«Персеполис» — автобиографический комикс о свободе, творчестве и иранской революции

«Персеполис» рассказывает историю девушки, заставшей страну до и после религиозных изменений. Это один из самых популярных автобиографических комиксов. Его анимационную адаптацию мы недавно показывали в эфире, в связи с чем и решили обратить чуть больше внимания на комикс.

  • 750
  • 0
  • 28 Декабря 2019

Комикс рассказывает о воспоминаниях Маржан Сатрапи. Начиная с самого детства, которое совпало с ужесточением законов ее родной страны, до переезда в Европу и последующего возвращения. Когда ей было десять лет, в Иране произошла исламская революция. Свободолюбивая и ориентированная на запад (последний шах хотел жизни как в Америке), страна вернулась к традиционными ценностям и религиозным устоям.

Юная Маржан с детской перспективы застает изменения 80-го года, когда частью школьной формы сделали платок для покрытия головы. После этого законы становились все жестче и жестче. Главная героиня выросла в достаточно прогрессивной семье. Это оказало ощутимое влияние на нее, а истории добавило напряжения — все ее родные были близки к оппозиционными идеям, а в условиях новых порядков это опасно.

И вот ребенок повторяет родителям слова пропаганды, а они пытаются объяснить, почему этому не стоит доверять. Но нельзя и допустить, чтобы из-за неаккуратного слова или знания девочки вся семья попала в беду. С детства начитанная (ее любимая книга — «Диалектический материализм» Маркса и Энгельса), она знала о большей реальности, чем та, которую ей подсовывали. Какое-то время она общалась с Богом и мечтала стать проповедницей, но образ и идеи религии не совпадали с тем, что она видела. Вера в высшую силу была утеряна, и читатель видел в «Персеполисе» уже историю подростка-бунтаря.

Смешанные истории и воспоминания ребенка превратились в отдельные эпизоды из жизни подростка-Маржан. Сюжеты о том, как она попробовала первую сигарету, желала ходить с маникюром (что запрещено) и носила одежду, которую захочет. И это не просто подростковое бунтарство, а заигрывания с опасной властью. Обычные истории подростка перемежались с новостями о том, как кого-то арестовали, посадили или даже казнили

Все это время комикс рассказывает личную историю героини, через ее видение и взгляд. Можно сказать, это комикс от первого лица, где акцент сделан на чувствах, переживаниях и всем, что нельзя выразить просто так. И это удобный способ раскрыть себя — рисовать и рассказывать. Изображается не только то, о чем сложно писать. Это может быть усиление или визуализация воображения девушки (где потребовалось бы полстраницы на описание, может хватить одного кадра).

Ее взрослая жизнь начинается с отправления на учебу в Австрию. Родители скрипя сердцем отправили девочку из страны, зная, что на западе будет безопаснее и лучше. На этом закончилась первая книга, и началась вторая.

Юная девушка оказалась в совершенно иной культуре. В этот момент произошло столкновение двух мощных и различных культур, которые основаны на многовековых религиозных традициях. Особенно если воспитанием иранской девушки, которая приехала ради свободы, занимаются монашки. И даже светская жизнь не совпадала: на вечеринках в Иране все обычно ели и танцевали, а в Вене лежали и курили. Мало того, занимались сексом и употребляли наркотики. Если в религиозном Иране даже макияж был вызывающим, то здесь подобное поведение было нормой. Все это оказалось шоком для девушки, которой приходилось почти все веселое в жизни делать тайком.

Со временем Маржан ассимилировалась, привыкла к европейской культуре и начала жить в западном свободолюбивом стиле (ради чего ее и отправили на обучение). Она попыталась понять, кем ей быть и кем стать. После чего ей снова предстояло столкновение с восточной культурой после исламской революции.

В комиксе героиня постоянно старалась понять и привыкнуть к изменениям, найти себя и понять, как правильно жить в этом мире. Но как только она, казалось бы, нашла и определила себя в этом мире, он изменился. И это не просто взросление, а кардинальное изменение мира вокруг тебя. 

Следить за этим невероятно увлекательно. Но самое цепляющее — автобиографичность. Помимо того, что искренняя история человека интересна сама по себе, этот жанр отлично подходит для комиксов. Способность выражать эмоции и впечатления через графику — особенно детские, когда слов для выражения эмоций еще не хватает, а впечатлений много, — дает авторам на одном языке показывать мир и эмоции, смешивать реальное и чувственное. И это хорошо рифмуется с погружением Маржан в две противоположные культуры. 

Автобиографический комикс использует свою условность (в изображении), чтобы показывать только важное, создавать акценты в кадре. Говорить о том, что помнишь, все остальная оставляя в пустоте листа. Тут даже карикатурность играет на руку — при чтении легко вживаешься в такую историю. Из похожих комиксов вспоминается «Маус», который тоже говорит на серьезную тему и схожим образом воспринимается. «Персеполис» использует даже меньше визуальных приемов и трюков, позволяя сконцентрироваться на истории, которая идеально ложится в комикс, где в центре внимания находится поиск самого себя. На русском языке комикс выпускался издательством «Бумкнига». 

Новогодние праздники — время для комиксов.

Ваш Дважды Два.

Написать коммент