ПОНЯТНО
Защищаем гендерный дисбаланс в мультфильме «Вперед»

Защищаем гендерный дисбаланс в мультфильме «Вперед»

Весна приносит много интересного и вдохновляющего, в числе этого всего — новый мультфильм Pixar. Наш редактор Наташа Лобачева сгоняла на предпоказ, хорошенько поревела на нем, потом задумалась, почему вообще так случилось, и написала много букв об этом. К слову, эта Наташа — автор и читаемой вами статьи тоже. И я хочу еще немного поговорить о мультфильме «Вперед».

  • 3238
  • 0
  • 4 марта 2020

Весна приносит много интересного и вдохновляющего, в числе этого всего — новый мультфильм Pixar. Наш редактор Наташа Лобачева сгоняла на предпоказ, хорошенько поревела на нем, потом задумалась, почему вообще так случилось, и написала много букв об этом. К слову, эта Наташа — автор и читаемой вами статьи тоже. И я хочу еще немного поговорить о мультфильме «Вперед».

Недавно в интернете начало появляться достаточно много материалов по пиксаровской премьере, среди которых был интересный текст о фемоптике в мультфильме: на сайте Kimkibabaduk опубликован материал о том, как отсутствие женских персонажей среди главных героев помешало проникнуться кинокартиной.

Достаточно подробно автор описала в своем тексте те моменты, где сюжет мог бы пойти иначе и выдвинуть на передний план одну из героинь, но почему-то вновь и вновь передавал эстафету мужским персонажам. Но вот у меня в голове таких «почему» нет. И при просмотре, и после него, и даже при прочтении рецензии коллеги я понимаю экосистему мультфильма, и в ней нет триггеров. И сейчас я поделюсь своим мнением.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК ГЕНДЕРНО РАСПРЕДЕЛИЛИСЬ СИЛЫ ВО «ВПЕРЕД»?

ВАЖНО: ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ. НУ ТАК И МУЛЬТФИЛЬМ УЖЕ В ПРОКАТЕ, МЫ ВАС ВЕЧНО ЖАЛЕТЬ НЕ БУДЕМ.

Советуем посмотреть трейлер, причем первый, чтобы понять, в чем заварушка:

Рассмотрим несколько ключевых поворотов, где, возможно, вам бы захотелось отдать лидерство женским героям. Первый момент: в самом начале истории рассказывают, что отец умер, а мать одна воспитывает двух эльфов Иэна и Барли. Во время занятий аэробикой она говорит, что хотела бы быть настоящим героем, но для мальчиков идеал — отец. И это достаточно логично: мать рассказывает о нем только хорошее, чтит память и сама выставляет его героем. И если Барли видел его в совсем раннем возрасте, то Иэн знает про отца только по семейным рассказам и кассете с записью его голоса. Легко идеализировать человека, когда не знаешь его лично.

Второй момент: почему вообще два брата, а не брат с сестрой или две сестры? Это связано с личной историей самого режиссера Дэна Скэнлона, который как раз и вырос без отца, но с братом. И сделать из такого жизненного опыта, вызванного грустными, но неподвластными обстоятельствами, добрый мультфильм, который заставляет плакать и задумываться, — хорошая идея. И то, что это два брата, никак не мешает сопереживать главным героям (если, конечно, у вас хоть как-то развито чувство эмпатии).

Еще один момент: в самом конце герои сражаются с выпущенным драконом, где у матери Лорел появляется возможность победить агрессивное существо, но в последний момент инициативу перехватывает Иэн. Это достаточно логично, ведь вся история изначально крутится вокруг двоих братьев, и побеждать в каждом ключевом моменте мультфильма — это их миссия, а не Лорел.

Кроме того, давайте не забывать про Мантикору — полульва-полускорпиона. Изначально она была храбрым воином по квесту, который изучал Барли. Она охраняла меч и была из разряда женщин, входящих в горящие избы и останавливающих коней наскоку. Но потом, сами понимаете, — за таверну платить надо, вот она и превратилась в директора заведения. И совсем позабыла о своем предназначении быть смелым воином и хранителем меча.

И именно эльфы напоминают ей о ее миссии. Да, она, как и Лорел, не геройствует в ключевых сюжетных моментах, но они обе помогают мальчикам в финале. И это не потому что женских персонажей хотят принизить. Это потому что они обе — второстепенные героини, а значит, их миссия — где-то направлять, где-то помогать, где-то просто поддерживать.

Но «второстепенность» их ролей не делает их слабыми или однобокими. Они выглядят сильными женщинами, у которых есть свои хобби (привет, аэробика), которых никак не угнетают по половому признаку и которые при этом с особым трепетом относятся к близким.

На тот риторический вопрос, может ли режиссер такого масштабного проекта позволять себе такой гендерный дисбаланс, я отвечу, что может. Сегодня есть достаточно много мультфильмов, где главные роли отданы женским персонажам или и женским, и мужским.

Сложно в век тех же диснеевских принцесс — храбрых, самобытных, но при этом умеющих тонко чувствовать и переживать — заявлять, что в мультипликации проблемы с женскими персонажами. Официантка Тиана (мультфильм «Принцесса и лягушка») вынуждена откладывать каждую заработанную монету, чтобы открыть свой ресторан. И она через боль и страдания идет к своей мечте: да, иногда валится с ног от работы, иногда унывает, но идет.

Нелогично обойти стороной и мультипликационные сериалы. Возьмем, к примеру, «БоДжека», где есть Диана и Принцесса Кэролин. Обе героини выглядят полноценными персонажами со своими проблемами, способностями и увлечениями. Их не урезают в сюжетном плане, ведь они изначально заявлены как главные персонажи. Их не урезают и по гендерному признаку и показывают как их природу, так и их социальную роль: Принцесса Кэролин способна сильно по-матерински любить и вместе с этим в ней умещаются задатки успешной бизнесвумен. Подробнее о глубине героинь мы написали в полном анализе «БоДжека».

Не думаю, что сегодня, в век, где так активно женщины борются за свои права, где в кино стирают расовые и национальные различия, Pixar станет специально снимать мультфильм, игнорируя вопрос феминизма. Учитывая, что студия уже идет вперед и добавляет ЛГБТ-персонажей, сексуальные предпочтения которых в российском прокате решили не упоминать. В оригинале циклоп по имени Спектр, которая работает в дорожном патруле, говорит о своей возлюбленной, но при дубляже слово «девушка» заменили на «партнер».

Странно было бы пытаться переписать собственную историю ради того, чтобы в ней формально было одинаковое количество женских и мужских персонажей. Ведь баланс — это вопрос общей совокупности историй, а не равенства в каждой из них.

А позицию канала вы сами знаете.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО