ПОНЯТНО
Привет от родителей: почему мы и анимационные герои полны комплексов

Привет от родителей: почему мы и анимационные герои полны комплексов

На Netflix вышел мультфильм The Willoughbys про двинутых родителей и их детей, которых выбросили из домашней теплицы в реальность. Анимация часто говорит с нами о важности родителей и воспитания. А теперь мы поговорим об этом с вами.

  • 4482
  • 0
  • 24 апреля 2020

Многие из нас вырастают настоящими садовниками с букетами из комплексов — часть нам безвозмездно дарит общество, часть получаем от токсичных отношений, но особенно щедры здесь бывают родители. Важно осознавать, как сильно влияют установки из детства на нас. Давайте сегодня выберем режим беседы посерьезнее и поговорим о семье и родителях.

Начнем с примеров в анимации, которая не жадничает и часто говорит о проблемах в семье. Порой при просмотре что-то екает внутри, мы обращаем внимание на ситуации, в которые попадают персонажи, и ждем, как же в итоге все повернется. Мы невольно ассоциируем себя с героями и через них открываем свои глубины. Иногда такое столкновение с собственным отражением бывает настолько внезапно, что вызывает внутри резкие эмоции: от негодования до слез. Это нас одновременно оголяет и подталкивает к анализу своих жизненных установок и чувств. И, кажется, разговор с анимацией — один из самых безболезненных и мягких способов разобраться в себе. С этого и решила начать наш редактор Наташа Лобачева.

СЕМЬЯ УИЛЛОБИ

Вам может показаться, что мультфильм максимально детский: герои с малиновыми волосами, кот-баюн-рассказчик, пышная и оттого такая притягательная няня — все располагает к себе рейтинг 0+ и 10-. По ходу сюжета нас знакомят с владельцем конфетной фабрики, отправляют в путешествие на самодельном летательном аппарате, и это только подтверждает возрастную маркировку. Отчасти так и есть, но давайте копнем глубже.

История семьи Уиллоби о том, как дети решили сплавить родителей в далекий тур и не на две недели, а при идеальном раскладе навсегда. Почему так? Ведь в самом начале нам рассказывают о семье с хорошей репутацией и известной династией. Да и родители этих четырех детей вполне способны любить. Только вот не потомство, а себя. Тиму, Джейн и близнецам Барнами внимания не досталось. И каждый из детей реагирует на эту нелюбовь по-своему.

Младшие братья держатся друг друга, делят один свитер на двоих и, кажется, неплохо себя чувствуют. Джейн уже не верит, что родители могут хоть как-то обратить на нее внимание, и свои эмоции отдает мелким, а чувства конвертирует в творчество: часто поет песни о том, как все могло бы быть. А вот Тиму приходится нелегко. Возможно, из-за того, что он самый старший и больше всех провел времени с родителями, он всячески старается им угодить. Они лишают его еды и отправляют в чулан, а он все равно боится побеспокоить их в часы отдыха и огорчается каждый раз, когда им пренебрегают. Недостаток любви вызывает постоянную необходимость выпрашивать ее. Но родители снова и снова не восполняют эту дыру, только увеличивая ее размер. Похоже на замкнутый круг.

Благо в дальнейшем жизнь детей сильно меняется с отъездом родителей и приходом няни в их дом. Им будто открывают глаза: вот, смотрите, как люди правда умеют любить. Не будем рассказывать, как именно это происходит — у нас адблок на спойлеры.

СЕМЕЙКА АДДАМС

Небольшая сноска для внимательных читателей: в декабре мы делали пост про худшие ремейки, где мелькала «Семейка Аддамс». Не дадим вам поймать нас: концептуально мультфильм правда проигрывает оригиналу. Но то, как в нем показаны отношения родителей и детей, заслуживает высшую оценку.

Одна из сюжетных линий — это подготовка Пагсли к главному ивенту всего рода Аддамс — посвящению мальчика в ряды мужчин. Для этого нужно выучить мазурку со шпагой и показать всем, кто тут теперь главный танцор. Но Пагсли совсем не про это. Он любит гранаты, бомбы, кататься на ракетах и все с описанием «взрывное». Это поначалу расстраивает родителей: а как же пляски и угождение всем дальним родственникам? Но когда мальчик спасает семью от смерти, все видят настоящее призвание героя. Получается, родители тоже бывают не правы. Важно, что они умеют это признавать.

Параллельно с мученическими тренировками Пагсли мы видим развитие отношений Мортиши с Венсдей. Девочка резко начинает увлекаться розовым (это как в реальном мире вы однажды приходите домой готом), заводит себе подругу из реального мира и больше не стремится быть мамкиным дитем. Это расстраивает Мортишу: она вспоминает их совместные посиделки с грустью. Но в этот важный для подростка период она не отворачивается от девочки. Ведь все мы бываем отвратительны в этом возрасте. Но бунт — показатель, что человек знает, как правильно. Именно поэтому самый легкий способ привлечь к себе внимание и показать, что ты личность, — сделать ровно наоборот. Поэтому Мортише стоит расслабиться: она хорошо воспитала Венсдей.

БОЛЬШОЙ РОТ

Прекрасный сериал про взросление, пубертат и секс-просвещение, в котором есть хороший пример правильного подхода родителей к воспитанию. Важно прививать ребенку представления о мире без стереотипов, а еще учить его принимать и любить себя. Чтобы во взрослой жизни героини не стеснялись своего тела, которое может показаться в подростковом возрасте некрасивым (все мы знаем, как сильно меняемся в средней школе), мамы ведут их в общую сауну. Там начинается настоящий мюзикл, где женщины разных форм и размеров поют о принятии себя. Неважно, какие у тебя параметры, волосатые у тебя подмышки или нет — важно ощущать себя в своем теле хорошо. Ведь каждый из нас прекрасен по-своему.

Сериал хорош в качестве методички, и если родителям некомфортно разговаривать на эту тему, можно просто врубить «Большой рот».

ДОЧЬ

В первых трех случаях мы разбирали примеры воспитания «здесь и сейчас», а теперь посмотрим работы, где акцент смещен на этап, где дети успели повзрослеть. Короткометражка «Дочь», номинированная в прошлом году на «Оскар», — это история о том, как нелюбовь отца отзывается нелюбовью его дочери в будущем. Мы часто дублируем поведение и отношение родителей, учимся жить и любить, смотря на них. Сложно отдавать любовь человеку, который не смог когда-то показать, что вообще такое любовь. Сложно после долгих лет пустоты в сердце вообще начать вырабатывать нежные чувства. Но еще сложнее, наверно, принять, что причина пропасти между тобой и ребенком — ты сам.

КЛАУС

В этом мультфильме мы знакомимся с главным героем, когда ему уже за двадцать. Авторы не напрягаются с флешбэками в детство, но все же оставляют подсказки о том, как воспитывался Джеспер. В разговоре с отцом он упоминает о жизни в стиле «лухури» среди шелковых простыней и тарталеток с икрой. Отец Джеспера — судя по богатому кабинету и обилию связей — мужик занятой и деловой. И — судя уже по уровню избалованности Джеспера — был таким всегда. Он как-то пытался перевоспитать сына почтовой академией, но привычку к роскоши это из Джеспера не выбило. Потому бизнесмен идет на крайность и посылает сына в Смирензбург — другими словами, Мухосранск.

И там-то вылезает отсутствие внимания со стороны отца и то, как он пытался обойти тяготы воспитания. Это все сделало сына самовлюбленным и способным слышать только собственные желания, как он привык это делать всегда. Все якобы хорошие дела, которые совершает Джеспер, — это только желание убежать из Смирензбурга и погладить по голове свое собственное эго. Понимание, что можно и нужно давать безвозмездно окружающим тепло и радость, приходит у него только через набивание шишек. А могло быть привито в детстве.

КОРНИ ИЗ ДЕТСТВА

Здорово, когда ребенок растет в свитере из маминой заботы. Такие дети часто не боятся себя проявлять, умеют находить внутренний баланс чуть чаще остальных и с радостью делятся любовью с окружением. К сожалению, в мире лимит свитеров из маминой заботы, и многим из нас приходится сложнее.

Здесь и далее иллюстрации Настеньки

Очень многое в нас формируют родители в раннем детстве. Например, если они умаляют наши страхи темноты, Бабы Яги из сказок или высоты, мы можем в дальнейшем только развить эти фобии, а заодно ударить по собственной самооценке. Ведь нам показали, что наши переживания не так уж и важны. Если же родители в этот момент не бросают нас и объясняют, что в темноте не прячутся монстры, а бабайка выдумана, то мы можем побороть страх или хотя бы знать, что рядом есть поддержка.

Часто родители не так истолковывают сигналы детей: например, отсутствие внимания может подтолкнуть к воровству или к чему-то другому «запретному». Это не желание забрать чужое — это призыв обратить внимание. Люди не понимают истинного значения, ругаются, и все остаются недовольны. Это в дальнейшем приводит к тому, что многим из нас тяжело выражать свои чувства и делиться мыслями.

К сожалению, многие родители вместо похвалы и заботы решают пойти обломным путем: прямо и честно говорить детям, что они самые обычные люди без особых талантов и, соответственно, перспектив в будущем. Это не взращивает в ребенке объективность, это губит его мечты. Да, важно объяснять, что мир сложен, не всегда справедлив и даже опасен, но также важно верить в ребенка и заражать его этой верой. Ведь все поломанные в детстве мечты сильно консервируются в нашей голове и при каждом поражении тут же возникают эхом прошлого, ведь «папа мне говорил».

ПИЛЮЛЯ ОТ КОМПЛЕКСОВ

Было бы идеально иметь под рукой пачку таблеток от комплексов. Этой таблеткой можете стать вы. Часто мы прячем наши слабости и переживания из-за их тяжести. Нужно научиться смотреть в глаза своим страхам, чаще задумываться, что настоящий источник ваших комплексов, а по возможности обращаться к специалисту.

Мы точно знаем одно: нужно воспитывать и в себе, и в других людях любовь, транслировать ее и делиться ей. Тогда другим чувствам и эмоциям просто не хватит места.

Любите себя так же, как вас любит
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО