Восемь художников составили карту первых свиданий Москвы

Арт-объединение «Неплохо» выпустило карту, на которой отмечены места первых свиданий, которые случились в Москве с 1950 по 2017 год. А каждая история преобразована одним из восьми художников в иллюстрацию.

  • 901
  • 0
  • 12 Февраля 2020

Карта первых свиданий Москвы — проект о настоящих историях простых людей абсолютно разных возрастов. Девушки из группы «Неплохо» собрали вокруг себя художников, которые опрашивали людей на улицах и в интернете о своих первых свиданиях, потом адаптируя их истории в иллюстрации. Итогом проекта стал как интерактивый сайт, так и физическая карта в 50 экземпляров с рассказами о 49 свиданиях.

Мы поговорили с одной из основательниц группы «Неплохо» Анной Берналь о том, как пришла идея создать этот проект, какое было первое свидание у самой Анны и что вообще считать первым свиданием.


«Неплохо» — проект про визуализацию документальных историй, который мы делаем с Аней Сарухановой. Он возник скорее случайно. Аня делала смешной зин про Ленина и привезла его на «Бумфест» в Питере. Это был год столетия революции как раз, я специально пришла за этим зином и очень от него веселилась. Мы разговорились и поняли, что нам интересно заниматься похожими вещами, которые к тому же, кажется, никто не делает. Так что мы взяли и начали делать. Нам обеим хотелось работать с документальным материалом и графикой. Часто такие проекты — просто иллюстрированный текст. Нам это казалось очень скучным, хотелось использовать графику не как «картинку к тексту», а как инструмент исследования, как все, что угодно, лишь бы не прямую иллюстрацию.

С картой мы работали так же, как и с гаражами до этого: мы участвовали в ней сами и позвали еще шесть человек. Классно, когда вас много, потому что у всех разный взгляд на вещи, отличающиеся интерпретации, итог получится гораздо полней и интересней. Быть просто продюсером мне было бы трудно, работать самой — это же самое увлекательное. Личный стиль художника, его «обычность» или «необычность» на самом деле не так важны. Главное, чтобы человек справился с задачей: умел искать информацию, мог визуально интерпретировать, структурировать материал и работать «в поле». Наши проекты часто подразумевают общение с незнакомыми людьми, когда к собеседнику нужно найти подход, понять какие вопросы и то, как их задать, как быть этичным и так далее. Пишешь ли ты фотореализм маслом или делаешь лоу-поли-3D — здесь дело десятое. У нас и не художники участниками были.

Мы выбрали этот вопрос потому, что он про сильные искренние эмоции. На него не будет вымученного или слишком абстрактного ответа: бывает так, что даже лицо первой любви уже стерлось из памяти, а свои волнения и переживания помнишь все так же ярко. Нам были очень важны эти настоящие живые чувства. А идея связать карту местности с эмоциями людей не новая, таких проектов много: «эмоциональную картографию» используют, например, при планировке новых районов. Но там, конечно, другие задачи.

Очень помогла анонимность — так людям проще рассказывать о личном. Мы намеренно не подписывали истории, у нас есть только сводный список имен: на этой карте на свидания ходили четыре Татьяны, два Пети и так далее. Сложность была в том, что не для всех очевидно, какое свидание считать первым: для кого-то это поход за ручку с девочкой в детском саду, а для кого-то секс на пятом курсе института.

Мы ориентировались на то, что люди сами для себя определяли как самое-самое первое свидание. Были случаи, когда с нами не хотели разговаривать. Юле Султановой одна бабушка сказала, что такие интимные вещи даже спрашивать должно быть стыдно. Кто-то начинал увлеченно вспоминать, но замолкал, когда посреди разговора подходила их нынешняя пассия. Многие рассказывали свои истории взахлеб — это потрясающее чувство, когда с тобой таким делятся.

Мы как авторы договорились «с собой» не работать, моего свидания там нет. Оно было на крыше дома 64/2 по Ленинскому проспекту в Москве. Мальчик жил на последнем этаже этого дома, и у него были ключи от чердака. Мы прогуляли последний урок и сидели на алюминиевой крыше, пока наши одноклассники не начали выходить из школы домой. Тогда я первый раз увидела город с высоты девятого этажа, голубиные гнезда и показательное курение папиных папирос.

Романтичный и ностальгирующий,

Ваш Дважды Два.

Написать коммент