ПОНЯТНО
«Ванпанчмен»: как сделать крутую мангу, не умея рисовать

«Ванпанчмен»: как сделать крутую мангу, не умея рисовать

Сайтама настолько силен, что даже манга о нем с первой же главы прописала себе почетное место в японской поп-культуре (и не только). Анастасия Шабловская разбирается, как это работает и сколько надо тренироваться, чтобы прославиться.

  • 14495
  • 0
  • 31 Марта 2020

Манга о Ванпанчмене развивалась по сценарию, близкому и понятному ее главному герою. Жил-был простой парень, написал одну главу комиксов с безумным сюжетом — и сразу в дамки. Но так ли все просто? И нет ли в этой истории подвоха с сотней приседаний в день?

2009 ГОД: ВАНХАЙПМЕН

20-летний мангака (известный как ONE) ради фана и саморазвития публикует единственную главу веб-манги про примитивно нарисованного лысого парня, который с одного удара может замочить кого угодно. И на следующий день просыпается знаменитым, как котик в TikTok.

Кто-то залипательно перерисовывает страницы манги в подтверждение народной любви к ней.

ПО ЛЕГЕНДЕ

Согласно легенде, ONE вообще не собирался придумывать серию, совершать революции и входить в анналы за счет манги. Он просто ковырял софт для создания манги в Manga Studio, а в качестве препарируемого кролика необходим был максимально простой сюжет. Но людям зашло, поэтому начинающему мангаке пришлось развивать историю.

Но это звучит как история успеха кого-то из инфоцыган. Мы же понимаем, что даже если купить самое крутое анимационное приложение за 499 рублей в месяц, вряд ли получится повторить успех нашего Ден-директора с его оживающими домами, не то что Ванпанчмена. Потому что хорошая идея на долгих дистанциях всегда переигрывает качество исполнения.

Кстати, ONE утверждает, что рисунок — это тоже фича, которая совсем не связана с недостатком таланта. Тем не менее, от главы к главе она заметно улучшается, что раскрывает тайну: похоже, автор просто постепенно учится рисовать. Особенно наглядно это при сравнении «Ванпанчмена» и более поздней манги автора — Mob Psycho 100.

«Ванпанчмен»
«Моб Психо 100»

ПО ФАКТУ

Судя по интервью ONE, чудо все же было закономерным результатом поступательных усилий. По его собственным словам, к успеху парень шел со школьных лет. В те далекие времена он прочитал всю мангу, существовавшую в свободном доступе, изрисовал комиксами больше 50 блокнотов. Причем идеи были не менее достойные: например, одного из супергероев звали Middle-Aged-Man Man, то есть Чуваксреднихлетмэн. Но — спасибо родителям — ONE был уверен, что он — прирожденная бездарность, а мангака — это не работа.

Все как в учебнике по детской психологии: показал рисунки маме с папой, те не впечатлились (совсем), после чего ребенок избегал любых мыслей о профессиональной деятельности с уклоном в комиксы, а тематический школьный клуб обходил стороной (да, у них в школах бывают официальные клубы любителей манги, а не вот это все). До тех пор, пока не узнал о волшебном мире веб-комиксов.

В общем, свои суперсилы парню приходилось скрывать, что позже отразилось на сюжете его же манги «Моб Психо 100», где главный герой тоже предпочитает не афишировать своих талантов, чтобы не показаться опасным или просто не таким, как все. ONE даже сейчас не «в тусовке»: новые главы «Ванпанчмена» он выкладывает на собственном сайте.


ONE:

«Я просто хотел попробовать нарисовать веб-мангу, так все и началось. У Weekly Shonen VIP существовало сообщество Toshanai, где все постили свои работы. Ну и я тоже решил попробовать. Купил компьютер и кое-какое оборудование, чтобы рисовать цифровые рисунки, нарисовал 15 страниц и впервые залил их на сайт — это была первая глава «Ванпанчмена». Я не собирался продолжать и просто запостил ее в открытом доступе, вообще не думая, что будет дальше. Но, видимо, из-за того, что в названии было написано «глава 1», отклик был огромный… ну ок, не огромный, но вполне достойный. Тогда-то я и подумал, что можно придумать продолжение, и сел прорабатывать развитие истории.

Сюжет я сделал таким, какой не отказался бы прочитать сам. А я на тот момент уже читал очень много манги в жанре сёнэн, и больше всего мне всегда нравились истории со сражениями. Если обобщить, все они — о становлении, то есть в последней главе главный герой становится сильнее всех и живет долго и счастливо. Вот я и подумал: «А если начать с того, что главный герой уже всего добился?» Это и стало отправной точкой».


2012 ГОД: ИСТОРИИ В ДЕТАЛЯХ

Вот на этом этапе некоторый намек на чудо все же произошел. Известный художник и мангака Юсукэ Мурата натыкается на «Ванпанчмена» в интернетах и понимает, что именно для этого вырос иллюстратором. Он написал автору предложение бомбануть перезапуск в традициях Голливуда: с тем же сюжетом, но новой графикой и актерами получше.

ONE очень удивился, но согласился. Так в свет вышел ремейк манги, вопреки всем теркам Юсукэ с работодателем, которому он обещал не изменять (у Мураты был эксклюзивный договор с Weekly Shonen Jump).

Арки остаются те же, а вот рисунок эволюционирует как покемон: из примитивных картинок вырастают максимально детальные иллюстрации, с ощутимой динамикой и постановкой кадра «как в кино». Есть даже раскадровки, позволяющие почти уже смотреть мангу, а не читать.

Естественно, реалистичными становятся и все персонажи. Кроме одного: сколько Юсукэ не применял на Сайтаму свою магию, это не работает. Лысый парень остается крутым только в изначальной примитивной рисовке, подчеркивающей, насколько этот парень не готов лишний раз трепыхаться ради монстров и всей этой фигни со спасением мира.

Сюда же можно приписать модную сейчас мысль, что внешность — не главное, а силушка настоящего героя не в латексном костюме с развевающимся плащом. Но, если откровенно, вряд ли авторы имели это в виду.


Юсукэ Мурата:

«Я был подписан в Твиттере на художника под ником Akkiman [нарисовал кучу игр и аниме, в том числе, например, рисовал Street Fighter II], и когда в его блоге увидел упоминание „Ванпанчмена“, то очень расстроился. Потому что мангакой становился, чтобы нарисовать что-то в этом роде. В то время у меня был некоторый кризис с карьерой: из-за меня дела с мангой Donten Prism Solar Car шли не очень. За что извиняюсь перед ее автором Ясуо Отагаки: можно точно сказать, что я доставил кучу неприятностей и ему, и читателям. Я тогда просто рисовал иллюстрации к заданным сюжетам. Но разве моя работа не в том, чтобы передать очарование персонажей? […] Я сразу же отправил ONE предложение встретиться и в лоб заявил, что хочу работать с ним».


Споры о том, чей вариант «Ванпанчмена» круче, не утихают уже восемь лет. Но автором сюжета продолжает числиться ONE, а различия заключаются в основном в более развернутых историях второстепенных персонажей. Так что объективную критику можно применять только к визуальному воплощению. Хотя не переведутся люди, уверенные, что цифровой «Ванпанчмен» вообще не канон, так как в нем слишком мало Сайтамы и слишком много всех остальных).

По факту, основные претензии можно объединить в три блока: 

НЕ ТЕ ПЕРСОНАЖИ

Для многих героев переход в цифру действительно не прошел бесследно. Например, Соник у многих вызывает подозрения своими слишком обтягивающими штанами и округлим бедрами. Подобные вопросы есть и к Тацумаки, которая вообще-то перестала расти и должна бы напоминать ребенка, а не воплощение грязных фантазий. 

Тацумаке: до и после
Соник: до и после

НЕ ТА ДИНАМИКА

Мы очень лояльные, но тут согласиться не можем. Спорить с тем, что ONE умеет очень точно передавать движение даже своими неровными линиями, мы не планируем. Но у Мураты свои фишки. Возможно, они слишком академичные, вроде все того же киношного разложения сцены на кадры. Но они работают, с этим трудно спорить. Не говоря уже о том, что многие кадры вообще перенесены практически без изменений.

ВСЕ НЕ ТО

Настоящего олдфага не взять красивой картинкой: ему подавай атмосферу без фантиков и красивой обертки. Чтобы как с языком программирования С никаких красивостей и надстроек, зато с возможностью обращаться напрямую к мозгу. И тут олдскульный «Ванпанчмен», конечно, выигрывает. Но приходится признать, Мурата смог создать свою атмосферу, которая не может проигрывать или выигрывать,  она просто другая.

ONE
Юсуке Мурата

2015 ГОД: ДВИЖУЩИЕСЯ КАРТИНКИ

Наконец-то появляется аниме, и «Ванпанчмен» становится доступен тем, кто не в состоянии осилить мангу. Рисунок близок к Мурате, но большинство фанатов все равно оказались немного расстроены, потому что манга лучше. В аниме потерялась атмосфера, не так щедро сочится сарказм, а сражения могли бы быть и помасштабнее.

Впрочем, даже недовольные сходятся на том, что студия Madhouse, изначально занимавшаяся экранизацией, сделала все, что в ее силах. Просто сил у нее не так много, как хотелось бы (они, прямо скажем, не самые мощные ребята на этом рынке). А через четыре года выходит и второй сезон аниме, уже от студии J.C.Staff.

Кстати, в аниме нормальное такое количество отсылок к раннему рисунку.

А если вам ближе манга, то ее на русском языке официально выпускает издательство «Азбука»: большие классные книги в твердом переплете (уже семь томов вышло!).

РЕЦЕПТ УСПЕХА В ОДИН КЛИК

Если подвести итоги, рецепт написания хитового аниме получается не таким уж простым и волшебным. Но мы постарались уместить его всего в пять шагов.

  • 10 лет читать все, что написано до вас;
  • Исписать минимум 50 блокнотов неудачными идеями, получить психологическую травму и уверенность в полной своей некомпетентности;
  • Купить все необходимые девайсы, нарисовать очередные 15 страниц манги без надежды на успех;
  • Наконец-то получить хоть какой-то отклик и решиться продолжать, не думая, что плохо рисуешь, и не решаясь раскрыть свое имя;
  • Вас заметил крутой иллюстратор, вы известны во всем мире и вас показывают на главном анимационном телеканале России! Мишн Комплитед.

В общем, приседать по 100 раз все же придется.

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО