Без вывода. Как «Охотник за разумом» от «Нетфликса» забирается в голову зрителя

Без вывода. Как «Охотник за разумом» от «Нетфликса» забирается в голову зрителя

/bitrix/urlrewrite.php

С небольшим опозданием рассказываем о психологическом хите, заставляющем зрителя испытать незнакомый вид страха или скорее даже ужаса.

 860  0  10 Сентября, 2019

С вами снова «Без вывода», где мы, сюрприз, не делаем выводов, а лишь скромно рассуждаем о главных актуальных сериалах. На этот раз под прицел попал «Охотник за разумом» от «Нетфликс» — психологический сериал про то, что творится в головах у серийных убийц (выглядит это лучше, чем звучит, поверьте). И хоть в центре сюжета находятся два агента ФБР и их инновационная методика расследования убийств, мы на 99,99% убеждены, что главными героями являются все-таки маньяки, потому что именно в них заключается основной «шарм» сериала. Перед тем, как мы приступим, предупреждаем: ДАЛЬШЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА МАНЬЯКА

У большинства людей есть/был стереотип: серийными убийцами становятся лишь сумасшедшие люди, потерявшие связь с реальностью. Мы представляем их демонами во плоти, чем-то настолько противоестественным, что оно не должно существовать. Но постепенно общественность начала осознавать, что не все так просто — склонность к жестокости не появляется из ниоткуда, маньяки не совсем звери. И вот эту мысль вдалбливает в зрителя «Охотник за разумом».

Большую часть экранного времени занимают интервью с самыми известными серийными убийцами Америки 60-70-х годов. ФБРовцы приходят к ним в места заключения и пытаются вытянуть из них их мотивацию, обоснования, причины, наклонности и т.д. Получается с переменным успехом, потому что не все готовы к откровенному разговору с органами правопорядка. Тем не менее, с каждым из показанных убийц происходит некий диалог, такая своеобразная словесная дуэль. И отличительная черта каждого из этих батлов — железная логика маньяков.

Они прекрасно понимают, что и зачем делают. Даже если их мотивация кажется нам возмутительной, она никогда не лишена логики. Чем больше убийца говорит (а больше всех говорит Эд Кемпер), тем прозрачнее его размышления. Но даже в случаях неразговорчивых маньяков в их словах и действиях чувствуется четкое понимание того, что происходит (ну, или четкое непонимание, в рамках которого существует еще более железная логика).

И дело не в том, что они крайне логичны, а в том, что зритель начинает бояться логики как таковой. Возникает ощущение, что логикой можно довести себя вплоть до убийства или чего похуже. Совсем не нужно сходить с ума, нужно лишь четко обосновать причину своих действий и продумать их порядок. И вот, маньяк готов! Поэтому, когда мы видим нового персонажа — умного, расчетливого, логичного, — мы автоматически начинаем подозревать, что с ним что-то не так.

Для более четкой иллюстрации того, как нас пугают логикой, вспомним ситуацию с сыном Билла Тэтчера из второго сезона. На его глазах дети убили младенца, а он предложил положить труп на распятие, чтобы воскресить его — ведь так было в Библии. Логично же для детского мозга, да?

Пацан и до этого случая казался не совсем нормальным, но после становится чуть ли не очевидно, что он вырастет в серийного убийцу. Особенно с учетом того, насколько логичной ему казалась его идея с распятием, ведь у него даже сомнений не возникло. А что, если он сможет логически обосновать себе убийство другого человека? А что, если это сможет сделать кто-нибудь из ваших знакомых? А что, если это сможете сделать вы?

ЧУВСТВУЕШЬ, КАК ТЕБЯ НАПОЛНЯЕТ СОЧУВСТВИЕ?

Еще одна особенность интервью с серийными убийцами — они с удовольствием рассказывают о своем детстве, плохих родителях, несчастных случаях и прочих событиях, которые могли привести их туда, где они оказались. Причем истории эти чаще всего довольно односторонние: у нас не возникает сомнений, что в них рассказчик — жертва, что именно с ним обошлись плохо. Конечно, можно усомниться в честности маньяков, но зачем им врать об этом?

Так вот, мы слушаем этих мужчин, начинаем им сочувствовать и жалеть их за то, через что им пришлось пройти. Но потом вспоминаем (или нам напоминают), что человек перед нами хладнокровно убил много людей и доволен этим, даже гордится. Обычно о преступлениях в общих чертах зрителю рассказывают до встречи с убийцами, а в ходе самого интервью акцента на это не делается. Порой заключенный как ни в чем не бывало, обьраниваент фразу о том, как же удобно заниматься сексом с дыркой в человеческой шее. Мы ненадолго обомлеваем, но потом он снова начинает говорить на отстраненные темы.

И вот чем дольше и чаще нас кидают от одного образа маньяка — обычного человека, которого потрепала жизнь, — до другого — хладнокровного убийцы с извращенными фантазиями, — тем сильнее мы запутываемся в своих же чувствах. Это, мягко говоря, очень странное ощущение, но панчлайн не в этом.

В сериале наше внимание обращают на интересный феномен, с которым приходится сталкиваться работающим с убийцами агентам ФБР. Если кто-то начинает понимать и сочувствовать маньякам, то его внутренний моральный компас немного сбивается, у него стираются границы дозволенного. Для сочувствия необходимо представить, как себя ощущает объект этого сочувствия. И вот когда наш мозг пытается воспроизвести то, что твориться в голове убийцы…

Создатели сериала дают нам некое представление о том, что происходит с человеком в такой ситуации. Концентрация идет на агенте Холдене Форде, у которого после долгой работы с серийными убийцами начинаются панические атаки, да и вообще он со временем ведет себя все более странно и отстраненно от остальных членов команды (но не от работы). В определенный момент даже появляется мысль, что он сам может стать или уже стал убийцей.

Также мы четко видим, как работа влияет на его напарника Билла, который ОБОЖАЕТ говорить о ней и вроде бы всем доволен. Но в то же время мы видим, какое влияние эта в некоторой степени одержимость оказывает на его семью. Осадок от интервью с крайне жестокими людьми образно остается на одежде и приносится в дом, где попадает в голову к ребенку. Возможно, именно из-за этого ему в голову и пришла идея с распятием.

Так что можно с уверенностью сказать, что работа оказывает сильное влияние на агентов. Как говорилось во многих фильмах и сериалах, после первого убийства человека второе и последующие уже не кажутся такими противоестественными и сложными. То есть существует некая граница, перейдя которую, уже не вернуться. Представляя себе ощущения маньяка, мы вместе с главными героями опасно приближаемся к этой границе. И это страшно.

Спасибо «Охотнику за разумом» за то, что напомнил нам, как надо бояться.
Ваш Дважды два.


Написать коммент

Внимание! Непотребные комментарии будут удаляться.

Правовая информация