ПОНЯТНО
Новые русские screenlife-сериалы о самоизоляции. Или как отупеть за сутки

Новые русские screenlife-сериалы о самоизоляции. Или как отупеть за сутки

«Все вместе», «Беезумие», «Безопасные связи» и немножко стандартного ада от «культового» режиссера Сарика Андреасяна. Все побежали снимать фильмы на самоизоляции про самоизоляцию в формате Zoom-конференций.

  • 6135
  • 0
  • 15 мая 2020

Ситуация с коронавирусом и пандемией нанесла большой урон киноиндустрии: кинотеатры закрыты, производства встали, премьеры откладываются. Но есть еще один большой пункт, из-за которого страдает вся индустрия. И происходит это прямо сейчас, а не в перспективе. Во время самоизоляции основные стриминговые сервисы сразу же побежали снимать скринлайф-сериалы, то есть показывать повествование через Zoom (или другую похожую программу).

На сайте медиа Screenlifer, которое Бекмамбетов создал еще в прошлом году, написано следующее:

«Несколько лет назад Тимур Бекмамбетов вместе с командой своей компании „Базелевс“ обнаружил новый киноязык — screenlife. Бекмамбетов спродюсировал screenlife-фильм „Убрать из друзей“, в котором действие происходит на экранах компьютеров героев. При бюджете в $1 млн в мировом прокате было собрано $64 млн».

То есть он утверждает, что он прям новый язык обнаружил. Первый. Ну пускай, мы вообще не об этом, конечно. Далее еще был фильм «Поиск», который получил две награды на «Сандэнсе», поддержка нескольких проектов, как «1917. Свободная история», и так далее. Но в целом массово никто не пытался даже заходить в этот формат, но тут внезапно случился коронавирус с карантином. И все побежали.

Особенно побежали стриминговые платформы (ну а кому еще, кинотеатры же закрыты). И в итоге у каждого стрим-сервиса появилось по одному «эксклюзивному» художественному скринлайф-сериалу. Вот их мы и разберем: кто, что и главное — зачем.

«ВСЕ ВМЕСТЕ», OKKO. РЕЖИССЕР: ВИКТОРИЯ КРАВЧЕНКО

Сюжет: Гоша и Лера собирались устроить на выходных вечеринку с друзьями и объявить, что ждут ребенка. Однако вирус и паника вмешались в планы ребят. Примкнув к общему движению #stayhome, Гоша и Лера перенесли вечеринку в удаленный формат, пригласив всех в видеочат. Как оказалось, вирус уже сказался на жизни их друзей: магазинчик комиксов Пети на грани банкротства, Саша перешла на удаленку и беспокоится за свою работу, а скептичный ко всей этой шумихе Рома подозрительно кашляет.

Первый эпизод сериала начинается с фразы закадрового голоса: «Зачем планете вы?» Сразу хотелось бы отзеркалить и обратиться к создателям: «Зачем этот сериал нам?» Он не привносит никакой интересной мысли или уникальной эмоции. Да, там целиком формат зум-созвона, но если убрать слой этого формата, то что останется? Кажется, только скучные диалоги, бессмысленные истории и уже протухшие стереотипы: от старинных «как же сложно платить за кредиты» до вроде новых «Видно меня? Связь плохая». И все это максимально в лоб.

Хоть и герои достаточно подробно прописаны, некоторые из них сильно бесят примерно сразу. Особенно те, которые пытаются отыгрывать молодежь фразами типа «Приветики-пистолетики» или «Чикираут, бро». И таких фраз, от которых рука прилетает ко лбу, достаточно много. Сильнее всего фэйспалм совершается на диалоге:

— У тебя кашель сухой?

— У меня кашель охренительный.

Проблема сериала в том, что это разовая и короткая история, которую бессмысленно было растягивать на целый сезон. В каждом эпизоде происходит примерно одно и то же, драматические линии выглядят как неработающий придаток, а проблемы героев не цепляют вообще.

Но есть две классные вещи, которые у «Всех вместе» все-таки есть. Первое — анимационно-инфографичные перебивки, которые дают возможность хотя бы свободно вздохнуть и отдохнуть от лиц главных героев. Конечно, эти перебивки немного скучные и натянутые, но разбавляют общую динамику отлично. А второе — песня группы «Комсомольск» в конце первого эпизода. Кажется, на этом плюсы и закончились (актеры — просто актеры, история — просто история: ни хорошо, ни плохо, то есть никак).

«БЕЕЗУМИЕ», КИНОПОИСК HD. РЕЖИССЕР: АЛЕКСАНДР МОЛОЧНИКОВ

Сюжет: Пока все сидят по домам, московский режиссер и несколько известных артистов вынуждены репетировать новый спектакль удаленно. Правда, не все идет по плану, потому что отношения, секс и родители теперь тоже онлайн. Да и сам спектакль добавляет безумия, ведь в главной роли — настоящая овца.

Чтобы расширить синопсис, введем небольшое, но важно уточнение, вокруг которого все и крутится: «Да и сам спектакль добавляет безумия, ведь одна из актрис в спектакле должна сыграть овцу, а главный герой должен эту овцу тр**нуть».

Но не спешите с выводами. В целом, это самый адекватный и интересный сериал (ну насколько это вообще возможно), за которым интересно наблюдать не из-за визуальной формы, а именно из-за сюжета. Он тут внезапно есть и развивается постепенно из эпизода в эпизод (что среди карантинных скринлайф-сериалов почти нонсенс). В первую очередь за «Беезумием» хочется наблюдать благодаря режиссеру Александру Молочникову — он, если что, успешный и самый молодой режиссер МХТ имени Чехова и заодно неплохой актер. Кажется, на его работе держится основной успех продукта: все выглядит как бодрая и динамичная читка пьесы.

Единственная большая проблема — с второстепенными линиями. Их очень сложно втиснуть в формат зум-созвона, так как у зрителя складывается ощущение, будто ты сам присутствуешь на этой конференции. И когда внезапно один звонок прекращается, и включается второй «тайный» звонок — ты этому просто не можешь поверить. Такая же проблема и у всех остальных скринлайф-сериалов.

Жанр комедии здесь, наконец, оправдан, в сериале даже хочется иногда смеяться. Чаще не из-за текстовых реприз, а из-за обильного (но на самом деле даже уместного) мата. Стычкин играет Стычкина, Молочников — Молочникова, Верник — Верника. В этом как раз самый кайф: зритель как бы подсматривает онлайн-репетицию спектакля, где известные актеры бесятся, угорают и матерятся. То же самое от каких-то натужных героев, как в том же «СидЯдома», уже не сработало бы.

«БЕЗОПАСНЫЕ СВЯЗИ», START. РЕЖИССЕР: КОНСТАНТИН БОГОМОЛОВ

Сюжет: Одиночество — это остаться одному или остаться с тем, кого не любишь? Герои продолжают жить полной жизнью, несмотря на обстоятельства. Сериал рассказывает истории трех пар, чьи отношения развиваются в период карантина: любовники, застрявшие в самоизоляции со своими супругами; взрослый мужчина, который находит по скайпу молодую девушку для того, чтобы она себя вела, как его мама; одинокие старики, пытающиеся познакомиться поближе.

Если вы уже начали зевать, это нормально. Казалось бы, есть все, чтобы было интересно: именитый режиссер Константин Богомолов, ненадоевшие актеры (Любовь Аксенова, Никита Ефремов, Игорь Миркурбанов, Мария Шумакова), новый скринлайф-формат, с которым можно экспериментировать как угодно. Но как же СКУЧНО.

В сериале нет вообще никаких действий, то есть тут текст — главное. Получается, это идеальная форма для одного из главных театральных режиссеров современности, но Богомолов просто заставляет людей говорить этот текст вслух. Причем задача была, чувствуется, говорить все максимально скучно и заунывно. Кажется, сам сценарий лучше бы выглядел в формате пьесы: эти диалоги точно было бы интересно читать и даже смотреть на небольшой сцене экспериментального театра, но в кино это просто не работает. Очень СКУЧНО.

Скучно не только в отыгрыше диалогов, но и с точки зрения визуала. Каждый герой снят ровно с двух постоянных планов: из камеры компьютера/телефона и из профессиональной камеры, которая стоит рядом на штативе. Зачем добавлена вторая сущность с субъективным планом, не очень понятно — это точно рудимент. Насчет фонов и обстоятельств, в которых живут герои, вообще никто не заморачивался: просто черная комната, просто ванная, просто стена. Еще очень хочется докопаться до того, что молодая девушка сидит в интернете через макбук, подключенный через огромный Ethernet-провод, и с огромной веб-камерой поверх. Понятно, что это условность, но она показывает, как всем было плевать. Но в первую очередь, все просто СКУЧНО.

Про заставку и титры даже писать не хочется. Все — какая-то бесконечная халтура.

БОНУС И ВНЕ КОНКУРСА: «НАГИЕВ НА КАРАНТИНЕ», OKKO. РЕЖИССЕР: САРИК АНДРЕАСЯН

Сюжет: История артиста Дмитрия Нагиева, которая будет разворачиваться в совершенно новых для него реалиях: последние десять лет он работал круглосуточно не покладая рук, а теперь резко выпал из привычного ритма жизни и оказался на самоизоляции.

Сразу скажем, что этот сериал не целиком скринлайф — он снят стандартным методом художественного произведения, но иногда включается как бы экран инстаграма Нагиева. Поэтому в этот список он включен только в качестве бонуса, потому что пройти мимо мы не могли просто никак, потому что как можно не оценить сериал, снятый великим и ужасным Сариком Андреасяном (надеемся, он не нуждается в представлении).

Конечно же, тут присутствуют все детали, которые полюбились нам в фильмах Сарика: тупые персонажи (Нагиев играет Нагиева, только более тупого), пошлые и расистские шутки, основанные на стереотипах (например, Нагиев специально через взятку сдает жену в больницу, потому что она якобы много тратит денег и громко разговаривает) и очень-очень-очень плохой текст в сценарии. Вот вам несколько фраз вне контекста:

— I’ll be back.

— Я не Альбибэк, Я Азис.

— Я Алишеру все рассказать, он с твоими яйцами сашими сделает.

— Пора взглянуть нашей жопе в глаза.

Чувствуете уровень, да? Ну, вы поняли — старый-добрый Сарик. К десятой минуте первого эпизода начинаешь не просто тупеть, а физически разлагаться. Крышку в гроб вашего эмоционального состояния обязательно вобьют титры, набранные первым попавшимся стандартным шрифтом с двойными пробелами и короткими тире. Видно, что их сделал сам Сарик минуты за три. Но посмотреть хотя бы первый эпизод обязательно надо, все-таки это главный плохой режиссер нашего поколения.

ВЫВОДЫ:

  1. Главный вопрос — зачем? Для чего надо было снимать сразу столько одинаковых сериалов? Спойлер: скоро выйдет еще несколько. Они не дают зрителю ничего нового, даже визуально. Это просто наспех склепанные сериалы на коленке, на которые наплевать даже самим создателям. Естественно, плевать и зрителям.
  2. Все в лоб. Все выше перечисленные скринлайф-сериалы не пытаются обыграть визуальный формат, не стараюсь перепридумать форму и уж точно не хотят отрефлексировать саму тему карантина, копнув чуть глубже тем, валяюющихся на поверхности.
  3. В каждом сериале обыгрываются одни и те же вещи: гречка, кашель, туалетная бумага, курьеры. Зрителей и так тошнит от этого всего в реальной жизни, сколько можно их обсасывать, дайте что-то новое.
  4. Подобные сериалы не могут существовать в рамках темы коронавируса. Фишка в том, что новости, мысли и теги, по которым мы сейчас живем, меняются каждый день с безумной скоростью. Поэтому шутки про гречку, которые были популярны в начале марта, слушать в конце апреля просто невыносимо. И так со всем. А сценарии как раз на 80% сложены из объединяющих нас всех бытовых вещей.
  5. Все сделано отвратительно. Из-за того, что нужно было срочно снимать эти сериалы, большинство вещей ужасно: начиная с диалогов в сценарии и заканчивая титрами.
  6. Не надо это все смотреть (только если «Беезумие» или Сарика — чисто «поржать» и отупеть). Пожалейте себя.

Смотрите хорошее кино.

Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО