«Паразиты» победили на «Оскаре-2020». Почему это важно

«Паразиты» — первый фильм не на английском языке за всю историю церемонии, который победил в категории «лучший фильм». Денис Варков объясняет, почему картина стоит вашего времени.

  • 2267
  • 0
  • 10 Февраля 2020

На «Оскаре-2020» «Паразиты» забрали статуэтки не только за лучший фильм, но и за лучшего режиссера, лучший оригинальный сценарий и лучший фильм на иностранном языке. Режиссер Пон Джун-хо, поставивший «Сквозь снег» и «Окча», снял первую с 2009 года картину без фантастического подтекста, и она притянула внимание мировой общественности.

Так в чем же ее достижение? Могу назвать вам три причины.

Во-первых, это фильм, который ломает ожидания. Он умело маскируется под комедию в первой половине. И когда зритель привыкает к тому, что видит на экране, и осознает, что картина стала идти по предсказуемым тропам (ага, я уже видел это!), Пон Джун-хо ломает все ожидания, меняя жанр по ходу истории.

Современный зритель благодаря голливудской шаблонности отвык от опыта неожиданности, когда невозможно предугадать, что будет дальше. И речь, конечно, не про твисты, а в целом про повествование и подачу. «Паразиты» поставлены в Корее, и это чувствуется в подаче истории — фильм обесценивает опыт зрителя, успевшего посмотреть немало западных картин в разных жанрах и буквально смеется над его попытками угадать финал фильма. И делает это несколько раз.

Во-вторых, это хитрая критика классовой повестки в обществе. Семьи Ким и Пак из разных социальных слоев. Ким — приспособленцы. Они буквально выживают в бедном квартале и благодаря этому научились легко подстраиваться под любые перемены. Когда у них появляется шанс найти новую работу, они как паразиты (отсюда название), захватывают все окружение семьи Пак, перевоплощаясь на глазах.

Классовое неравенство — актуальная тема в современном азиатском кинематографе (можно вспомнить, например, «Пылающего» 2018 года). По вполне понятным причинам проблема громадной пропасти между людьми все чаще выбирается в кинематограф, и «Паразиты» показывают ее удивительно наглядно.


Фильм не стремится пугать ужасами бедности, он показывает, что люди живут, как тараканы, и потому мельчайший проблеск другой жизни для них стоит любого риска.


В-третьих, это история о ценности семьи. Глава семьи Пак устал от работы, однообразия и бытовых обязанностей, которые полностью переложены на обслугу. Это приводит к конфликтам между супругами и отстраненности детей. Среди Ким нет никаких разногласий — вся семья живет и существует цельно, потому что они способны выжить только вместе.

Пон Джун-хо показывает семью Ким умными и проницательными людьми. Они не виноваты в своем положении и в иных обстоятельствах добились бы большего. Им приходится хитрить, чтобы выжить. Ведь на бедных улицах еще тысячи таких же семей, как они. Здесь не до моральных ценностей.

«Паразиты» тасуют жанры, смешат и пугают зрителя, а на деле это своего рода притча — о том, как мало нужно для хорошей жизни и как попытка украсть счастье у других может всю семью сделать несчастной.

Советует хорошее кино
Ваш Дважды Два.

Написать коммент