ПОНЯТНО
Как автор «Ванпанчмена» оказался героем собственной манги

Как автор «Ванпанчмена» оказался героем собственной манги

«Ванпанчмен» у всех на слуху, как сатирическое аниме, которое настолько же эпичное, насколько смешное. Но что, если его смысл еще глубже? Разбирается Илья Гринберг.

  • 8188
  • 15 марта 2020

Мы безумно (БЕЗУМНО!) любим «Ванпанчмена». Во-первых, это крутая деконструкция манги/аниме и супергероев. Во-вторых, он хорошо работает как метафора современности (на многих слоях, это мы еще раскроем подробнее). В-третьих, «Ванпанчмен» невероятно смешной вообще на всех уровнях.

Немного о сюжете, если вы не в курсе: главный герой по имени Сайтама геройствует в собственное удовольствие и убивает всех монстров с одного удара. Причем до того, как он обрел знакомый фанатам вид и силу, Сайтама даже сам обмолвился, что с детства мечтал выносить злодеев вроде человекомонстрокраба с одного удара. Что же, его мечта сбылась. Один удар, и любой монстр оказывается повержен — каким бы большим он ни был, какими бы способностями не обладал, какие бы пафосные речи не толкал.

Это становится главной болью Сайтамы. Согласитесь, герой, побеждающий всех одним ударом и по причине этой же силы практически неуязвимый, — звучит как крайне скучный персонаж (да, Супермен?).  Но «Ванпанчмен» оказался невероятно успешным!

«ПРОКЛЯТЬЕ!! СНОВА С ОДНОГО УДАРА!»

Манга насквозь пропитана юмором — ситуативные шутки, насмешки над жанром, героями, которые перед битвой представляются и рассказывают свою предысторию. Сайтаме все это неинтересно, он потерял волосы и эмоции, которые испытывал при первой битве. Любой пафос разбивается об отражение в его лысине. При этом ожидания читателя постоянно подвергаются сомнению. Со временем Ванпанчмен даже отходит на второй план — это необходимо для расстановки сил, чтобы показать каждого персонажа.

Это словно лестница силы, по которой ведут читателя, чтобы он смог оценить по-настоящему невероятную мощь. Ожидания завышаются, могущество монстров проявляется невероятным и безумным образом. Но если вы думаете, что сейчас-то появится капелька пота на лысой голове, — вас ждет облом. Сайтама выносит всех с одного удара.

Панели в манге традиционно читаются справа налево, помните об этом (но страницы мы расположили слева направо).

Сам себя Сайтама характеризует как геройствующего в свое удовольствие — hero for fun. Постепенно история обрастает странным миром. Например, появляется геройская ассоциация. Но героя мало что интересует, кроме поиска достойного соперника. Людям он, конечно, помогает, потому что как иначе? Но это не первоочередная цель Сайтамы.

Но тут возникает важный вопрос: а что важнее для героя, спасать людей или побеждать монстров? Достаточно ли ты силен, чтобы устранить прямую опасность, или же необходимо применить свои силы для помощи в эвакуации? А может речь вовсе не о героях с монстрами?

Тут следует сделать небольшое отступление и рассказать про оригинальную веб-мангу и ее автора, скрывающегося под псевдонимом ONE.

Сравнивать мангу и аниме неинтересно. Их события, а порой и целые сцены, практически идентичны. Сравнение двух сезонов аниме чуть любопытнее, они созданы разными студиями, что накладывает свой отпечаток. Но самый сок в том, как взаимодействуют веб-комикс и манга.

Несмотря на невероятную популярность One-Punch Man и Mob Psycho 100, автор веб-манги ONE почти неизвестен. Оба веб-комикса получили полноразмерные адаптации. А создатель остается неизвестным художником манги. Причем непрофессиональным. Рисовать мангу ONE начал еще в школе, но до публикации «Ванпанчмена» онлайн он вообще никому не показывал свое творчество.

В его окружении никто не рисовал мангу, что заставляло стесняться своего увлечения. Эту же привычку он сохранил в университете. Однажды его родители увидели блокнот с мангой и оказались недовольны, к тому же ONE опасался, что его работы будут высмеивать.

Вышло так, что он изрисовал около пятидесяти блокнотов с мангой. Ему было приятно хранить их как запретный плод, а из-за опасения критики ONE просто никому не показывал свою работу. Клубы для художников манги его не привлекали. Самого «Ванпанчмена» художник начал создавать просто для того, чтобы развлечься.

Это страницы веб-манги ONE.
Посмотрите, как все нарисовано — а он много рисовал. Верьте в себя!

Короче, можно сказать, что он manga artist for fun — рисует мангу сам для себя, избегает клубов с художниками. Делает, что хочет, потому что ни от кого не зависит. Кого-то напоминает, да?

Именно такой же главный герой Сайтама — он hero for fun, герой сам для себя. В детстве смотрел аниме про борцов с монстрами и хотел стать таким же. Про существование ассоциации героев (которая появилась благодаря ему — одна из невероятно смешных шуток манги) он узнает только спустя 3 года, да и то от другого человека.

Даже самого себя ONE рисует примерно, как Сайтаму — эдакое яйцо с лицом, гладенькое и лысое. Он не особо врубается в пафосные речи и популярность, потому что суть героя не в этом. Задача настоящего героя спасать людей, что часто обыгрывается и напрямую говорится в манге. Точно так же задача автора манги (аниме, комикса, любого другого произведения) — не стремиться к получению наград, большой зарплаты или признания.

При продолжительном чтении манги, помимо невероятно эпичных сцен, перерисованных Юсуке Муратой, перестаешь ассоциировать Сайтаму с супергероем. Вокруг него все носятся с геройскими рангами, популярностью, выяснением, кто же из них сильнее. Интриги, сражения, формирование геройских группировок — все это главному герою неинтересно.

Неважно как много монстров он победил, ему просто невероятно скучно!

Представьте, что вы пришли на новую работу в незнакомый рабочий коллектив. Вас больше интересует распродажа в магазине (на испытательном сроке платят неполную зарплату, так еще и не подключили к системе аванса, зарплаты ждать месяц), но вокруг творятся какие-то интриги. С бухгалтерами просят не спорить, а начальник не терпит футболок с принтами. А вам хочется просто сидеть дома и смотреть мультики.

Вроде справляетесь с работой, но кто об этом знает, помимо вас? Возможно, не с одного удара, но вы выполняете задачи, которые на вас падают. Но не получаете вообще никакой обратной связи и не можете понять, справляетесь с задачами или нет. А вы вообще делаете, что следует? Занимаетесь, чем хотите? А эта вещь — именно то, к чему вы стремились, или что-то пошло не так?

Сайтама никогда не хотел работать продавцом, он хотел побеждать монстров!

Наверно, самое привлекательное в истории Сайтамы — это невероятная жизненность всех ситуаций, даже с несколькими слоями небывалых событий. Но вот все монстры убиты одним ударом, а делать-то что? Зачем все это?

Один из основных вопросов серии: талант определяет человека или же ежедневные тренировки? Самое печальное, что на это нет ответа. Можно обнаружить неожиданный талант. Например, понять, что вещь, которая дается вам невероятно легко, почти неподвластна другим. Равным образом вы удивляетесь, как окружающие умудряются делать что-либо без каких-то усилий.

«Ванпанчмен» только на первый взгляд кажется невероятно эпичной сатирой на аниме (стоит отдать должное, выглядит все К Р У Т О). За ним скрывается нечто большее, а со схематичным лицом Сайтамы настолько легко ассоциироваться себя, что после нескольких глав начинаешь сам скучать от всех этих битв, соревнований и измерений силы. Тоже хочется получить ответ на вопрос, который ищет главный герой. Но пока не нашел, и найдет ли?

А вы что делаете с одного удара?
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО