ПОНЯТНО
Русские сказки: что символизируют злодеи и почему логичнее сделать плохой конец

Русские сказки: что символизируют злодеи и почему логичнее сделать плохой конец

[adult swim] выпустил JJ Villard’s Fairy Tales с рейтингом 18+, где истории про Рапунцель, Шапку и других лишили счастливого конца, залив кровищей и расчлененкой. Мы пересмотрели русские сказки и поняли, что хэппи-энд им тоже не особо идет.

  • 1364
  • 0
  • 12 Мая 2020

На днях [as] выкатил «Волшебные сказки Джей Джей Вилларда», где создатели взяли за основу тексты братьев Гримм — причем не приторные варианты с хэппи эндом, а оригинальные версии с жестокостью и всратостью — они не про счастливый конец и любовь до гроба. Мы посмотрели первый эпизод на [as] и подумали: а почему русские народные сказки такие оптимистичные?

Порылись в фольклоре, отсылках к древнему матриархату и статистике бега (зачем? узнаете) и поняли: не только сказки [as], но и наши отечественные не должны заканчиваться так хорошо. Сейчас сами поймете, почему мы так думаем.

ИСТОРИИ ПРО КОЩЕЯ

Так получается постоянно, что Кощея побеждает Иван-царевич, находя его иглу смерти, которую первый спрятал, по преданиям, на краю мира в сундуке. Он засунул ее в яйцо, яйцо в утку, утку в зайца, зайца в сундук. Игла сама по себе — символ всеобъемлющего зла, ее острие входит в окружающие предметы и заражает их злом.

Получается, Кощей спокойно может поражать врагов этой иглой. То, что он решил спрятать ее на край света, похвально. Непонятно, зачем он засунул ее в матрешку из зайцев и уток: на каждый защитный «слой» Кощея приходится свое «противоядие». Например, зайца (символ изворотливости и трусости) может поймать волк (символ справедливости и честности).

Чисто теоретически, зачем прятать иглу — предмет не особо заметный в принципе — не в 100-процентную бронь? Не легче ли просто носить ее с собой в каком-нибудь чехле и заодно атаковать ей врагов? Это же решило бы сразу все задачи героя, а у злодея они возникают постоянно.

Почему? Сам Кощей — его еще называют Кош — воплощение силы, нарушившей равноправие и отнявшей у женщин их власть. Потому он постоянно этих женщин и похищает. Логично, что с такой же периодичностью к нему наведываются мужья этих дам, с которыми приходится воевать. Не легче ли забрать острие себе и спокойно пустить этих бойцов на интересное хобби? Заодно и иголку в быту попробовать.

Иллюстрации от Наташи

КОГО РЕАЛЬНО БЫ НЕ СЪЕЛА ЯГА

Сказки про Бабу Ягу явно нуждаются в редактуре. Возьмем ту же «Василису Прекрасную», где девушка смогла попасть в избу (!), пожить с Бабой Ягой (!!), еще и смотаться обратно с огнем (!!!). Начнем с того, что избушка не случайно стоит изначально задом к героине. Дом Бабы Яги — пункт, связывающий потусторонний мир и нашу реальность. Герои обычно просят избу повернуться, потому что обойти ее нельзя: с другой стороны царство мертвых.

Сама Яга — проводник в другой мир и, по сути, мертвец: она не ходит, а только летает да спит. Курьи ноги — это не элемент декора, а символ воздушных погребений, который часто юзали древние славяне. Получается, бабка наелась и спит в своем специфическом гробу, потому ей и не нравится русский дух живых гостей.

Выбраться из избы реально под силу только какому-нибудь Ивану-царевичу, который уведомлен о необходимости повернуть избу волшебными словами. Кроме того, он не боится мертвых: при встрече с Ягой Иван сам просит его покормить. Яга соглашается, иногда даже саму себя ругает за неорганизованность. Казалось бы, герой мог бы поесть и дома, почему он сел обедать? В мифологии многих народов необходимо съесть специальное «блюдо мертвецов», чтобы попасть в загробный мир. Да и, скорее всего, Иван сам направляется туда за Василисой, потому у него есть шансы уйти от Яги.

Плюс ко всему Баба Яга — символ древнего матриархата, когда люди поклонялись тотемическому женскому предку. А образ этот включал и культ природы (привет гусям-лебедям, помогающим Яге), и домашний очаг (наличие метлы, ступы), и дар провидения (бабка все и про всех знает). Так что обхитрить эту всевидящую старуху не так просто, как это удалось, например, Машеньке и Ванечке в «Гусях-лебедях». Попасть в ее избу и уйти от бабки только потому что тебя «охраняет благословение матери» (так сказала Василиса в своей сказке) — тоже не суперлогично. Получается, без нужной подготовки выбраться с края гремучего леса вообще нереально. Так что большинство героев должны бы отправиться в царство мертвых.

ПОЧЕМУ МАШЕНЬКА НЕ МОГЛА УДРАТЬ ОТ МЕДВЕДЕЙ

Образ медведя в русских сказках — добрый зверь, который может разозлиться, если его обидеть (все мы немного медведи, мда). Косолапого обычно уважают — охотники порой просят их похоронить с фигурками медведя. Короче, бурый зверь не символизирует древнего предка десятого колена борцов за длинные когти или еще кого-нибудь. Потому, если бы современная Машенька решила бы укатить на время изоляции в лесную избушку, она бы столкнулась с медведем, который хоть сказочный, хоть реальный — ведет себя плюс-минус одинаково.

А раз Машенька раскидала его вещи, съела запасы и помяла мебель в доме, она сто процентов разозлила бы бурого. И убежать от него точно бы не получилось: скорость бурого медведя — 52 км/ч, максимальный рекорд человека — 44 км/ч. Учтем, что Машенька вряд ли спортсменка, шансов у нее о-о-очень мало. Тем более, по сюжету она встретила сразу трех медведей. Кто-нибудь да точно бы съел!

Хотя, если по телику ваш любимый сериал, можно и ускориться.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО