ПОНЯТНО
Покрас Лампас, «Явь» и Philippenzo — о том, как изменился стрит-арт во время пандемии

Покрас Лампас, «Явь» и Philippenzo — о том, как изменился стрит-арт во время пандемии

Разбираемся вместе с художниками, что происходит с российским стрит-артом во время карантина и самоизоляции.

  • 1177
  • 0
  • 2 Июня 2020

С одной стороны, карантин — идеальное время для стрит-арт-художников: людей на улицах меньше, поэтому работать можно спокойнее, с другой — сократилось и количество зрителей для готовых работ, а сотрудники коммунальных служб остались без каникул и продолжают закрашивать стены, на которых рисунки появились без согласования. Мария Масальцева поговорила с Покрасом Лампасом, арт-группой «Явь» и другими художниками.

Большая часть работ, появившаяся на улицах в последние месяцы, посвящена пандемии и связанным с ней ограничениями. Это и маски, которыми обзавелись не только горожане, но и многие памятники, и врачи в образе супергероев, и напоминания о соблюдении дистанции. Первый тематический стрит-арт в России появился еще до объявления «нерабочей недели». В середине марта в Петербурге художник Loketski из гречки, туалетной бумаги и риса создал инсталляцию «Спокойствие». «Инсталляция представляет собой публичный НЗ (Неприкосновенный запас — прим. ред.). В случае острой нужды любой может срезать то, что ему необходимо» — отмечал художник.

В поддержку врачей / vandalizy
Граффити в Уфе / art.luk1
Памятник в Академгородке
Граффити на земле в Дубровицах / demchenko_365art
Фонтан на Васильевском острове из ограничительных лент
Гранитный шар на набережной Екатеринбурга превратили в коронавирус / Рома Инк и Егор Вастов

В начале апреля арт-группа «Явь» начала проецировать на стену одного из петербургских домов «Бэт-сигнал», который приодели в маску. «Даже уличное искусство можно создавать, не выходя на улицу, эта работа сделана именно так. „Бэт-сигнал“ будет существовать каждую ночь, но адрес мы не скажем, оставайтесь дома. Мы призываем всех соблюдать режим самоизоляции, не нужно рисковать собой и окружающими без веских причин», — рассказывали представители группы.

«Бэт-сигнал» на стене одного из петербургских домов / Арт-группа Явь

Позже «Явь» представила еще один проект — «Генезис» — девять виртуальных граффити о самоизоляции, которые можно увидеть только в сервисе Google Earth. «Мне еще осенью пришла идея сделать VR-стрит-арт, но постоянно не находилось свободного времени. На самоизоляции оно как раз появилось. И VR-стрит-арт именно в условиях пандемии показался нам как никогда уместным. Пандемия для нас — попытка переосмысления как современных реалий, так и своего творчества. Коронавирус создал существенные ограничения для нас как для уличных художников, и это круто в творческом плане, ограничения стимулируют, заставляя выходить за рамки и создавать нечто новое, не оставаться в старых парадигмах», — объяснила 2х2 представительница «Яви» Анастасия Владычкина. Она отметила, что хоть арт-группа и призывает всех оставаться дома, к художникам, которые нарушают режим самоизоляции, они относятся нейтрально — «это их право и их выбор».

В конце апреля большой проект «Режим повышенной готовности» в Нижнем Новгороде представил художник Nikita Nomerz. «Этот проект о кризисе государства, рассмотренный через призму эпидемии. Используемые в работах образы и смыслы, которые сегодня регулярно встречаются в новостных сводках, не кажутся новыми, они не возникли с приходом беды в виде страшной болезни. Мы давно в самоизоляции от внешнего мира и изолируем неудобных нам людей. Мы соблюдаем социальную дистанцию, разделяя общество на разные группы, которые обладают неравным доступом к ресурсам материального и духовного блага», — описывал он свою экспозицию.

До конца режима самоизоляции художник решил не афишировать адрес проекта, но опубликовал его фото, видео и сферические панорамы: «это временно, после прекращения возможной угрозы вируса и снятия ограничений на уличные передвижения, будет организовано публичное открытие, на нем будут представлены дополнительные работы. Это станет хорошим поводом собраться вместе, а пока берегите себя и оставайтесь дома».

Проект «Режим повышенной готовности» в Нижнем Новгороде / Nikita Nomerz

При этом часть уличных художников негативно относятся к стрит-арту, связанному с пандемией. «В это сложное время велик соблазн начать делать банальные работы о коронавирусе, которые неминуемо будут притягивать внимание публики. С этим позывом нужно бороться изо всех сил», — рассказывал «Собаке» художник Владимир Абих. Похожую точку зрения высказывал и Максим Има: «Все эти работы „на злобу дня“ — это хайпожорство, которое относится не к стрит-арту, а к созданию контента. Мы все этим грешим иногда, но можно сделать тонко. Когда тема лезет изо всех щелей, то не хочется даже говорить».

В разговоре с 2х2 художник Philippenzo (Филипп Козлов) признался, что не может вспомнить ни одну работу, которая впечатлила бы его за последнее время: «Наблюдается общая стагнация. А те недавние работы, что я видел в сети, выглядят как нелепая попытка в сотый раз пошутить на тему коронавируса, либо вовсе вызывают отторжение. Думать обо всем происходящем абсурде нет больше никакого ни желания, ни сил. Поэтому я провожу время за реализацией своих новых и завершением старых студийных работ. Однако, у меня нет сомнений, что мы все еще раскачаемся. Например, пару дней назад объявили, что третьему „Карт-Бланшу“ (Партизанский фестиваль уличного искусства — прим. ред.) все же быть. А это значит, мы увидим множество новых кайфовых работ от разных художников и команд».

Фото Владимира Абиха

По мнению уличного художника и каллиграфа Покраса Лампаса, сейчас границы между хайпом и желанием высказаться нет: «Мы совсем недавно столкнулись с такой большой проблемой и теперь любое высказывание на тему пандемии будет иметь огромное внимание от аудитории. Мне кажется, что это нормально, но, если художник раньше не говорил о каких-то социальных проблемах, и внезапно решил поменять курс, то есть повод задуматься. Так что в первую очередь это вопрос искренности самих художников и того, как на них повлияла пандемия, насколько они честны со своими зрителями. Любое событие — это вызов для художника, и мы не должны забывать, что через улицу мы можем коммуницировать с жителями, городом, огромным количеством людей, поэтому считаю, что и во время изоляции, и когда весь город гуляет важно выходить на улицу и высказываться».

Несвязанные с коронавирусом работы также продолжают появляться, но из-за пандемии у них стало меньше зрителей на улицах и сложнее с вниманием медиа. Например, екатеринбургский художник Рома Инк вспомнил про прошлогодние протесты против строительства храма в сквере у Театра драмы, а Hioshi — о крушении Boeing 777 в Донецкой области, Владимир Абих решил порассуждать о вандализме, а Покрас Лампас разместил в Петербурге сразу шесть работ, пять из которых украли в первый же час.

Граффити Владимира Абиха
Инсталляция в память о крушении Boeing 777 в Донецкой области / _hioshi
Одна из работ Покраса Лампаса в Санкт-Петербурге
Одна из работ Покраса Лампаса в Санкт-Петербурге
Одна из работ Покраса Лампаса в Санкт-Петербурге

«Я понимаю, что каждый раз, когда художник выходит на улицу и оставляет там свою работу, дальше с ней может произойти все что угодно. И как бы я сам не хотел, чтобы мои работы были доступны для зрителей дольше, понимаю, что часто это невозможно, поэтому следующий проект, который я сделал, не показывал в инстаграме и теперь в полушпионском режиме вижу, как люди постят и обсуждают эти работы в соцсетях, но без большой публичности, поэтому они на месте», — рассказал Покрас Лампас.

По его словам, сейчас в его студии готово около 20 полотен, выполненных с применением экспериментальных материалов: «Когда у меня отменились все перелеты и зарубежные проекты, первое, и самое важное решение, которое я принял — заказал огромную машину с холстами в студию и каждый день на карантине работал с утра до ночи».

По мнению Покраса, самой интересной историей, произошедшей в мире стрит-арта за последнее время, стал скандал с портретом Иосифа Бродского, который распечатали и наклеили на стену рядом с петербургской школой, а буквально через несколько часов закрасили по жалобе завхоза.

Художник добавил, что случай с этой стеной начал сразу несколько важных дискуссий в обществе: «Про этичность того, как быстро уничтожают уличное искусство, является ли наклеенная распечатанная картинка таким же уличным искусством как живописная работа, трафарет или постер, насколько этично клеить портрет курящего человека на стену, при этом насколько этично воевать с портретом Бродского в день его 80-летия <….> Очень интересный случай, который хочется осмыслить не только в контексте искусства, но и в контексте нашего социума».

Берегите работы художников, если встретили их на улице.
Ваш Дважды Два.

Загрузка...
ПОНЯТНО