ПОНЯТНО
Сюрреализм и гротеск: как Масааки Юаса создает аниме мирового уровня и какие приемы он использует

Сюрреализм и гротеск: как Масааки Юаса создает аниме мирового уровня и какие приемы он использует

Сабина Найко — о творчестве японского режиссера Масааки Юасы, известного по таким аниме, как Devilman: Crybaby и «Руки прочь от кинокружка!».

  • 1083
  • 6 августа 2020


Обычно, прежде чем включить фильм или сериал режиссера, ты имеешь представление, что увидишь на экране. У них, как правило, есть выработанный стиль, которого они придерживаются в своем творчестве. Поэтому велик шанс, что если тебе понравилось одно творение, заинтересуют и другие.

Кадр из Yoru wa Mijikashi Arukeyo Otome

Работы режиссера анимации Масааки Юасы (для студии Science SARU) — исключение из этого правила. Он не выходит за пределы традиционной японской анимации, но доказывает, что никаких рамок в ней нет. Его ранние работы сложно рекомендовать людям, однако после выхода сериала Devilman: Crybaby (2018) на стриминговом сервисе Netflix за ним закрепилась репутация одного из самых перспективных режиссеров, которые выводят аниме на международный уровень. В этом материале я хочу оглянуться в прошлое и рассказать о его уникальном стиле.

«СКАЗ О ЧЕТЫРЕХ С ПОЛОВИНОЙ ТАТАМИ» / YOJOUHAN SHINWA TAIKEI

Постер Yojouhan Shinwa Taikei

В 2010-м на японском телевидении впервые показывают работу Масааки Юасы в качестве режиссера. До этого он уже имел опыт как в японской (ключевая анимация «Самурай Чамплу», режиссер «Игры разума»), так и в западной анимации (режиссер эпизода «Времени приключений»). Получив одобрение критиков, Масааки решает продолжать экспериментировать и развивать свой режиссерский стиль, а работа с телевизионным форматом открыла для него новые возможности. В итоге «Сказ о четырех с половиной татами» занял ключевое место в творчестве Юасы.

Этот сериал сложно рекомендовать из-за его абстрактного содержания. Здесь проявляются первые (и самые значимые) черты фирменного стиля Юасы — открытость к экспериментам и импровизация, что в то время было довольно редким явлением.

Здесь же применяется один из излюбленных приемов режиссера гиперболизация и визуализация эмоций. К примеру, если героя переполняет ярость, он изображен буквально пылающим.

Или же, когда персонаж пьет алкоголь, его кожа становится багровой, а тело раздувается, сопровождая движение напитка.

В то время, когда большинство режиссеров стремились сделать анимацию реалистичной, Юаса делал все наоборот.

«ВЕСЕННЯЯ НОЧЬ КОРОТКА» / YORU WA MIJIKASHI ARUKEYO OTOME

Кадр из Yoru wa Mijikashi Arukeyo Otome

Перенесемся в 2017-й. После семи лет перерыва, Масааки Юаса вновь врывается на сцену, на этот раз с двумя полнометражными фильмами: «Лу за стеной» и «Весенняя ночь коротка». Поговорим о втором: по духу повествования и стилю анимации это сиквел «Сказа о четырех с половиной татами», но не прямое продолжение истории. Картина смогла привлечь как старых фанатов, так и новых зрителей.

В аниме «Весенняя ночь коротка» переплетается несколько сюжетных линий, которые объединяет одна ночь. Молодой человек пытается признаться в своих чувствах девушке, но то и дело попадает в неловкие ситуации. Тем временем у нее на уме лишь желание насладиться молодостью и попробовать на вкус ночную жизнь. Большую часть фильма девушка путешествует по городу, а ее воздыхатель ищет возможность встретиться.

В работах Юасы начинает проглядываться определенная структура нарратива. На экране постоянно что-то происходит, но это не всегда вписывается в контекст происходящего и играет роль в сюжете. Так режиссер визуализирует отношение героев к жизни, показывает ее их глазами. Именно благодаря таким перерывам между частями повествования зритель привязывается к персонажам, за которыми наблюдает. Если он видит происходящее глазами героя, ему легче понять его чувства.

Отсюда исходит вторая значимая особенность творчества Юасы несоответствие. Режиссер берет за основу что-то важное и знакомое зрителю, и использует это как маркер. К примеру, цвет кожи персонажей. В новом фильме, где по ходу повествования люди употребляют алкоголь, она может быть только двух цветов: белая (для обозначения трезвости) и багровая (когда герой пьянеет).

Кадр из Yoru wa Mijikashi Arukeyo Otome

Из общей массы режиссеров Юасу выделяет его стремление участвовать во всех аспектах создания картины. Как и в «Сказе о четырех с половиной татами», он также занимается сценарием и раскадровкой, что позволяет назвать его работы авторскими.

После выхода фильма «Весенняя ночь коротка» за Масааки Юасой окончательно закрепился ряд особенностей: минималистичная анимация, множество нестандартных визуальных приемов, ироничные диалоги, сюрреализм и гротеск.

«ЧЕЛОВЕК-ДЬЯВОЛ: ПЛАКСА» / DEVILMAN: CRYBABY

Кадр из Devilman: Crybaby

Год спустя на стриминговом сервисе Netflix выходит аниме-сериал «Человек-дьявол: Плакса», режиссером которого выступил Масааки Юаса. Это не первая адаптация знаменитой манги, но с рейтингом 18+ из-за обилия жестокости и интимных сцен, поэтому, вероятнее всего, ни один японский телеканал не согласился бы на его показ. Сериал был создан с явной ориентацией на западного зрителя, но, тем не менее, сочетает и совершенствует привычный стиль Юасы.

Акира Фудо — заурядный скромный паренек, который учится в школе. В нем есть лишь одна особенность — очень ранимая чистая душа. Его жизнь кардинально меняется, когда происходит встреча со старым другом детства Рё Асукой, который вводит главного героя и зрителя в мир апокалипсиса. Дело в том, что Рё — ученый. Он рассказывает Акире о существовании демонов, которые вселяются в людей и скрываются за их обличием.

Трейлер Devilman: Crybaby

Творение Юасы все еще легко отличить по стилю анимации. Тем не менее, работа ощущается свежей в сравнении с прошлыми картинами режиссера. Если до этого мы видели истории, похожие на один красивый сон, здесь кардинально меняется палитра цветов и тон повествования. Юаса экспериментирует со светом и проводит отдельную работу с музыкальным сопровождением. Этот формат ставит режиссера в новые рамки (как минимум теперь он должен адаптировать сценарий, а не разрабатывать собственный), поэтому сериал вышел не таким показательным. Тем не менее, «Человек-дьявол: Плакса» получил премию «Аниме года» в конкурсе Crunchyroll Awards 2019.

«РУКИ ПРОЧЬ ОТ КИНОКРУЖКА!» / EIZOUKEN NI WA TE WO DASU NA!

Кадр из Eizouken ni wa Te wo Dasu na!

Успех Devilman: Crybaby сделал Масааки Юасу знаменитым, многие поклонники ждали его «возвращение на родину»; иными словами — новый независимый проект. «Руки прочь от кинокружка!» вышел спустя два года и мгновенно завоевал внимание любителей аниме по всему миру.

У школьницы Мидори Асакусы талант к рисованию, она мечтает создать аниме, но ей не хватает смелости и поддержки. По воле случая девушка знакомится с местной знаменитостью Цубамэ Миздусаки, которая увлечена тем же. С помощью старой подруги Саяки Канамори, которая разбирается в продюсировании, они открывают школьный клуб по созданию аниме и начинают исполнять свою мечту.

В новом сериале Юаса использовал все накопленные за десять лет приемы: сюрреализм, перерывы во время повествования, гротескный стиль анимации, цепляющий саундтрек и, конечно же, визуальные метафоры. В ходе сюжета герои то и дело перемещаются в мир фантазий Асакусы, и тогда зритель вместе с ними наблюдает за происходящим ее глазами. Основное внимание автор уделил не прорисовке картинки, а анимации самих персонажей и объектов. Получился контраст между общим минимализмом (тенями, мелкими деталями) и подробной проработкой движения в пространстве. Новый независимый проект номинирован на ежегодную премию Galaxy Awards 2020 и получит live-action адаптацию.

9 июля 2020 года на стриминговом сервисе Netflix вышла новейшая картина японского режиссера Nihon Chinbotsu 2020 (Japan Sinks 2020 или «Затопление Японии 2020»). На этот раз фильм снят по научно-фантастическому роману Сакё Комацу «Гибель Дракона», а в команде создателей есть как знаменитые японские мастера, так и те, с кем Юаса работал над Devilman: Crybaby. Также, 3 сентября 2020 года в России начнется прокат нового полнометражного фильма Масааки Юасы Kimi to, nami ni noretara («На твоей волне»), который получил премию «Лучший анимационный фильм» на «Кинофестиваль Фант-Азия».

Кадр из Japan Sinks 2020

Сейчас Масааки Юаса переживает расцвет своего творчества. За 55 лет он стал режиссером 21 картины, заключил сделку с американским сервисом Netflix и оказал значительное влияние на индустрию аниме. Юаса прошел путь с нуля до «Аниме года», от роли режиссера эпизодов до практически авторского кино, а по его индивидуальному стилю можно с легкостью отличить любую картину.

Проводник в мире аниме —
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО