ПОНЯТНО
Большое интервью с аниматором и режиссером Николаем Беловым из студии «АнимАрс»

Большое интервью с аниматором и режиссером Николаем Беловым из студии «АнимАрс»

Евгений Спицын побеседовал с Николаем Беловым из студии «АнимАрс» — о процессе создания мультфильмов, «Кощее Бессмертном» и вдохновении.

  • 3601
  • 0
  • 28 января 2020

Наверняка в начале декабря 2019 года вы видели в соцсетях тизер отечественного анимационного полнометражного мультфильма «Кощей Бессмертный». За его создание отвечает студия «АнимАрс», которой заведует Николай Белов.

—  Расскажи немного о себе. Чем ты увлекался в детстве? Что сподвигло заниматься анимацией? Родители оказывали тебе поддержку?

О, чем я только не переболел. Хотел и в скульпторы, и в клоуны, и в изобретатели, и в науку, и на сцену, и в писательство. Но только анимационный вирус оказался хроническим, и, думаю, это обусловлено тем, что анимация как вид искусства содержит в себе всего по чуть-чуть. Для убедительной прорисовки персонажей надо владеть формой, а это, по сути, скульптурное мышление. Чтобы мультфильм был веселым, надо быть немножко (а лучше множко) клоуном, для гэгов, сюжетов, визуала надо проявлять недюжинную изобретательность, я уж не говорю о писательстве (сценарии, диалоги…). Вот только с наукой, кажется, нестыковочка, но она только видимая на самом деле, и в анимации, и в писательстве, и в науке надо прежде всего иметь что? Правильно каменную задницу. Известный советский энтомолог, рекордсмен по продуктивности в своей стезе, профессор Любищев шутил, что настоящего ученого нужно фотографировать не спереди, а сзади. То же справедливо и для аниматора.

А с родителями мне повезло. Вот уж тот случай, когда родился в нужное время, в нужном месте. Мой отец — довольно знаменитый драматург-комедиограф Сергей Белов его комедии и сегодня идут по всей стране (см. «Женихи», «Подыскиваю жену, недорого»), а мама профессиональный художник, сейчас вот думаем открыть в интернете продажу ее картин.

Так что движимые чувством солидарности, они всесторонне способствовали моему движению по избранной области, для которой, как мне казалось, я был рожден. Оно как будто белой нитью тянется со мной откуда-то.

Фото с личной страницы Николая VK

  Ты вроде бы целиком и полностью самоучка. Почему решил обходиться без специального образования?

С 8 лет я активно начал всем этим заниматься, впитывал ВСЕ, что мог найти куцые статьи в журнальчиках, редкие документалки, копировал диснеевские сцены покадрово с экрана. Затем имел счастье познакомиться в Свердловске с Оксаной Черкасовой, ходить в кружок к Владимиру Николаевичу Зуйкову и Елене Петровне Бариновой (низкий поклон и привет от Коли Белова, кто встретит их). Словом, что мог, то и доставал, а до середины нулевых у нас же вообще почти ничего достать нельзя было по анимации, да и учили мало где. Так что занимался урывками, своими силами.

Совершенно другое дело началось, когда в 2007-м я попал на курсы академического рисунка при студии «Мастер-фильм», в период работы над «Днем рождения Алисы». Мне было 15 лет, я не верил на слово в необходимость изучения основ композиции, светотени, анатомии, геометрии, перспективы и т.д. Но истинно говорю вам уже спустя каких-нибудь четыре месяца моя анимация пугающе улучшилась.

С тех пор я все также учусь сам, но всегда только на практике. Выучу какой-нибудь новый прием и давай тут же делать на его основе сцену для очередного мульта, без тестов, без проб сразу ошибками! Во-первых, потому что денег жалко на курсы (я ведь должен помощникам платить), во-вторых, скучно сидеть и учиться у меня что-то вроде дефицита внимания: начну какую-нибудь мысль, а затем… ой, птичка пролетела…

Вообще, я так скажу когда ребенок или новичок только-только приходит в анимацию, то он зачем в ней? Учиться? Нет, он приходит делать мульты, он горит священным пламенем творчества, так что не нужно гасить его холодным ведром теории. Он может охладеть и вообще остыть. А я стану тем, кто загубил будущего Ричарда Уильямса, и ведь самое гнусное, что никто об этом так и не узнает.

Поэтому, прежде всего надо давать молодым ребятам полнейшую свободу творить, сведя учительство к минимуму. Затем что произойдет они посмотрят на свои первые, вторые, третьи работы и, успокоившись, сами увидят, что не дотягивают до общего уровня так они сами осознают, что им чего-то не хватает. Вот именно ТОГДА и начнется обучение, когда они поймут, какие вопросы задавать. Сами.

И, напротив, если сразу загрузить их теорией, шаблонами, примерами, туториалами, референсами, то они впитают это и станут тенью какого-нибудь Эрика Голдберга. Это будут прекрасные исполнители, но лишенные главного привычки наблюдать реальную жизнь. Их анимация будет как вареное мясо без соли и приправ оно утолит наш голод, но вкусным не будет.

—  Расскажи о своих основных персонажах. Как они были придуманы? Возможно, были какие-то интересные истории создания?

Прежде всего, можно сказать про всеми уважаемого кота Бориса. В мультиках он всегда появляется из ниоткуда, и это его природное свойство. Дело в том, что так же он явился и ко мне, тупо взял и шлепнулся на голову, из воздуха, из космоса. Вопреки некоторым заблуждениям, отсылает он по большей (и лучшей) своей части к моему ныне покойному дедушке: такой же любитель посидеть, покушать, добрейший и с оптимистичным характером. Вот так с горки упадешь, захнычешь, а он и скажет «не горюй!» или «мужики не плачут», и все моментально проходит.

Арса, например, мы сначала срисовали с моего друга Арсения. В 2004 году мне достали видеокамеру и мы, согласно той моде, взялись за шпионское кино (в 90-х и 00-х кинематограф просто обмазывался всевозможными суперагентами!), где Арс (дворовое сокращение Арсения) был агентом, я Шефом, а такса Ляпис ищейкой. И вот он там искал всякие бриллианты, шоколадные медали и прочие артефакты. Со временем я стал понимать (и это длится до сих пор), что какой-то он пустой персонаж, архаичный. Начал менять форму, типаж, характер в общем, химичить с составом. И скоро все увидят новую, фактически завершенную, интересную и глубокую версию Арса.

Ну и дальше по мелочи подруга Арса, секретарша Маня, срисована с моей школьной любви: она часто оставалась дежурить в старших классах в школьной канцелярии (сидела на телефоне), а я был надомником и в промежутках развлекал ее рассказами про этого самого Арса, пообещав, что однажды впишу ее героиней в историю.

А остальные герои бандиты всякие, злодеи, это уже сплошная комбинаторика из всех моих впечатлений от кинематографа всех времен, жанров и эпох. Но об этом всем сильно позже. Вот уж где будет праздник постмодернистам в поисках отсылок и первоисточников.

—  В твоих дизайнах заметно влияние других мультфильмов. Например, в гангстерах есть что-то от бандюков из «Приключений капитана Врунгеля», сам Арс чем-то похож на «Казаков», особенно мимикой, в парочке персонажей угадывается что-то из времен Hanna-Barbera. Но что больше всего вдохновляет тебя на новые дизайны? Кто из мультипликаторов больше всего повлиял на твое творчество? Какие мультфильмы ты можешь назвать любимыми, как среди старых, так и среди современных?

Когда-то давно я составил себе небольшой концептуальный списочек источников, откуда буду «заимствовать» составные части. А именно: общее настроение от классического «Диснея» и Дона Блата как бы раскачиваясь между ними, как между сладким и горьким, буффонаду у Черкасского (это «Врунгель» и есть), пародийную составляющую и сюрреализм у «Озорных анимашек», «Фриказоида» и Роберта Саакянца, злодейский элемент с его эстетикой у Тима Бертона. То есть намешал всего, что мне нравится, по принципу «вали кулем, там разберем». А иначе и не должно быть, на мой скромный взгляд. Самое опрометчивое, что может сделать начинающий автор это начать вымучивать свой уникальный стиль. Это подрежет твои крылья уже на взлете и ограничит в творчестве.

Стиль, как мне это представляется, не выдумывается, а всегда формируется из множества кусков. Вот ты молодой, начинающий аниматор ты почему сюда попал? Потому, что тебя поразил чей-то фильм, образец чьего-то конкретного стиля, и теперь ты сам хочешь сделать так же. Начинается процесс сначала копируешь, но к этой копирке прибавляются твои личные склонности, темперамент, набор ассоциаций.

Дальше смотришь больше фильмов, кругозор расширяется, и начинаешь подворовывать уже у других, прилепляя по кусочку к уже имеющемуся. Ведь то же изобретение это соединение двух известных вещей неизвестным образом: однажды какой-то гений соединил палку с тряпкой и изобрел швабру. Так и со стилями: происходит естественная мутация, и только спустя много лет формируется свой почерк. Но лично я к этому специально не стремился, и когда мне говорят нечто вроде «о, твой стиль я везде узнаю!», я удивляюсь. Возможно, у меня замылен глаз, но мне кажется, что мой «стиль» пока  это просто «Disney для бедных».

Могу показать на конкретном примере, чтобы было понятнее. Пример того же Давида Черкасского.

Первые его работы явное подражание «Истории одного преступления» Ф.С. Хитрука.

Затем Давид знакомится с художником Раднай Сахалтуевым, их видения соединяются, образуется новое направление анимации! Далее в коллективе «Врунгеля» воспитывается начинающий аниматор Александр Татарский (будущий основатель студии «Пилот»!) и, если взглянуть на его ранние работы, то это просто «Врунгель 2.0».

И только спустя десятилетие, под влиянием тысячи факторов он формирует уже совершенно новый, всем узнаваемый пилотовский стиль совместно с Игорем Ковалевым.

Дальше уже Ковалев уезжает в США, и там под его влиянием вырабатывается стиль компании Claski Czupo с их «Ох уж эти детки!», «Дикая семейка Торнберри», «Реальные монстры» и т.д. Понимаете, какая история?

Из самых-пресамых любимых мультфильмов могу выделить: «Белоснежка», «Питер Пэн», «Врунгель»-«Айболит»-«Остров сокровищ», сборник Саакянца по сказкам О. Туманяна, «Кролик Роджер», «Кошмар перед Рождеством», «Аладдин» и «Суперсемейка».

—  А как ты относишься к классическим слэпстикам, вроде «Тома и Джерри» или Looney Tunes?

  Я с ними ознакомился уже в самый разгар работы над сериями, т.е. очень поздно. В детстве видел их мало и, скажу честно, меня не цепляло. Но это были серии Чака Джонса, а он и сейчас для меня какой-то трудный. А вот, увидев коллекцию самого Текса Эвери, я искренне восхитился его изобретательностью! Увидел некоторые моменты, которые адаптировал во «Врунгеле» Давид Яныч. Но для меня лично они имеют несколько меньшую ценность, чем «Дисней» тех же лет. Почему? Потому что сам я тяготею к большим историям к классике, к морали, а Эвери больше такой... хулиганистый, он скорее балагур. Это отдельный, уникальный талант! И я его иногда с любовью пересматриваю, когда надо раскрутить фантазию на предмет чисто буффонадных гэгов, т.е. он для меня как незаменимое пособие по части визуальной комедии.

—  Твои мультфильмы во многом напоминают советские, они словно из другого времени. Как тебе удалось добиться такого эффекта? Можешь рассказать, каким образом рисуешь?

Мне правда кажется, что это я сам из другого времени, и не могу сказать, что меня это сильно радует. Но что есть, то есть. Раз не удается подстроиться под моду, остается только вводить ее. Как это сделать? Объемами, лавиной. К этому мы и идем, к организации студии нового типа, которая зальет океаном широким наше инфопространство. Идея кажется фантасмагоричной, но это напрямую связано с вопросом об «образе рисования». Работаем мы по особой технологии, как бы пропускающей процесс раскадровки, аниматику, заготовки цветовых ключей, некоторую часть фазовки и еще ряд скучных технических мелочей. Все эти этапы есть, без них никуда, но они объединены между собой, рационально вшиты в уже имеющиеся процессы. Это сложно объяснить на пальцах, сейчас пытаюсь книжку об этом дописать.

—  Можно сказать, что «Секретные приключения Арса» — это такой шпионский комедийный боевик с карикатурными злодеями и кучей «мультяшных» ситуаций и жанровых приемов. Однако большинство современных мультфильмов пытается приблизиться к реализму, применить к мультфильмам как можно больше физических законов реального мира. Как думаешь, есть ли сейчас спрос на такие «мультяшные» проекты или же это гиблое дело?

Думаю, спрос можно создать искусственно, если форсировать распространение такой анимации «сверху», но это мало что даст. Ведь Арс для меня это «испытательный полигон» для технических приемчиков, для гэгов и всего такого. Т.е. я изначально задумывал его безыдейным и несколько архаичным, чтобы он и спустя 20-30 лет смотрелся вне времени. Это что касается нынешних серий, но сейчас мы разрабатываем перезапуск, который будет называться «Секретная команда Арса». И вот там-то уже ждите слоеный пирог из смыслов, жирных аллюзий, отсылок, цитат в этом смысле будет холестериновая бомба. Так что сейчас я решил попробоваться «нырнуть в глубину», но раскрывать деталей по понятным причинам не спешу.

—  Почему ты решил найти свой метод анимирования персонажей? Почему отказался от традиционных? Безусловно, твой метод дает быстрый и хороший результат, но все еще остаются огрехи. Отсюда вопрос не лучше ли потратить больше времени, используя традиционные методы, и приблизить результат к идеалу?

Наш метод вполне традиционный, просто в нем много «срезанных углов». Да, огрехи есть и значительные, но это проблемы не метода, а меня как недостаточно опытного аниматора. Если нормальный профессионал возьмется за дело по этой системе, думаю, результат сразу станет лучше. К слову, я себя аниматором-то и не считаю на 100%. Я режиссер, а анимировал все это время только по вынужденным обстоятельствам за неимением бюджетов, команды и т.д.

Я всегда хотел быть режиссером большого игрового кино, а не анимации, и давно мечтаю о фильмах в технологии motion capture, вроде тех, что ставил Земекис. В этом формате просто идеально было бы ставить Кощея…

—  Если посмотреть твой самый первый мультфильм и последнюю работу, то на лицо огромный прогресс. Но если развитие твоего метода рано или поздно упрется в потолок, будешь ли ты переходить на какой-нибудь Toon Boom, связку фотошопа и Adobe After Effects, или вообще на Unity или Blender?

Сначала мне надо завершить ряд текущих задумок, а их немало. В визуальной части я далеко и не стремлюсь, ведь формы анимации на сегодня уже практически все открыты. Меня интересует одно как можно скорее и полнее раскрыть те истории, которые не дают мне покоя уже много лет, а уж каким образом это делать вопрос вторичный. Я по натуре результатник, а не процессник. Говоря о каменном заду, я не хвастался, а жаловался мне это дается с огромным трудом. Мне только ресурсы дай, шашку в руки и вот тогда-то узрите чудеса, а пока все сравнительно скромно.

—  Ты уже имел дело с каналом 2х2, будешь ли снова пробовать пробиваться на телевидение? На каких условиях ты бы стал заниматься разработкой мультсериала для ТВ? Каких мультфильмов не хватает на современном телевидении?

На текущий момент на телевидение мои проекты никто не пустит, надо отдавать себе в этом отчет. Кому нужны новички без связей, толкающиеся возле давно поделенной кормушки. А над чужим работать не могу в принципе слишком много своих замыслов. Даже мысль допустить такую не в силах.

Не хватает мультфильмов разумных, добрых, вечных. Таких среди наших, на ТВ и больших экранах, я сегодня не видел ни одного (подчеркиваю), так что исчерпывающе на этот вопрос предпочел бы ответить не словом, не спорами, а посредством своих работ.

—  Трейлер «Кощея Бессмертного» выглядит очень достойно, а для любительской анимации так и вообще шикарно. Почему решил взяться за русские сказки? Сколько вы над ним работали? Кто в этом участвовал? Можешь подробнее рассказать о процессе анимации, о софте, фазовках, перекладках и т.д.?

Над тизером Кощея мы трудились где-то месяца три. Взяться решили потому, что уже накипело. Эту тему насилуют уже столько, что хочется взять ее, поднять, отряхнуть от всех маленьких Шреков, которые на нее налипли и выставить тем, чем на мой скромный взгляд она должна быть большой эпической картиной с глубокими персонажами, искренним юмором, добротой, моралью и монументальной музыкой наших классиков. Мои ближайшие ориентиры «Кощей Бессмертный» 1944 года и «Илья Муромец» 1956-го.

Процесс фазовки и прочие очень долго и нудно описывать, я об этом пишу в книжке сейчас. Если в двух словах, то я заготавливаю черновой макет каждой сцены: набросок задника (декорация), ключевые позы персонажей (мизансцена) и далее отправляю набросок фона Саше Трушиной вместе с цветовым референсом, из которых она создает что-то невероятно красивое, а сам обвожу ключевые позы, фазую промежуточные, заливаю цветом, накладываю на готовый задник, кладу эффекты и так далее. С фазовкой наиболее длинных и трудоемких сцен помог Кирилл Антонов (он же Кирумо Кэт). Ну а потом все это оформил по шумам Слава Никитин, наш звукорежиссер и актер озвучания. Теперь благодаря ему, наш Арс наконец-то зазвучит профессионально и в народе будет меньше лопнувших перепонок, как это бывало, пока всем занимался я один, в том числе и звуком.

—  Кого из наших или зарубежных аниматоров-любителей ты мог бы назвать своим кумиром? Ну, или хотя бы сносным и умелым аниматором? С кем бы ты хотел поработать? Возможно, хотел пригласить какого-нибудь конкретного актера озвучки или художника?

Из аниматоров это, несомненно, все мои знакомые Юля Лис, с ее удивительными и жизнеспособными идеями, стилем, Еремей Черевко (ErCh), такой же монстр, и, наверно, художница Аня Белышева с ее комиксами, у которой группа «Каляки толстого кота».

А насчет озвучания у меня тройная несбыточная пока что мечта: чтобы Кощея озвучил Константин Райкин, Хоттабыча вновь озвучил бы Михаил Боярский, а бабу Ягу озвучил бы голосом Георгия Милляра пародист Андрей Цивилев.

Почему несбыточные?

  • На Райкина у меня пока нет денег (как в общем-то и ни на что пока, в фонды мы еще не обращались, работу начинаю своими силами),
  • Аналогичная ситуация с Боярским, усугубляющаяся тем, что Хоттабыча мы сможем начать гораздо позже, после Кощея, наверно (можно, конечно, заранее фонограмму записать, но см. пункт 1),
  • А Цивилева я видел только пару раз в шоу пародистов и как его отыскать вообще понятия не имею, но Милляр у него 100%-й!

—  Кто сумеет убедить человека купить бутылку молока, кот Борис или кот Матроскин?

Матроскин, наверно. Борис, во-первых, сам все выпьет, а во-вторых, зачем ему кому-то что-то доказывать? Он и так уже Борис.

—  Что стоит ждать от тебя в ближайшее время? И какие у тебя планы на далекое будущее?

«Разве я похож на человека, у которого есть план?». Шучу, в настоящее время я скооперировался с фантастическими ребятами из Shovel Show Animation, и вместе мы бросаемся в бой. Запланированы на канале «АнимАрс» и сторитаймы, и видосы на разные темы, и туториалы по анимации, и новые серии Арса, а главное «Кощея» буду по кусочкам пилить еще несколько лет. После него очень хотел бы поставить полнометражную космическую сказку по Толстому «Аэлита: закат Марса», полнометражных Хоттабыча и Арса.

—  Что посоветуешь начинающим самоучкам?

Айда к нам в добровольцы. Платить не платим, но, если есть желание, задатки и каменная задница, научим всему, что знаем в итоге либо сможете так же, как я, либо сможете вполне вольготно устроиться на любую крупную студию. Но прежде обязательно просмотрите ознакомительное видео «Какой будет Российская анимация через 10 лет?».

Дерзайте, и о ваших работах расскажет
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО