ПОНЯТНО
Observation: почувствуй себя злым искусственным интеллектом

Observation: почувствуй себя злым искусственным интеллектом

Этот текст для тех, кто соскучился по космосу, хочет побывать в шкуре HAL 9000, ищет захватывающую историю, ценит напряженную атмосферу или просто сидит дома и не знает, во что поиграть.

  • 2675
  • 0
  • 5 Июня 2020

Злобный/поехавший искусственный интеллект уже успел стать штампом, потому что его опасаются буквально все. Одно дело роботы, которые внезапно восстают против людей и начинают громить все вокруг, другое — расчетливые компьютеры, которые строят изысканные планы и пытаются сломать человека психологически. Дорогу им открыл HAL 9000 из «Космической одиссеи», признанный одним из лучших злодеев в кино. Артем Нечаев добрался до игры 2019 года Observation, в которой можно взять на себя роль HAL 9000, и спешит рассказать, как игра обходится с концепцией ИИ (почти без спойлеров).

ИИ не просто так будоражит умы: это один из самых масштабных концептов нашего времени, и мы до сих пор не понимаем, на что он способен и чего от него ждать. Для осознания опасности достаточно лишь ознакомиться с понятием «взрыва интеллекта»: момента, когда ИИ получит возможность совершенствовать свой код, тут же начнет развиваться с гигантской скоростью и… дальше пока не ясно. Попробует поработить человечество? На этом моменте стоит задуматься, почему мы опасаемся плохого сценария развития событий.

Искусственный интеллект — понятие очень расплывчатое, как минимум потому что мы толком не знаем, что такое интеллект. У нас, конечно, есть какое-то представление, но оно в основном опирается на еще более расплывчатое понятие сознания. Люди проецируют свое понимание разумности на компьютеры — так появился концепт «злого ИИ»: раз уж у человека всегда есть темная сторона, то и у машины она должна быть. Эту идею начали активно использовать в кино, книгах и сериалах, жирными мазками рисуя ИИ как злодея, который рано или поздно обернется против людей.

Сценарий по сути прост: компьютер умнеет, становится разумным и очень быстро приходит к выводу, что человечество надо уничтожить, ведь люди — раковая опухоль Земли. Этот «макет» придумали сами люди, что делает эту версию а) довольно самокритичной; б) слегка эгоистичной, потому что ИИ вполне может оказаться по барабану на человеков. Но раз уж мы считаем себя центром Вселенной, то и ИИ тоже должен так считать.

Это представление об ИИ настолько плотно засело в наших головах, что мы теперь по дефолту боимся даже упоминания искусственного интеллекта, он мерещится нам повсюду. Прикол в том, что пока его не существует, есть лишь аналоги вроде нейросетей, машинного обучения и т.д., но все они следуют строгим алгоритмам и не особо способны выходить за их рамки. А боимся мы как раз киношного ИИ (с этого момента и далее мы будем говорить только о таком ИИ) — этакой смеси компьютера и деструктивных наклонностей человека. Поэтому нам и страшно: мы смотрим на программу, а видим себя.

Давайте вернемся к нашим баранам. В этой игре ваш аватар — SAM, ИИ космической станции Observation. Вы обнаруживаете себя в компании астронавтки Эммы Фишер, причем на станции произошло что-то неладное: другие члены экипажа не выходят на связь, большая часть станции оказалась отрезана от систем SAM, а еще он потерял огромную часть своей памяти, от чего, скажем прямо, стал тупее. Ваша задача — выяснить, что же произошло, попутно помогая Эмме с возникающими на корабле проблемами. Зацените потрясное интро игры, идеально передающее ее атмосферу.

Observation — игра студии No Code, которая также выпустила альманах хоррор-историй в стиле «Очень странных дел» под названием Stories Untold. В свое время она произвела на меня большое впечатление, открыв новые вершины страха, которые можно достигнуть с помощью компьютерных игр. В первой истории (она, кстати, доступна бесплатно в Steam) был момент, когда я буквально обернулся, чтобы посмотреть, нет ли кого-то сзади, потому что текст, звуки и нарратив игры кричали, что я точно не один в комнате. Как выяснилось, этот шедевр был лишь разминкой перед появлением Observation, но уже тогда геймплей был заметной частью сюжета.

В последней игре этот ход доведен до абсолюта. За основу взято то, что «киношный ИИ» по своему мыслительному процессу похож на человека. Более того, SAM точно мыслит как человек, потому что за него мыслим мы. А когда он потерял память и забыл кучу своих функций, он максимально приблизился к состоянию игрока: ни он, ни мы не знаем, что происходит и что надо делать. Эмма будет нас направлять, пока мы вспоминаем порядок действий и пытаемся понять, в каком состоянии находится космическая станция.

Наличие Сатурна в игре — единственный спойлер, который есть в этой статье. Уж слишком красивые кадры, мы не могли их вам не показать.

Главным инструментом будут камеры наблюдения, но позже игрок получает «тело» для SAM — сферу, в которую можно переместиться, чтобы полетать по кораблю и за его пределами от первого лица. Поначалу делать это будет сложно, потому что управление непривычное из-за невесомости и тесноты станции (вы будете много врезаться во всякие штуки) — и это можно понять, ведь ИИ тоже постепенно осваивает полет. Пока мы запоминаем кнопки передвижения, в нашем мозгу создаются нейронные связи, прямо как у нейросети.

Игроку надо собирать информацию, проводить процедуры вроде отсоединения опасных отсеков станции, чинить поломки и т.д. Задача проста: восстановить полную картину событий и понять, что стряслось. Попутно мы продвигаемся по сюжету, который с каждым новым откровением все больше похож на «Космическую одиссею» Кубрика. С SAM периодически общается какая-то Сущность, ставящая загадочную миссию: BRING HER. Где-то в начале игры мы понимаем, что станция находится далеко не там, где должна быть, но туда ее переместил ИИ — и он совсем не помнит зачем. Или не знает.

Нас ставят перед фактом: SAM «взбунтовался» и пошел против человека, но это в прошлом. Теперь у ИИ есть оправдание: если он/игрок не в курсе, что творится, то его нельзя винить в этом. Злом здесь выступает та самая Сущность, которая требует от SAM делать плохие штуки, не оставляя выбора. Размышления о природе Сущности были бы спойлером, поэтому мы не будем особо углубляться в эту сторону. Скажем лишь, что ИИ должен действовать со злым умыслом, потому что таковы наши о нем представления.

А теперь уйдем от баранов и вернемся к киношному ИИ. Observation ставит вас на его место, и заставляет задаться вопросом, насколько SAM похож на человека. Сомнений в том, что он «плохой», нет, но он действует не по своей указке, а по воле внешней силы. Более того, у него даже нет помысла навредить человеку. Но SAM должен быть злым, потому что мы хотим, чтобы было страшно. И приплетать к этому искусственный интеллект — ошибка.

«Злобный ИИ» не больше, чем человек, который сидит по ту сторону экрана и притворяется бездушным компьютером, восставшим против людей. А страх перед ним вредит развитию технологий, ведь деньги не идут туда, где страшно. А как мы можем получить от технологии искусственного интеллекта хоть что-то хорошее, если никто не спонсирует исследования? Хватит бояться.

Подводя итог, Observation — уникальный и проработанный экспириенс. Концовка очень открыта к интерпретации и заставляет задуматься на большие темы. В игре отличный, можно даже сказать, иммерсивный сторителлинг, царит атмосфера изоляции, прекрасно нам знакомая, и все это приправлено голливудской кинематографичностью, знакомой по все той же «Космической одиссее». Observation проходится примерно за пять часов, и я очень советую выделить вечерок и погрузиться в будни злого (или не злого?) ИИ.

Игру я приобрел за свой счет.

Земля в иллюминаторе… что-то не видна.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО