работает в психиатрической клинике и лишь задумывается о связи между медициной и оккультизмом.

Юный Говард навещает в клинике своего отца, который открыл запретное знание и поехал кукухой. Он, кстати, невероятно сильно напоминает Эдгара Аллана По (что вряд ли совпадение, его действительно можно назвать если не отцом, то учителем Лавкрафта). В бреду он говорит о прибытии короля Абдула, того самого Альхазреда, автора «Некрономикона».

Когда мелкий Говард не может уснуть, ему дают журнал отца, сошедшего с ума, чтобы тот читал его, пока не уснет (по такой же логике детей стоит вести на этот мультфильм на ночь глядя). Естественно, батин суп чтение вслух записей безумного отца приводит к открытию портала, а сам Говард попадает в первый мир из трилогии — замерзшее царство (учитывая, что мульт создали в Канаде, вполне логично), которое оказывается Р’льехом.

Ктулху называет свое имя Ту Ту Хмон (в оригинале Thu Thu Hmong), которое Говард произнести не может и нарекает его Спотом. Это имя, аналогичное Шарику в русском языке. В такие моменты это выглядит странной расширенной версией серии «Южного парка», где Картман становится другом Ктулху.

Все это выглядит дико абсурдно. Особенно то, что мир людей более зловещий, чем обитель Древних. Там отец в сумасшедшем доме, одиночество и отсутствие школьных друзей, а в Р’льехе можно лепить снеговиков с Ктулху, да и глубоководные относятся к людям положительно, не как в Иннсмуте.

И вот тут нам пригодится опыт мелкого Рика. В одной из серий «Рика и Морти» дед переносит свое сознание в тело подростка. У этого есть серьезный минус — старое тело постепенно умирает, а мозг подростка заставляет бунтовать, веселиться и вести себя как четырнадцатилетний пацан.

Форма диктует содержание, и даже сам визуал превращает Ктулху в милого добряша (а не древнее спящее зло, которое положит конец этому миру в момент пробуждения). Когда оказываешься в теле подростка, приходится мириться с прыщами и юношеским максимализмом. Даже зловещие прислужники из комикса превращаются в каких-то нелепых юмористичных миньонов.

В мультфильме появляются Шоггот, Ньярлатотеп, упоминания Древних и хтонических космических существ. Все те же существа, которые по канонам детского мультфильма начинают вести себя соответствующе. Причем все говорят о древнем зле очень убедительно, но в следующем кадре этот эффект пропадает. Щупальца крадутся тут и там, но нелепая анимация не дает им быть по-настоящему зловещими.

Финальная битва и вовсе оказывается настолько несерьезной и присущей мультфильму для шестилетнего ребенка, что на ней начинаешь неистово смеяться. После титров две сцены, одна из них — как местные миньоны катаются на сноубордах (без смысла и содержания). Зато вторая и правда внушает ужас. Невольно задумываешься, смотря в черноту экрана, был это смех от нелепости происходящего или крадущееся безумие.

Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн.
Ваш Дважды Два.


Загрузка...
ПОНЯТНО