ПОНЯТНО
Золотая классика нулевых. Вспоминаем лучшую анимацию флеш-эпохи

Золотая классика нулевых. Вспоминаем лучшую анимацию флеш-эпохи

Время идет, но анимация вечна. Рассказываем о лучших мультах, которые создавались на платформе Flash.

  • 791
  • 0
  • 16 Октября 2020


В декабре этого года Adobe прекратит поддержку Flash-player, а это значит, что закончится целая эпоха. Кажется, спустя несколько лет технологию, которая захватила веб нулевых, наполнила его мультимедийностью и интерактивом, никто и не вспомнит. Но сегодня мы намерены свести ваши олдскулы. Анастасия Баканова предлагает освежить в памяти или даже пересмотреть несколько мульт-шедевров из истории флеш-анимации, пока они совсем не пропали из сети.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Изначально Flash создавался для того, чтобы хоть немного оживить интернет. Эта технология векторной анимации была просто ноу-хау того времени. С ее помощью можно было воспроизводить на веб-страницах видео, музыку и даже создавать элементарные графические изменения на статичных картинках. Компания Macromedia вбухала кучу сил и средств в доработку флеша, а потом взяла и внедрила ActionScript — язык программирования, который позволил рисовать мульты, писать игры, создавать 3D-движки и полноценные программы. Постепенно флеш стал суперпопулярной платформой, так как позволил даже юзерам, далеким от анимации, создавать своего рода шедевры. Кстати, эта платформа оказалась живучей. Под контролем Adobe она развивалась вплоть до 2012 года.

КЛАССИКА FLASH-АНИМАЦИИ

Тряхнем стариной вместе с Аланом Бекером и его серией анимации Animator vs. Animation, где нарисованные человечки разносят интерфейс. В каждом эпизоде аниматор создает так называемых жертв, чтобы помучить их. Но так получается, что антагонисты всегда ополчаются против создателя — клонируются, реинкарнируются, разбивают иконки, разрабатывают вирусы, метают огненные шары — в общем, устраивают дестрой на рабочем столе. Их главная цель — уничтожить компьютер аниматора. Кстати, у эпичного мульта есть даже спин-офф. Только там вместо нарисованных человечков сражаются персонажи из Minecraft. Все шедевральные серии можно найти на ютубе.

С флеш-анимацией ассоциируется еще один многосерийный мульт, правда уже не американский, а китайский — Xiao Xiao. Это был один из первых мультов (2001 год), где появились стикмены (простые, схематично нарисованные человечки). После этого многие игры и ролики делались с подобными палочными человечками, во многом из-за простоты исполнения. Вспомнить тот же Ninja Action. Серии Xiao Xiao действительно напоминают многопользовательские файтинги, где нужно виртуозно всех мочить. На первый взгляд — ничего необычного, но в свое время такая графика была просто «вау». Кстати, спустя четыре года появился еще один мульт про стикменов — Castle. Первое, чем запоминается главный герой — зелеными глазами, которые за него говорят о его крутости. Человечек, оказывается, военный и чуть ли не спаситель всего мира, сражающийся с зомбаками в параллельной вселенной. Коротко описать сие произведение можно так: приключенческое мочилово в монохромных тонах.

Как мы уже говорили, интерактивность считалась главной особенностью флеш-индустрии. А мультфильмы Joe Cartoon — как раз о взаимодействии с наблюдателем, ну и местами о жестокости. В «золотой коллекции» аниматора — ролик про супермуху, которая пробила голову бедному парню, и несколько интерактивных историй вроде Gerbil in Microwave и Frog in a Blender. Такие ретро-ролики зачастую имели несколько сюжетных линий: развитие действия там зависело от выбора зрителя. Анимация не напрягала, смотрелась на одном дыхании и даже поднимала настроение. Ну что может быть веселее, чем регулировать скорость блендера с лягушкой внутри (да, это жестко)?

К слову о жестокости, в истории флеш-короткометражек было и такое явление как Happy Three Friends. Эпизоды анимации создавались на платформе Macromedia Flash, хроном около двух минут, и были рассчитаны на медленную скорость интернета. Сериал всегда начинался как безобидная история про зверюшек, а заканчивался обязательно насилием, причем беспричинным. Это безумие сейчас напоминает «Пункт назначения», где все герои умирают по случайности и до абсурдности нелепо. Мультик вообще считается комедийным, но попробуйте посмотреть на него с мыслью, что некоторые эпизоды основаны на реальных событиях. Проект просуществовал довольно долго, фактически до 2014 года, хотя в России его сняли с эфира еще в 2008 за пропаганду насилия и жестокости. Но друзья не так просто вышли из чата. Неожиданно на карантине студия-дистрибьютор Mondo Media выкатила новый 35-секундный ролик Happy Three Friends: Hot Tub Shake.

Помните ли вы еще одно флеш-творение, которое с 2007 года транслировал наш канал? Мультсериал Lenore, the Cute Little Dead Girl появился благодаря стихотворению Эдгара По, которым и вдохновились создатели (Adelaide Productions). Маленькая мертвая девочка ходит по миру живых и постоянно косячит, но, что странно, ее становится жаль. Ленор не понимает, поступает она хорошо или не очень, когда, например, случайно убивает хомяков, мышей и других животных. Мульт вырос из серии комиксов и получился по-готски (он явно вдохновлен этой культурой) мрачным и по-своему эстетичным. А прорисовка и озвучка такого раннего флеш-сериала заслуживает отдельного респекта.

«МАСЯНЯ», «МАГАЗИНЧИК БО!» И ДРУГИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФЛЕШ-ПРОЕКТЫ

В разговоре о проектах на флеше нельзя не вспомнить и отечественные студии. «Мульт.ру» и «Антимульт» в своей сфере практически не имели конкурентов. Первая принадлежала питерскому художнику Олегу Куваеву. В свое время он подарил вебу такие шедевры как «Магазинчик БО!» с зайцем-инопланетянином и «Ежи и Петруччо» с двумя типами в шапках. Психодела в обоих мультах хватало, как и годного стеба. А фразочки героев прямо-таки разлетались по Рунету: «Вот так бывает всегда: история пишется дохлыми зайцами» («Магазинчик БО!») или «Ведь две и две трети ноги — это не так мало» («Ежи и Петруччо»).

Отдельным столпом в куваевском творчестве стоял (да и до сих пор стоит) анимированный сериал «Масяня». Мульт мастерски сочетает в себе юмор с жизненной философией, общественными проблемами, а иногда и с политикой. Персонажи «Масяни» цепляли своей живостью: студенты говорили простым разговорным языком, частенько импровизировали. Проект то умирал, то возрождался, пока в 2012 году окончательно не перешел с флеша на ютуб. Совсем недавно на канале «Масяни» вышла актуалочка про изоляцию.

«Антимульт» вообще считал себя студией, пилящей качественную анимацию с нестандартными сюжетами, и хотел делать искусство, а не вбросы для масс. Он резко противопоставлял себя «Мульт.ру», в частности «Масяне». Первым проектом студии была анимация «AntiPR», где несколько сезонов зрители наблюдали за жизнью сотрудников рекламного агентства. Серии здесь больше похожи на зарисовки, чем на законченные истории, но за многими из них, как ни странно, скрывался глубокий смысл. Вспомним ту же серию «Сасово», где директриса Фина приезжает в деревню к бабушке. С первых минут эпизода и не подумаешь, что закончится все мыслью о вымирании деревень.

Исключительно на веселье, а не на философских загонах был построен «Синий воробей». Пташка делала пародии и перепевала хиты отечественной эстрады. Но не будем далеко уходить от музыки. В 2000-х были особенно популярны еще и зацикленные ролики. Опера наподобие «Барсуков» и «Щелезубов» с повторяющимися под упоротую песенку эпизодами точно заслужила статус золотой флеш-классики.

Помните, есть два вида щелезубов — кубинский и гаитянский, но единственный и неповторимый только
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО