ПОНЯТНО
Покемоны, Годзилла и Тоторо: что у них общего и причем тут религия

Покемоны, Годзилла и Тоторо: что у них общего и причем тут религия

В аниме все намного сложнее и серьезнее, чем кажется на неподготовленный взгляд. Тут вам и синтоизм, и буддизм, и экономичное мышление. Ну и котики, конечно.

  • 3085
  • 0
  • 17 Июня 2020

Все, что волнует японцев, обязано быть увековечено (иногда в пугающе безграничных масштабах). И анимация тому подтверждение, особенно если перестать воспринимать ее через розовые очки фансервиса или каких-нибудь гигантских роботов. Если вдуматься, аниме в целом продолжает традиции театра кабуки: гипертрофированные эмоции персонажей, символизм 70-го уровня, образы и сюжеты, основанные на мифологии. Ну и на сцене не мужчины в кимоно и причудливом гриме, а все, кого удалось нарисовать. Разбирается Анастасия Шабловская.

С мифологией получилось особенно удобно, поскольку традиционная японская религия — синтоизм. А он максимально лояльно относится к различным переосмыслениям своего пантеона: хочешь — мультики рисуй, хочешь — придумывай новые события и героев, лишь бы народ не забывал про своих богов. Аналогичная история, кстати, у индусов, которые снимают сериалы на основе своего эпоса «Махабхарата». Получаются такие повороты, что лучшие ток-шоу меркнут на их фоне.

И ведь схема работает! Еще в XIX веке в Японии перед постройкой железной дороги на государственном уровне задабривали духов леса, а императора окончательно перестали считать живым богом только к середине XX века. Основная философия живее всех живых и просачивается повсюду. Тем более, она максимально про экологию, а это сейчас модно. Наконец-то!

ЧЕЛОВЕК — ТОЖЕ ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

Не в том смысле, что характер так себе, а потому что мало отличается от сороконожки в плане значимости для мироздания. Эту идею в красках описывает Хаяо Миядзаки практически во всех своих работах. Ярче всего это отражено в «Навсикае из долины ветров», где Земля становится враждебной для людей, устроивших войну.

Но и в «Унесенных призраками» есть дух реки, пострадавший от человеческого мусора (Тихиро вытаскивает из него ржавый велосипед в купальне). А «Тоторо» вообще о гармонии с природой до кончиков ушей. Как, кстати, и свежее аниме Макото Синкая «Дитя Погоды»: там напрямую о связи судеб со стихиями и о том, что природе есть, чем ответить на весь этот наш прогресс.

Основная идея проста: как только двуногие начинают забываться и короновать себя царями природы, им прилетает симметричная ответочка от вселенной: гигантские жуки, ядовитая пыль в лесах, очень заразный вирус, гигантское доисторическое животное вроде Годзиллы.

Да, эта нервная ящерка не была заимствована из мифологии, и, тем не менее, полностью выдержана в рамках экологичного мышления. Напоминаем: ретро-динозавр полез в драку с людьми после того, как его разбудили испытаниями водородной бомбы. То есть, тут классический воспитательный подзатыльник от природы разшумевшемуся человечеству.

В продолжение идеи близости всего со всем выступает и многомиллионный пантеон японской мифологии. Если обобщить, в мире одновременно существует три вида существ. Собственно, люди — с ними все понятно. Затем то, что остается от людей, — бессмертные души предков. Это те ребята, которым помогают проводники в аниме «Блич».

А вот третья составляющая самая разнообразная. Это духовные сущности, которыми могут быть как безымянные духи, так и предки японцев, (ками) и духи всего, что окружает людей — от чайника до слона (обакэ). Отлично иллюстрирует всю эту историю аниме «Покемоны», которое запрещено в исламских странах в том числе за пропаганду синтоистского многобожия. Кстати, большая часть этих бойцовых причудливых зверей действительно основана на представителях японской мифологии. Не думали же вы, что пленные сценаристы выжимали эти бешеные тысячи Слоупоков и Экзегуторов из своего воспаленного разума.

БОГИ ПОВСЮДУ

Приятная особенность ками — постоянство. Если уж назвался богом смерти, береги честь плаща и не превращайся во всех подряд. Так Тоторо, например, не придет в голову вселяться в какую-нибудь милую девушку и отправляться на поиски приключений — он правит лесом (хотя его придумал Миядзаки).

Причем Ками вполне «нормальные» с точки зрения людей: им не чужда способность накосячить, как шинигами Рюк в «Тетради смерти», они могут спутаться с людьми или жить в образе полусумасшедшей школьницы, как Тет в «Без игры нет жизни». А вот с обакэ ситуация более неоднозначная.

Тет, «Без игры нет жизни»

ПРОЧАЯ НЕЖИТЬ

Разнообразнее всего, естественно, мир служебных духов, демонов и прочих изменчивых персонажей. Они могут прикидываться кем попало, заводиться в предметах и животных и часто склонны к порокам и непотребствам. Короче, интересные существа, незаменимые для аниме и любой вечеринки.

НЕ ТО, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

В Японии каждая вещь, которой достаточно много лет, может вырасти в полноценного духа-цукумогами. На выходе получится ожившее чучело, например, или автобус с явными чертами и повадками кота. Или симпатичная девушка: хорошим фансервисом ничего не испортишь.

Где встречается: Котобус в «Тоторо» и  Пугало-репка «Ходячем замке Хаула». А также «Цугумомо», где в девушку превращается пояс, «Флотилия», где героини — это немного военные корабли, «Страна самоцветов» и ее длинноногие камни. И даже в некотором роде этти-аниме «Импульс Валькирии: Русалка», где одни красотки превращают других в колющее и режущее оружие.

ГНЕВ И ЯРОСТЬ

Чаще всего с духами предков все спокойно: пару раз в год они приходят на землю с мирным визитом, в остальное время занимаются своими потусторонними делами. Но если перед смертью дух был не в лучших чувствах — злился или ревновал, например, — из него получится очень сильная нежить. Причем не важно  человек это будет или, скажем, кабан (так что лучше не злить вообще никого). Такого неспокойного духа называют Мононокэ, что сразу расставляет на свои места все и в полнометражке «Принцесса Мононоке», и в одноименном аниме-сериале. Между собой эти произведения никак не связаны, если что.

Где встречается: помимо, собственно, двух «Мононоке», есть еще вагон тайтлов, герои которых гоняются за разбушевавшимися душами. Например, «Китаро с кладбища», где вообще канонично и с любовью про разных обакэ.

КОТИКИ

Котикам не доверяет ни одна религия (потому что невозможно постоянно требовать еду, отвратительно себя вести и все равно оставаться милым, если ты не демон). Египтяне на всякий случай возвели кошек в культ и даже накрутили из них мумий, не хуже, чем из фараонов. В православии пушистых признали бесовщиной (спасибо, что не истребили). А японцы просто считают котов оборотнями — бакэнэко. Но не всех: только тех, кто достиг определенного возраста или отрастил достойных размеров хвост.

Где встречаются: «Возвращение кота», Черныш в «Синем экзорцисте», Мяут в «Покемонах», Няко-сенсей в «Тетради дружбы Нацуме»Тысячи их!

ЛИСЫ

Нельзя говорить про аниме и пройти мимо лис. Потому что в Японии это не какая-нибудь рыжая хитрюга, мечтающая отобрать у кого-то монетки или слопать кого покруглее. Кицуне очень хорошо умеют в магию, и в первую очередь — в превращения в людей. Как и у котов, эта опция открывается с возрастом.

Чаще всего, конечно, лисы становятся гиперактивными девушками с неоднозначным характером (и не особенно высокой социальной ответственностью, как в восьмом эпизоде сборника «Любовь. Смерть. Роботы»). Но возможны варианты. Стоит вспомнить хотя бы «Наруто» и его девять хвостов. Кстати, есть мнение, что хвост отрастает на каждые 100 или 1000 лет жизни лисы.

Где встречаются: Изуна Хатсусе в «Без игры нет жизни», «Инари в нашем доме», Томоэ в «Очень приятно, Бог». Аналогичная история и в мультфильме «Девочка-лисичка», хоть он и не японский.

НЕ ПРОСТО ЕНОТЫ

Прикидываться кем-то другим могут почти все. Волки оками, как в «Волчице и пряности», или еноты, как в «Помпоко: Война тануки». Но о последних хочется сказать чуть подробнее по причине их необычной анатомии.

Так, персонажи «Помпоко» летают на своих, кхм, «сумочках», как аккуратно перевели это в России. И это не изобретение авторов аниме, о нет. Это реальная отличительная особенность енотовидных собак-оборотней, воплощения бога удачи. Помимо того, что тануки умеют превращаться в красивых людей или луну, они еще добродушные, не против догнаться крепкими напитками и… способны превращать свои тестикулы в одеяло площадью 13 кв м. или в плащ. Или в дубинку, чтобы драться с людьми. Или летать на них, как в том самом мультфильме. Незаменимая опция.

Где встречаются: «Волчьи дети Амэ и Юки», «Волчица и пряности», «Помпоко: Война тануки».

ОТПРАВИМСЯ ГЛУБЖЕ

Япония — это не только синтоизм, поэтому другие религии в аниме тоже оставили свое наследие. И мы снова не придумываем: авторы во всем признаются сами. Например, представители студии Madhouse объясняли использование буддизма тем, что его идеи всем давно знакомы и нет необходимости объяснять, что такое карма, сансара или реинкарнация.

Взять хотя бы использование в аниме цветовой гаммы: цвет персонажа напрямую связан с буддистской чакральной системой. Красноволосые чаще всего гиперактивные психи. Зеленый — цвет любви и прочего сострадания, фиолетовый — мудрости и связи с богом и т.д. Хочется поспорить, но ведь часто совпадает, не так ли?

В общем, лютый полет фантазии японцев — просто логичное последствие мифологии, в которой они живут. И от этого на душе еще теплее: ребята не соврали они реально верят, что за испытание отравляющего природу оружия можно поплатиться встречей с динозавром-мутантом, со дна океана можно выманить  легионы агрессивных кайдзю, а всякий камень может пнуть в ответ. 

Мир, дружба, покемоны.

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО