ПОНЯТНО
Медведь на камеру наступил. Обзор фильма «Новые мутанты», выход которого откладывали с 2017 года

Медведь на камеру наступил. Обзор фильма «Новые мутанты», выход которого откладывали с 2017 года

Фильм, который почти попал в Книгу рекордов Гиннеса в категории «Его переносили чаще других», все же вышел! Разбираемся, стоит ли смотреть.

  • 1442
  • 3 сентября 2020


Сюжет «Новых мутантов» удивительно здорово сочетается с тяжелой судьбой самого фильма: картина, которая долгое время находилась взаперти и подвергалась нещадным экспериментам с формой и содержанием, наконец вышла на волю, но едва ли ее ждет светлое будущее — только печальное забытье. Кинокритик Иван Афанасьев мутировал до фаната «Людей Икс» и попытался объективно разобраться, почему долгострой о подростках-нелюдях не удался.

Даниелль Мунстар, девушка из резервации индейского племени шайеннов, теряет сознание во время страшного урагана, который уносит жизни многих людей, включая ее отца. Очухивается она уже в загадочном медицинском учреждении, в котором некая доктор Сесилия Рейес наблюдает за ней и еще четырьмя пубертатными детьми, которые оказываются не просто детьми, а мутантами с мощными суперспособностями, которые они пока не научились контролировать. Сбежать из заведения невозможно — территорию ограждает от внешнего мира энергетический купол. Что это за заведение, почему героев держат в нем и в чем заключается функция их надзирательницы — до поры до времени неясно. С приходом Даниелль в больнице начинают происходить странные вещи.

Фильм «Новые мутанты» был запущен в производство в 2017 году, аккурат на почве успеха «Логана» Джеймса Мэнголда, и, очевидно, рассматривался как своеобразное ответвление истории X-Men, в котором на сцену выведут новых персонажей, способных запустить свою франшизу. Эдакое кино о детях-супергероях, мучимых недетскими проблемами.

То, что на проект возлагались серьезные надежды, доказывает сам факт существования такой идеи — вместо привычных Росомахи, Зверя, Мистик и прочих известных всем героев предлагалось рассказать истории непопулярных мутантов Пушечного ядра, Мираж, Мэджик и других. Очевидно неудачной идеей было позвать в качестве режиссера Джоша Буна, автора хитовой экранизации подросткового романа «Виноваты звезды» и другой тинейджерской истории «Застрял в любви». Очевидно же, что средней руки ремесленник, специализирующийся на мелодрамах, вряд ли сможет создать фильм, кардинально переосмысляющий саму концепцию супергеройского кино.

Оно и не получилось — вместо запланированного выхода в 2018 году фильм застрял в производственном аду, был отправлен на пересъемки, а потом случилась еще и пандемия коронавируса, еще сильнее отсрочившая выход многострадальной картины. В итоге про «Новых мутантов» на фоне ожидания «Довода» Нолана и ремейка «Мулан» как-то вообще слегка подзабыли. И вот он вышел — в кастрированном хронометраже (чуть больше полутора часов), в котором ощущается рука монтажера, на которого, по вине продюсера, напал монтажор — недуг, когда от имеющегося материала неаккуратно откусываются значительные куски, чтобы картина хоть немного стала похожа на то, что мы называем словом «фильм». Как огрызок он в итоге и смотрится.

Попытка была довольно смелая — вывод на авансцену новых героев, мучимых противоречиями касательно своей сущности, скрещивание супергероики, подростковой драмы в духе фильмов Джона Хьюза («Клуб „Завтрак“») и хоррора в духе нового «Оно». Увы, Джош Бун и его товарищ по несчастью Кнейт Гуолтни, сценарист культового шоу Jackass, категорически не поняли, как эту амбициозную задумку воплотить в жизнь на бумаге, чтобы она не превратилась в жанровую кашу-малашу. В наличии шесть персонажей, истории которых по идее зацепили бы зрителя своей драматичностью. Хоррорные элементы (тот самый страшный чувак без глаз и с зубастым ртом из трейлера, и не только) должны были усилить этот эффект, подчеркнув значимость внутренних противоречий, раздирающих детей-мутантов, физическое воплощение которых катализирует загадочная больничка.

Так вот, все это у фильма не получается. Ни один из героев не раскрывается в полной мере. Нам порционно рассказывают историю каждого через многочисленные флэшбеки и «задушевные» разговоры, но все они на практике выглядят клишированными сказками о потерянной человечности через раскрытие своей нечеловечности. Все «проговаривается», как по методичке, без особого смысла, структуры и катарсиса. Герои страдают, куксятся, заглядываются друг на друга (не обошлось без натужной истории однополой любви), но ни о какой химии речи не идет. Зачем-то вводят сексуальный подтекст: героиня Мэйси Уильямс на импровизационной исповеди говорит о мастурбации, один из героев — девственник, над которым потешается и одновременно пытается соблазнить русская мутантка Ульяна Распутина. Ее история, кстати, могла бы в перспективе быть самой интересной, с такими-то способностями (телепортация, способность перемещаться между параллельными реальностями). Но максимум, на который хватает талантливой актрисы Ани Тейлор-Джой, — это смешно пытаться имитировать русский акцент и пучить огромные анимешные глаза в особо душещипательные моменты.

Еще одна проблема «Новых мутантов» вытекает как раз из того, что в попытке рассказать историю каждого из персонажей авторы не рассказали ничего. Протагонист вроде бы Даниелль, и в итоге именно ее история должна быть сюжетообразующей. Она становится зачинщицей восстания среди детей-мутантов (кому же еще, как не коренной американке, сражаться против угнетателей в лице Сесилии Рейес), которое вроде как своеобразная метафора подросткового бунта. Но все это именно на уровне «вроде бы» и «как бы»: фильм приходится буквально разгадывать, как плохо составленный ребус.

Это было бы нормально, будь «Новые мутанты» арт-мейнстримным хоррором в духе фильмов Роберта Эггерса и Ари Астера. И так он до поры до времени и смотрится (хотя такой «ужастик» скорее смешит, чем пугает), но в конце вдруг из темной норы вылезает экшен, во время которого герои сражаются с материализовавшимся страхом одного из героев, нарисованным при помощи странной компьютерной графики, вызывающей в памяти попытки российских киноделов «поддать блокбастера» в 2000-х.

В фильме и правда есть демон-медведь

В итоге получается не фильм, а какая-то невразумительная сумятица, похожая на сшитого белыми нитками, распадающегося на куски монстра Франкенштейна. В нем чувствуется искренняя попытка создать нечто оригинальное и свежее, как-то отойти от заезженного канона развлекательного кино про мужчин и женщин в дурацких трико, начищающих хари всякой разноцветной нечисти.

Но в итоге уж лучше бы было, как было, а так — невзрачные мальчики и девочки начищают плохо нарисованные компьютерные хари невзрачной серой нечисти, плачут и страдают от надуманных проблем самоидентификации, дополненных «толерантностью» (именно в кавычках). Из всего этого продюсерам стоит вынести один урок: внимательнее относиться к выбору режиссера, когда речь идет о потенциально сложном и важном проекте, который должен определить вектор дальнейшего развития флагманской франшизы.

Последний фильм о Людях Икс от Fox.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО