ПОНЯТНО
Обзор «Мулан» 2020 года. Что лучше: фильм или мульт?

Обзор «Мулан» 2020 года. Что лучше: фильм или мульт?

Давайте признаемся, что всех нас интересует больше всего, насколько фильм хуже мульта. Или он все же получился лучше? Разбираемся.

  • 1590
  • 1
  • 3 сентября 2020


10 сентября выходит второй самый ожидаемый кинотеатральный релиз после «Довода» — игровой ремейк диснеевского мультфильма «Мулан». Кинокритик Иван Афанасьев прикинулся терракотовым воином и, сдерживая эмоции, выдал рецензию без спойлеров о том, насколько хороша киноинтерпретация знаменитого мифа о девушке-воине.

Средневековый Китай. Шебутная девушка Мулан с самого детства не производит впечатление будущей домохозяйки: носиться с шестом за курицей и скакать по крышам ей нравится куда больше, чем заваривать чай и строить глазки свахе, чтобы получить хорошего мужа. Когда по нелепой случайности намеченные смотрины (не)перспективной невесты срываются, на семью Мулан ложится пятно позора. А тут еще и объявляются имперские послы и сообщают, что к границам империи подобрались монгольские варвары с целью захватить страну, а значит — большой папа семейства как единственный мужчина собирается на войну. Недолго думая, девушка в ночь перед призывом наряжается в отцовские доспехи, хватает фамильный меч и идет на сборы, прикинувшись парнем.

В киноремейке «Мулана» нет Мушу. Об этом было известно задолго до релиза из уст создателей фильма, но для кого-то это может стать веским доводом забыть о картине навсегда. Тем не менее, не стоит раздраконивать себя раньше времени и жечь огнем: режиссер Ники Каро («Северная страна») максимально уважительно отнеслась к духу оригинала и довольно умело перенесла обаяние мультика на рельсы игрового кино, располагающего к большей серьезности. Фильм Disney должен понравиться и детям, и их родителям, которые на «детском кино» часто клюют носом. Рейтинг «12+» позволяет дать немного разгуляться фантазии постановщиков боев и сделать зрелищные схватки с эффектными убийствами (все-таки по сюжету идет война). И в то же время кровопролития и жестокости не будет, так что радуйтесь и взрослые, и дети.

Фото — IMDB

Фильм «Мулан» очень хорош технически: пейзажи средневекового Китая прямо-таки побуждают схватить путеводитель по Поднебесной и отправиться изучить край гор, зеленых равнин и пагод. Отличный визуал подкрепляется аутентичной музыкой. Минимализм Востока не подразумевает пафосных оркестровок а-ля Ханс Циммер, но композитор Гарри Грегсон-Уильямс, набивший руку на сказочных саундтреках (от «Принца Персии» до «Хроник Нарнии») сумел найти компромисс между эпичным звучанием диснеевских фильмов и китайских народных мотивов. В сумме получается такой качественный «фастфуд с экзотикой»: классическая диснеевская сказка, но с соблюдением национального колорита.

При этом перенос истории про сильную, но все-таки девушку в рядах пропахших армейским потом воинов-мужланов не обошелся без аккуратных кивков в сторону актуальных тем. Мулан — классическая «дама с яйцами» (в данном случае с мощной концентрацией энергии «ци») в мужском коллективе. «Солдат Джейн», «Рядовой Бенджамин», «Меган Ливи», даже винрарный «Операция „Нижняя юбка“» — во всех этих фильмах есть определенные штампы, вокруг которых вращается тема тягот женщин в армейской среде (уничижительное отношение, неудобные шутки, недоверие). Фильм Ники Каро осмысляет их на новый лад: секрет гендерной принадлежности главной героини порождает массу забавных ситуаций, которые фиксирует женский взгляд со стороны.

Фото — IMDB

На материале «Мулан» можно было бы создать мощную сатиру на армейское общество вообще, вплоть до едва скрываемого «радужного» подтекста в духе фильма «Хорошая работа» — там полуголые солдаты французского иностранного легиона выслуживались, кичась своей показной маскулинностью, как прыщавые школьники перед девочками, но только перед своими же пацанами. В детском диснеевском фильме разлито много слегка смешной гомоэротики: солдатики будто сами не осознают, почему их так влечет к андрогинного вида Хуа Пину (но мы-то с вами знаем), который, вдобавок ко всему, еще и круче всех сражается. Жаль только, что получается это у Мулан не потому, что она молодец, а благодаря той самой энергии «ци», которая позволяет ей надирать всем задницы просто потому что. Феминистического высказывания из диснеевского фильма (может, и слава Богу) не получилось, но слегка поиздеваться над привычным армейским укладом все же удалось.

Но важно понимать, что «Мулан» — кино достаточно серьезное, а значит фирменного диснеевского дуроплясничества ждать не стоит. Юмор есть, но он не то что бы заставляет кататься по полу от смеха. Авторы очевидно пытаются соблюсти баланс между экранизацией детского мультфильма, аккуратностью псевдоисторического фильма и семейной драмой (тема искупления позора и стыда за то, что Мулан — «не такая», протекает через весь фильм). В итоге получается, что где-то не дожимают, а где-то наоборот. В паре моментов «Мулан» смотрится практически как одноименный китайский фильм 2009 года, основанный на более приближенном к реальности отображению личности девушки-воительницы. Отличный визуал и музыка не дадут заскучать в любом случае, но понимать, на что идешь, определенно стоит.

Фото — IMDB

Ну и есть некоторые претензии к касту и некоторым мелочам. Почему в фильме с бюджетом в 200 миллионов долларов есть очевидные сценарные пробелы вроде схватки Мулан один на один со злодеем, в то время как его только что сопровождала небольшая свита подельников? Ну и есть вопросы к исполнительнице главной роли Лю Ифэй, набившей руку (или скулы?) на съемках в исторических и фэнтезийных фильмов китайского производства: понятно, что Восток — дело тонкое, но почему в большинстве случаев лицо героини хранит почти полное безмолвие? Это выглядело бы аутентично (все-таки в азиатской традиции принято сдерживать свои чувства), если бы это не был пышный голливудский блокбастер, в котором нарочитой красоты и эмоций в избытке. К остальному актерскому составу претензий нет — особенно хорош получился злодей в исполнении Джейсона Скотта Ли, похожий на злого Филиппа Киркорова.

Короче, фильм хорош, но не более того. Он приносит массу эстетического удовольствия, соблюдая аккуратный баланс между дружелюбной подачей и национальной эклектикой, ради которой и стоит смотреть «Мулан». И это однозначно кино для большого экрана, а не для сервиса Disney+, на котором он вышел 3 сентября (в России — с 10 сентября). Теперь особенно интересно, каковы будут его финансовые результаты: хватит ли боевого духа, чтобы на пару с «Доводом» вытянуть кинотеатры из финансовой петли Мёбиуса и дать прокату продышаться? Расчехляйте кошельки, доставайте юани — но не забывайте о боевых масках и перчатках! Да прибудет с вами «ци» и сила кинематографа.

Все разговоры о Мушу, а о сверчке все забыли.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО