Мединский назвал убожеством чтение комиксов. Художники, авторы и издатели отвечают министру

Мединский назвал убожеством чтение комиксов. Художники, авторы и издатели отвечают министру

/bitrix/urlrewrite.php

Даем отпор министру культуры (!), который назвал «убожеством» (!!!) чтение комиксов взрослыми людьми.

 21608  4  05 Сентября, 2019

Вчера министр культуры России Владимир Мединский на открытии 32-й Московской международной книжной выставки-ярмарки, рассуждая об исторических книгах, внезапно выдал: «Я вообще плохо отношусь к комиксам — это как жевательная резинка, это не еда. Комикс ориентирован на ребенка, который только учится читать, но взрослому человеку читать комиксы мне кажется убожеством». Якобы комиксы предназначены для детей 7-8 лет, которые учатся читать. В это же время агентство «Москва» добавляет еще более грубую цитату Мединского: «Взрослому человеку читать комиксы — это признаться, что “я дебил, я читаю комиксы”. Коллекционировать их, наверное, можно, это прикольно, но не читать».

Сказать, что наши чувства в редакции были оскорблены, — ничего не сказать. Поэтому мы решили выступить единым фронтом и взяли комментарии у издателей, художников, популяризаторов, коллекционеров, продавцов и просто фанатов комиксов, чтобы узнать, что они думают по поводу этого высказывания, как комиксы повлияли на их жизнь и объяснили министру, почему комикс — это серьезное и важное искусство, в том числе для взрослых. Почитайте, а мы пока соберем комиксов, чтобы отправить их в министерство.


Думаю, этот комментарий — мнение человека, который в комиксах не разбирается и скудный кругозор которого простирается не дальше пары простейших комиксов. О том, что комиксы бывают разные, серьезные, абстрактные, умные — об этом, видимо, не слышал. Мединский в который раз доказал свою некомпетентность.

Комикс — еще один способ раскрытия замысла автора, лежащий на грани текста и визуального. Он имеет право на существование хотя бы потому, что ему доступны средства, неподвластные книгам, которые министр предложил на замену комиксам.

Было смешно слышать слова министра. Хотелось спросить, какие виды искусства должен постигать растущий человек после комикса? То есть он говорит, что в 7-8 лет человек читает комиксы. В 9-12 должен забыть об этих картинках с текстом и переключиться на книги без иллюстраций. В 13-15 должен слушать оперы и симфонии, а о книгах забыть, так как они слишком «буквальны» в отличии от музыки. В 16-17 — период кино, в 18 — театр и балет. Полноценный гражданин с 18 лет ходит только по театрам, так как все остальные виды искусства для взрослого человека — убожество. Так мы теперь рассуждаем?

Duran
художник


Говорить, что комиксы — это для дебилов, всё равно, что сказать, что книги для дебилов или музыка для дебилов. Комиксы — это не жанр литературы, а отдельный вид искусства, синтез письменного и нарисованного. Точно так же, как и в любом направлении, здесь есть шедевры, культовые произведения и откровенный проходняк, не стоящий внимания. Не каждая книга берёт Пулитцер или Букер, не каждый фильм становится лауреатом Оскара.

Виталий Терлецкий
автор комиксов


Чем больше я думаю о выступлении Мединского, тем меньше мне хочется его комментировать, причем по двум причинам.

Во-первых, его высказывание сразу задает некомфортные рамки обсуждения, заставляя оправдываться. «Ну комиксы все-таки не картинки для дебилов». А это глупо и унизительно. В 2019 хочется уже говорить о сути комиксов, хороших, плохих, умных и не очень, зверски серьезных и звонко дебильных, каких угодно разных, короче, а не заниматься в стотысячный раз оправданием формы и комикса как искусства в целом.

Ну и, во-вторых, так уж сложилось в нашей стране, что министр культуры не обладает особым авторитетом в области своей заявленной компетенции, то есть культуры. Это не первое его нелепое утверждение о самых разных культурных формах и, боюсь, не последнее. Потому его слова хоть и обидные, но не оказывают никакого влияния на ситуацию с комиксами в стране. Те, кто читал комиксы, продолжат это делать. Те, кто не читал комиксы и не собирался, не будут этого делать. И даже самая хрупкая категория — те, кто не читал комиксы, но собирался — вряд ли прислушаются к министру Мединскому. Что главным образом должно быть унизительно для него, но никак не для комиксов.

Василий Кистяковский
совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»


На самом деле комиксы — это не только несерьезные картинки и дурацкие шуточки, это и, например, настоящая документальная работа, как у Маржан Сатрапи об иранской революции или у Кун Ун Пак о японском вторжении в Корею.

Анна Мопка
художник


Комиксы стали неизменной частью моей жизни ещё в самом детстве. И вкупе с мечтой стать переводчиком, эти две цели перехлестнулись и стали одной. Я решил стать переводчиком комиксов. Комиксы помогли мне пережить самые неприятные и тяжелые моменты в моей жизни, потому что, если герои комиксов не унывали и шли только вперёд, как мог остановиться я?

Полагать, что комиксы — это чтиво для детей и только, глупо. Комиксы являются частью культуры уже довольно давно. Это уникальная часть культуры, сочетающая визуальное и вербальное. Сочетающая картины и Книги. Сочетающая труды талантливых авторов и не менее талантливых художников, колористов, контуровщиков, леттереров и редакторов. Комиксы, как и любое художественное произведение, могут рассказать нам о богатом прошлом, помочь взглянуть на настоящее под иным углом и подготовить к возможному будущему.

Говорить, что комиксы для детей — это как говорить, что любое художественное произведение искусства для детей. Зачем картины, если есть Книги? Зачем кинокартины, когда есть Книги? Нельзя все грести под одну гребёнку. А слышать такое от министра культуры — попросту абсурдно.

Руслан Хубиев
коллекционер, переводчик и популяризатор комиксов, «дебил» с 19-летним стажем чтения комиксов


Это самый распространенный стереотип в отношении комиксов. В этом году вышел комикс или графический роман, если так удобнее, Ольги Лаврентьевой «Сурвило». Он затрагивает тему репрессий и блокады. И через судьбу одного человека показывает целое поколение людей. Права на книгу уже купило уважаемое французское литературное издательство Actes Sud. Сейчас ведем переговоры с немецким издательством.

В этом году на ММКЯ организована отдельная зона комиксов. И очень странно слышать такие высказывания от министра во время ее открытия. Видимо, ему не рассказали о нововведениях на ярмарке.

Кроме того, по всей стране в подведомственных Минкульту библиотеках открываются центры комиксов и содержатся они на государственные бюджеты. Видимо, об этом он тоже ничего не знает.

Дмитрий Яковлев
директор издательства «Бумкнига», организатор Международного фестиваля рисованных историй «Бумфест»


Это какой-то позор. Очень грустно, что министр культуры настолько далёк от культуры. Если человек не знает, что такое комиксы, значит вся современная культура его обошла стороной. Это абсолютная безграмотность и некомпетентность министра культуры, его полный провал. Сказать такое — это хуже, чем сплясать в дырявых кальсонах. Ему после такого стоило бы немедленно уволиться.

Комикс — это невероятный и очень сложный вид искусства на стыке графики, литературы, режиссуры. В комиксе рассказ ведется не только словом, но и линией, штриховкой, цветом, композицией кадра. Комикс — это не набор маленьких картинок, а ТЕКСТ в широком смысле, многослойный текст. Комикс может быть сложнее, чем традиционная литература, комикс может рассказать больше, чем слова. Иногда читать комикс даже труднее, чем просто текст, потому что он несет больше информации. Комиксы развивают мозг. Читайте комиксы, не будьте как Мединский.

Формат комикса лучше всего подходит для рассказа о личном, о чувствах, о событиях прошлого, в том числе об исторических событиях. Комикс — это универсальный язык, который позволяет прочувствовать других людей, узнать их, понять.

Мединского и всех остальных приглашаю на открытие моей выставки. 12 сентября в 18:30 в Петербурге в музее Достоевского покажу оригиналы страниц из комикса «Сурвило», а также документы и фото.

Ольга Лаврентьева
Автор комиксов


Я не дебил, я читаю, издаю и продвигаю комиксы в массы больше 10 лет и горжусь этим!

Очень жаль, что министр культуры позволяет себе публично критиковать не только новый вид искусства, но и оскорблять творческих людей с чуждыми ему увлечениями.

Михаил Богданов
директор издательства комиксов «Комильфо»


Я очень аполитичен. Никогда не высказываюсь о митингах и действиях наших депутатов. Но сегодня даже у меня пригорело. Мединский наехал на святое — комиксы. Когда в 2016 году я привез в Москву Джона Хиггинса — колориста «Хранителей», он сказал мне одну важную вещь:

«Я не думал, что за пределами нашей страны эта культура тоже популярна. Мне очень приятно видеть горящие глаза этих людей. Наблюдая, как каждый из вас выкладывается сегодня, несмотря на свой возраст, я не могу остаться в стороне».

В этот день Джон раздавал автографы и делал скетчи до поздней ночи, до последнего фаната. За два дня мы собрали 14 000 человек в КВЦ Сокольники. Примерно в это же время Денис Варков работал в магазине комиксов. Сейчас он руководит одним из топовых изданий про гик-культуру в России [«Канобу» — прим. ред.].

Мне очень странно от того, что человек отвечающий за культуру в стране, имеет право оскорблять нас с вами — гиков — людей, которые играют в игры, читают комиксы и смотрят кино. Похоже, что люди, которых считают авторитетными экспертами в теме, устарели. Их пора менять. У меня все.

Илья Комаров
руководитель GameGuru.ru


Думаю, что министру культуры для начала стоит познакомиться с культурами других стран — в Европе, Японии, Америке комикс давно стал значительной частью не только детской, но и взрослой культурной жизни. Конечно, когда смотришь изнутри комиксовой индустрии, довольно странно, что такие вещи до сих пор приходится объяснять. Но, возможно, подобные резкие заявления от высокопоставленных лиц помогут ещё раз обратить внимание широкой общественности на один из самых ярких современных медиумов, чтобы те, кто мало об этом знал, смогли оценить богатство жанров, тем и визуальных стилей, доступных комиксу.

Анна Дружинец
основательница редакции «МИФ.Комиксы»


Мединский, конечно, в очередной раз сел в лужу перед международным книжным сообществом, продемонстрировав невежество в вопросах современной культуры. В то время, как во всем мире комикс рассматривается как медиа, посредством которого можно выстраивать любые повествования — от детских сказок до диссертаций по философии.

Это тем более стыдно, что на ярмарке представлены сербские комиксы, источником своим имеющие дореволюционную Россию.

Алексей Иорш
преподаватель кафедры комикса школы дизайна ВШЭ, лауреат международных и российских конкурсов, неоднократный призер фестиваля «Коммиссия», европейского фестиваля комиксов и иллюстрации Lucca Comics and Games


Я прокомментирую это одной фразой. Жаль, что, судя по всему, Владимир Ростиславович не читал комикс «Маус», получивший в 1992 году Пулитцеровскую премию.

София Коловская
иллюстратор и автор комиксов


Будучи переводчицей графической версии «Дневника Анны Франк» в исполнении лауреата Золотого глобуса и премии Сезар Ари Фольмана, я не могу всерьез обсуждать заявление нашего министра культуры — это просто ниже уровня дискуссии. Однако будучи преподавательницей, которая каждый день видит, как студенты вкладывают самое дорогое и сокровенное в работу над своими «убогими» комиксами, я вынуждена объяснять очевидное. Комикс исторически — та форма искусства, которая не дает покоя министрам. Будь то политическая карикатура или графический роман, удостоенный Пулитцеровской премии, комикс требует от читателя живости ума и широты взглядов. В этой связи закономерно, что Мединскому не нравятся комиксы, но говорит это, скорее, в пользу медиума, чем против него.

Мария Скаф
переводчица, преподавательница школы дизайна ВШЭ


Комикс — это же просто формат, средство выразительности: картинки с подписями. Формат этот имеет древнюю и богатую историю. Не думаю, что у человека, хоть немного интересующегося искусством, может вызвать сомнение, что древнеегипетские рельефы (картинки с подписями!), славянские лубки (картинки с подписями!) или средневековые маргиналии (рисунки на полях, которые добавляли к рукописям монахи) — это важные и интересные вехи в развитии культуры.

Предположу, что речь шла все-таки об узкой прослойке сугубо современных комиксов: супергероике, комиксах для детей. Они действительно часто рассчитаны на молодую аудиторию и относятся не к «высокому» искусству, а к «развлекательному».

Но почему мы, собственно, считаем, что высокое искусство лучше развлекательного? Я думаю, корни этого уходят в недалекую историю этого самого искусства. Двести лет назад лишь узкая прослойка людей имела доступ к высокому искусству, потому что многие попросту не умели читать. Художественная культура делилась на элитарную — сделанную образованными для образованных — и низовую, «народную». Соответственно, умение понимать и ценить высокое искусство до сих пор кажется нам не только самоценным навыком, но и статусным элементом. Если ты получаешь удовольствие от Тарковского — значит, вероятнее всего, у тебя или твоей семьи были время, деньги и источники знаний, которые *научили* тебя, как правильно эти фильмы смотреть. Значит, ты крутой.

Но ведь сейчас мы живем в эпоху общего образования, и разница в степени просвещенности между разными социальными группами стремительно сокращается. Поэтому и эти пласты искусства смешиваются до неразличения. И это же не плохо, а, наоборот, замечательно! Замечательно, что даже у людей, не инвестировавших годы жизни и много денег в художественное образование, есть возможность насладиться таким искусством, которое им интересно, причем выполненным качественно, не на коленке. А перейти от комикса к книге все-таки проще, чем, например, от народной песни к книге.

Александра «Альфина» Голубева
сценарист, писатель, художник


Комиксам почему-то очень не везёт в нашей стране. Подавляющее большинство людей никак не хочет воспринимать их всерьёз. Трудно сказать, с чем конкретно это связано. То ли с отторжением западной культуры на каком-то подсознательном уровне, то ли с детством, когда чуть ли не всех учили читать по книгам с картинками и букварям (тоже с картинками). Но не стоит недооценивать этот вид искусства. Истории в комиксах ничуть не хуже книжных, просто они подаются иначе. Такое же узколобое отношение у нас и к анимации, когда абсолютно все мультфильмы считают детскими.

Комиксы, как и анимация, могут ориентироваться на любые возрасты и рассказывать абсолютно разные истории для разных людей. А благодаря уникальному сочетанию текста и рисунков, изобретательному использованию панелей и бабблов, художники могут добиться очень необычного восприятия сюжета. Если вы до этого обходили комиксы стороной, то я рекомендую просто зайти в комикс-шоп или в книжный магазин, рассказать продавцу о своих вкусах и что бы вам хотелось почитать, и он подберет вам подходящее произведение. Только заранее подготовьте парочку полок в книжном шкафу, потому что отныне их будут занимать «детские книжки с картинками».

Евгений Спицын
переводчик


Могу понять психологию людей, которые считают, что анимация и комиксы только для детей — общаюсь с ними на протяжении уже 12 лет работы на 2х2! И терпеливо рассказываю каждому, что если копнуть чуть глубже, то вам откроется безумно интересная визуальная культура и актуальнейшее из искусств для взрослых на сегодняшний день. Неслучайно анимационные шоу и графические романы так популярны среди интеллектуальной публики, кинокритиков, кураторов, получают такое количество престижных премий ежегодно.

Мое знакомство с культурой взрослых комиксов началось с «Мауса» Арта Шпигельмана. Это первый комикс — лауреат Пулитцеровской премии на страшную тему Холокоста: евреи изображены как мыши, а немцы как кошки. «Маус» сегодня проходят во многих европейских и американских школах на уроках истории. В японских школах изучают «Босоногий Гэн» — культовую мангу и аниме про трагедию в Хиросиме. В моей библиотеке есть много комиксов, которые вернули любовь к естественным и гуманитарным наукам, хотя был уверен, что школа навсегда отбила к этому интерес!

Денис Всесвятский
директор Телеканала 2х2


#ядебил #ячитаюкомиксы

Ваш Дважды Два



Комменты 4

Во-во, знаю-знаю, самокаты тоже туда! А то детский сад какой-то, разъездились))))))

12 Сентября, 17:28 · #52724

Берут нЕучей в министры - потом такие заявления

12 Сентября, 16:13 · #52722

#янедебил


Очень странно слышать от Министра Культуры подобные слова. Оскорбление людей за их увлечения - это не столько низость, сколько показатель своего недалёкого ума. В случае с Министром... Его слова не были бы такими критичными, будь он - например Министром Спорта, но как Министр Культуры он показал своя явную некомпетентность.

Комиксы - это настоящий мировой феномен 20-ого века. Комикс в отличии от книги, может рассказать историю с куда больших точек зрения и радиусом повествования. Ни одна книга неспособна передать ту информацию, которую способна передать картина. И ни одна картина не способна передать ту информацию, которую способна передать книга. А комикс - это совокупность того и другого. 

Крайне раздражает российский менталитет, касательно искусства. Русский человек (не обобщаю конечно) привык мыслить ярлыками. Мультики - для детей, Театр и Балет - для эстетов, Книги - для ботанов, Аниме - для дэбилов и т.д.
Мультипликация, Постановка на сцене, Текст на бумаге, Рисунок или Комикс - это инструменты для передачи чувств, историй или воспоминаний хороших и плохих. Бывает, если человек не обладает нужными навыками, или просто делает своё дело без души, то конечный результат получается плохим. Так происходит со всем и везде.
Бывают плохие комиксы, бывают плохие картины, бывают плохие книги и уж о чём товарищ Мединский не по наслышке знает: бывают плохие фильмы. Но грести какой-то один жанр под гребёнку "для дебилов" это очень глупо. При всём уважении я лучше пойду почитаю комиксы или мангу, чем буду читать большую часть современной российской литературы или смотреть российское кино, ибо в первом куда больше смысла и контекста для взрослых, чем во втором. Спасибо за внимание!

06 Сентября, 08:35 · #52691

#ядебил

05 Сентября, 15:47 · #52687

Написать коммент

Внимание! Непотребные комментарии будут удаляться.

Правовая информация