ПОНЯТНО
История метагэгов в анимации и кино

История метагэгов в анимации и кино

Как давно герои фильмов и мультов знают о четвертой стене? Сколько раз они посмеялись над режиссером и зрителем? История метагэгов: как персонажи ломали стену сто лет назад и как делают это сейчас.

  • 374
  • 14 ноября 2020

Какими бы ни были интересными герои в кинокартине, лакомый кусочек — всегда зритель. С ним хочется заигрывать, шутить и, конечно же, почаще разговаривать. Рассказываем, кто из мира кино любит ломать четвертую стену и каким способом.

Меташуткам в кино — больше ста лет. Короткометражка 1920 года «Одна неделя», снятая Бастером Китоном, уже заигрывала со зрителем: героиня в кадре роняет мыло, собирается вот-вот вылезти из ванны за ним, видит зрителя, ахает, и огорчение — на самом интересном месте камеру закрывают рукой.

Во многих своих работах комики Чарли Чаплин и Фатти Арбакл использовали камеру как мост к зрителю, по которому удобно транслировать шутки. Так в фильме 1918 года Чаплин с самого начала работает на камеру и ведет молчаливый диалог с нами:

Анимация мгновенно влилась в метаюмор: в немую эпоху персонажи уже вовсю шутили над собственной искусственностью. Сначала это были кот Феликс и клоун Ко-ко, использующие знаки препинания в качестве реквизита и взаимодействующие с аниматорами:

Далее подключились сороки Хекле и Джекле, созданные Полом Терри. Два приятеля с 1946 года ломали все подряд, а им любые шалости сходили с рук — даже повреждение четвертой стены.

Осознал свое место в мультивселенной и принял себя таким нарисованным, какой он есть, Багз Банни. Этого кролика создал Текс Эйвери для Warner Brothers. Осознание того, что герой находится в сериале, добавило ему шарма и не схлопнуло его как персонажа. Наоборот — стало только интереснее за ним наблюдать, как он будет действовать в новых реалиях.

Метагэги достигли своего пика в картине «Кто подставил кролика Роджера», где, кажется, таких шуток больше, чем всего остального в мультфильме. Дикий успех, который произвел «Кролик», удвоил ставку на метаюмор в анимации. Потому теперь герои эпохальных шоу типа «Симпсонов» и «Южного парка» часто шутят на тему того, что они заперты в сериале:

Не всегда персонажи просто давали понять, что знают о существовании четвертой стены, иногда они еще и пробирались в реальную жизнь. Во вторых «Гремлинах» существа убегают из фильма, чтобы разбомбить проектор. Этот гэг специально изменили для релиза на VHS, чтобы гремлины могли залезть именно в ваш видеомагнитофон. Слышите ехидные смешки? Бегите.

А пока гремлины поют вам колыбельные на ушко, кузнечик Джимини Крикет открывает повествование «Пиноккио». Такой способ погружения зрителя в происходящее забирают себе  другие режиссеры, которые и сегодня (привет «Хищным птицам») любят поговорить с аудиторией перед началом сюжетных заварух.

К зрителю обращается и «Бойцовский клуб»: под конец фильма нам показывают самую первую сцену фильма, где закадровый голос произносит вместо «Я не могу ни о чем думать» — «Я все еще не могу ни о чем думать». После этого идет саркастическая ремарка: «А, ретроспективный юмор».

Не всегда четвертую стену ломают резко — иногда это происходит нежно. Например, в триллере «Забавные игры» режиссер Михаэль Ханеке превращает публику в соучастника происходящего. Кроме прямых взглядов в камеру, главный герой периодически бросает фразы типа «Вам бы, наверное, уже хотелось закончить этот фильм» или «Мы еще не достигли даже стандартной длины полнометражного фильма». Последняя сцена ставит не точку — восклицательный знак в игре со зрителем: злодеи начинают обсуждать природу кино и связь реальности с вымышленным миром режиссера.

Сегодня мир метагэгов заполняет «Дэдпул» — любитель все делать на камеру, разговаривающий со зрителями с первых секунд (и покоряющий, конечно же); «Рик и Морти» — которые, подобно Ханеке, не постеснялись без разрешения забрать зрителя в поезд киноразвлечений и сделать его частью анимационной игры. Персонажи из аниме, чудесно понимающие, что все они сидят в мультипликационной коробке, за которой — зрители и реальность. Наша «Подозрительная Сова» тоже периодически любит пофилософствовать на камеру и обсудить со зрителями происходящее.

Этим же и занимается в своих мультфильмах Алекс Винсент, чьи твиты стали опрой этому тексту:

Это же делаем и мы. Машет вам в камеру и улыбается

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО