ПОНЯТНО
Войти в реку дважды: чему учит Spelunky 2?

Войти в реку дважды: чему учит Spelunky 2?

Продолжение игры, которая определила десятилетие! Разбираемся, чем так хороша Spelunky и почему нужно играть в новую часть.

  • 568
  • 0
  • 14 Октября 2020


В 2008 году геймдизайнер Дерек Ю сделал игру, которая определила десятилетие: ввела в обиход термин «рогалик», собрала вокруг себя сообщество спидраннеров, которые до сих пор ставят новые рекорды, и напрямую повлияла на такие игры как FTL: Faster Than Light, Binding of Isaac и Rogue Legacy. Дима Веснин разбирается, будет ли продолжение Spelunky, вышедшее 29 сентября, настолько же влиятельным как оригинал.

МАРИО В ПЕЩЕРЕ

Несмотря на то, что Spelunky вышла в 2008 году, настоящую популярность она получила уже после 2012 года, когда расширенная и дополненная версия оригинальной игры вышла на Xbox 360 и PS Vita. По сути, Spelunky во многом похож на Марио: в игре вам нужно прыгать по платформам, собирать золото и прыгать на головы монстрам.

Разница в том, что пространство, которое вы исследуете, ведет вас не вправо, а вниз, а сам уровень создается специальным алгоритмом, который отвечает за то, чтобы мир получился интересным, а ловушки и монстры часто взаимодействовали между собой. Один из главных трюков Spelunky в том, что главный герой игры взаимодействует с миром на тех же правах, что и все остальные. Например, если игрок задевает ловушки, когда проходит рядом с ними, то монстры задевают их тоже. Это делает мир игры более живым и понятным.

В этом же и заключается основная цель игры: она не только в том, чтобы победить всех боссов и пройти до конца, а, скорее, в том, чтобы самим разобраться, как там все устроено и найти все секреты. Тем более, что Spelunky целиком состоит из секретов — чего стоит только «eggplant run», невозможное прохождение игры, которое использует сразу несколько пасхалок для того, чтобы провернуть в игре схему, о которой не догадывались даже разработчики.

ЕЖЕДНЕВНЫЕ СТРИМЫ

Сначала история с баклажанным забегом в Spelunky жила как городская легенда в сообществе фанатов, а действительно популярной ее сделали стримеры. Spelunky вообще очень удобная игра для стримов: присутствие зрителей повышает ставки каждого прохождения и позволяет аудитории исследовать секреты игры вместе со стримерами. Хороший игрок в Spelunky напоминает карточного шулера на городской площади: все знают, что он будет хитрить и обманывать как может, но шоу не в этом. По-настоящему завораживает ловкость рук и мастерство, которые каждый раз дают мошеннику уйти безнаказанным.

Чтобы подогреть интерес к стримам, авторы игры придумали делать «ежедневные забеги», в которых игроки могли бы соревноваться между собой. Обычно, в Spelunky уровень создается случайно в самом начале игры, но для ежедневных забегов это правило поменяли: теперь, один раз в день, все игроки в мире могут попробовать себя в одном конкретном подземелье, которое будет одинаковым для всех. Ставки высоки: на это прохождение дается только одна попытка.

Эти ежедневные забеги существуют в Spelunky до сих пор. Они есть и во второй части игры, и это отличный инструмент не только для того, чтобы похвастаться своим мастерством и проснуться известным стримером, но и для того, чтобы исследовать игру вместе с друзьями. Так, например, несколько лет ведущие подкаста Eggplant (ранее Spelunky Showlike), каждый выпуск проходили один общий на всех ежедневный забег и сравнивали результаты между собой и слушателями.

ПЛАТО СПЕЛАНКИ И ЙОГА

Некоторые игроки проходили ежедневные забеги каждый день, почти все десять лет, по крайней мере до выхода второй части, и игра не становилась для них скучнее. Скорее наоборот, они относятся к Spelunky как к йоге или растяжкам: есть прогресс, которого нельзя добиться интенсивными тренировками в одни выходные. Нужно тянуть мышцы по чуть-чуть каждый день. Настоящий мастер Spelunky это Сайтама — супергерой, который получил свою суперсилу тем, что делал 100 приседаний, 100 отжиманий, 100 подъемов туловища и бегал 10 километров каждый день.

Именно из-за этого Spelunky либо бросают почти сразу, либо любят годами. После нескольких часов игры обычно начинается то, что прожженые игроки называют Плато Спеланки — период, во время которого заметных изменений в прогрессе не будет. Как правило, это случается после того, как игрок несколько раз прошел первый мир, но еще не научился проходить его гарантированно. На то, чтобы сдвинуться с плато, может уйти несколько часов, а то и целых дней.

Если у вас достаточно терпения, то это точно будет того стоить: после этого игра пойдет намного легче, секреты и сюрпризы будут показываться один за другим, и совсем скоро вы пройдете игру целиком, оказавшись на новом плато. До тех пор, пока не научитесь проходить Spelunky гарантировано.

СПЕЛАНКИ 2

Забудьте все, чему вы научились за прошлые десять лет: Дерек Ю и команда специально поменяли несколько важных и привычных мелочей так, что вся накопленная мышечная память вам будет только мешать. В Spelunky 2 придется учиться играть заново, и это, кажется, главное достижение сиквела. Как сформулировал Крис Планте в рецензии на Polygon, Spelunky 2 это возможность стереть из памяти свой любимый фильм или книгу, и пережить их в первый раз снова.

Если первая часть игры вам не зашла, то вторая вряд ли исправит это отношение. Но если вам по душе йога, гимнастика и терпеливое преодоление плато, то Spelunky 2 даст вам это и много всего другого. Потому что вторая часть игры относится к первой примерно как Super Mario Bros. 3 к первой части Марио. Игра вроде очень похожа, но на деле в ней намного больше миров, ветвистая структура и намного более сбалансированные взаимодействия.

Это значит, что интересные и динамичные ситуации будут встречать вас намного чаще. Сейчас, в октябре 2020 года, игра все еще обновляется каждую неделю, и авторы решают некоторые мелкие проблемы с расстановкой ловушек балансом так, чтобы захватывающих моментов было еще больше. К тому же, во второй части игры у персонажа больше жизней, а значит, вы будете реже умирать от нелепых случайностей, и чаще — по-честному, от того, что сами сделали что-то не так.

ХАРДКОР

Несмотря на то, что жизней стало больше, и появилась возможность лечиться прямо на уровне, игра все еще чувствуется хардкорной. Она совершенно не прощает невнимательность, и в ней постоянно нужно быть в фокусе, удерживать концентрацию и следить за всем, что происходило, происходит и может потенциально происходить на экране. Со временем, часть этого знания перейдет в мышечную память, и играть будет чуть проще. Когда этого знания накопится достаточно, вы с гордостью преодолеете еще одно плато.

Первая часть вышла во времена, когда сложные игры были особым культом. По отношению к игроку и его смерти, Spelunky стоит рядом с серией Dark Souls. Люди, которые помогали тестировать вторую часть игры, говорили, что каждый раз, когда они показывали Дереку Ю, что игра хоть в чем-то сходу легкая и понятная, он тут же делал этот аспект игры сложнее. А если они жаловались на сложность, то он смеялся и в ответ выкручивал сложность еще сильнее.

Такой подход может показаться беспощадным и даже в чем-то издевательским, но именно он позволил Spelunky стать игрой, которую нельзя взять с наскока. К ней придется подступиться, ее придется изучать, и со временем она многое дает взамен. Например, во второй части добавили не только ветвистую систему уровней: там даже есть какой-то связный лор, а то и целый сюжет! Все секреты Spelunky 2 еще неизвестны и, наверно, о некоторых из них мы узнаем только через несколько лет.

БОЙТЕСЬ СПОЙЛЕРОВ

Spelunky 2 — игра о терпеливом исследовании мира, понимании его структуры и оттачивании механизмов взаимодействия. Чтобы получить удовольствие от этой игры, не заглядывайте в гайды и не смотрите прохождения: соберите свои гайды, свои схемы и попробуйте обсудить их с другими игроками. Самый лучший способ это, наверно, собрать компанию друзей, и проходить Spelunky 2 вместе. Соревноваться в ежедневных состязаниях, изучать мир и хвастаться секретами и трюками, которые вы нашли сами.

Вторая часть получилась намного динамичнее: время теперь поджимает еще несколькими способами, и в игре появились специальные монстры, которые не дадут игроку залипать, выбирая стратегию. Исследовать мир тоже стало интереснее: в пещерах появился отдельный потайной слой, и в игре теперь есть NPC, которые выдают вам не самые тривиальные квесты.

Станет ли Spelunky 2 настолько же влиятельной, как первая часть? Сейчас это представить сложно, особенно в год, когда вышли Hades и Noita. Spelunky 2 не берется сказать что-то принципиально новое — у нее совсем другая цель. Если раньше вы занимались йогой, то поздравляю: теперь вышла йога 2!

Не застревайте на плато,
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО